Шолбан Кара-Оол: Туве не нужны инвесторы для создания вахтовых поселков
Республика Тува – это загадочный регион. Край контрастов и особого магнетизма. Уникальная природа, богатейшие ресурсы, Хоомей, гармоничное сочетание религий – шаманизма, буддизма и православия, талантливые люди… И довольно посредственные показатели в социально-экономическом развитии. Дисгармония? Но почему? Еще пару лет назад о Туве в федеральных СМИ писали либо плохо, либо ничего. Сейчас напротив – негатив исчезает, а регион в связи с приходом инвесторов позиционируется как перспективный. Что произошло за сравнительно короткий промежуток времени? Как сегодня развивается республика в сердце Азии и что ее ждет завтра – об этом в эксклюзивном интервью экспертному каналу «ФедералПресс» с председателем правительства Тувы Шолбаном Валерьевичем Кара-Оолом.
«ФедералПресс»: Шолбан Валерьевич, вы уже больше года являетесь руководителем Республики Тува. Как за этот год изменились ваши представления об управлении регионом? Что было самым неожиданным, с чем пришлось столкнуться в новой должности?
Шолбан Кара-Оол: Со многим… Тогда, в апреле 2007 года, я представить не мог, что какие-то вещи, события, факты будут иметь место. У меня, у новой команды, пришедшей в исполнительную власть, были иные представления о реалиях, проблемах, путях их решения. Тогда мы, относительно молодые люди, пришли с большим желанием сделать свою Родину богаче…Думали, вот если соберемся в один кулак, все у нас скоро получится.
«ФедералПресс»: А что сейчас? Это желание пропало?
Шолбан Кара-Оол: Разумеется, нет. Желание осталось, и стало даже сильнее чем тогда. Просто сейчас исчезли иллюзии, появился опыт и на его основе новая оценка ситуации. Произошло очень много событий – и в экономическом, и в политическом плане, которые сильно изменили первоначальные представления о том, что есть на самом деле и как необходимо менять положение вещей. Потребовалось время, чтобы более точно прояснить ситуацию с экономикой – выяснилось, что уровень развития региона оказался даже ниже, чем мы предполагали год назад. А в плане политики… Здесь тоже время пошло на пользу: стали ясны мотивы поступков людей, которые еще год назад числились в рядах союзников, шли практически в одной команде с нами, а теперь представляют собой так называемую оппозицию.
«ФедералПресс»: Почему так называемую?
Шолбан Кара-Оол: Я не случайно сказал, что они именно числились в рядах союзников, не были ими, а числились, и не случайно охарактеризовал оппозицию «так называемой». Да, тогда мы были полны иллюзий, что наконец-то добились консолидации общества, прекращения политического кризиса, что теперь у нас общие интересы – поднять с колен республику. Но, увы… Оказалось, что наш порыв разделяют не все, кто-то из союзников хочет получить в собственность по-дешевке тот или иной объект, кто-то, опять же из «союзников», – хороший подряд, а через него свою выгоду. Интересы бюджета, республики, ее жителей при этом не ставятся не в грош. Складывалось такое впечатление, будто органы власти спутали с большим рынком, где можно за полцены, с максимальной выгодой для себя решать свои финансовые проблемы. Были диалоги, попытки отрезвить людей, призывы делать одно дело во благо республики, народа… Приводились аргументы, что таким способом мы не сможем вытащить регион из глубокой дотационности, мы только его погубим, взывали к разуму и совести… Пока без особых успехов. Я бы даже сказал, что реакция пошла совсем обратная – все наши инициативы теперь натыкаются на противодействие со стороны бывших союзников.
«ФедералПресс»: Инициативы какого характера?
Шолбан Кара-Оол: Республиканского. Народного, если хотите. Мы восстанавливаем сельхозпредприятия, «убитые» в прежние времена, например, птицефабрику. Сейчас ищем туда хорошего директора-менеджера, кипит работа по ее реконструкции. Остается сделать какие-то штрихи по сравнению с уже проделанным объемом работ, однако нужны деньги, не ахти какие – 90 с лишним миллионов рублей. Выходим в Законодательную палату с инициативой выделения кредита под гарантии государства. Вопрос долго волокитится, причем с довольно странной аргументацией – зачем нам нужна эта птицефабрика. Потом с горем пополам нам дают «добро» на кредит, но деньги мы получить все равно не можем!
«ФедералПресс»: Это как?
Шолбан Кара-Оол: Есть такое понятие – круговая порука. Банк, который по логике вещей должен поддерживать сельхозпроизводителей, требует с нас еще одного гаранта возврата кредита. Только вдумайтесь, какой еще может быть гарант, если есть гарантии государства? А с нас требуют – и еще одного гаранта, и массу нелепых документов, которые вообще не входят в кредитный пакет! А потом отказывают … из-за невыполнения банковских требований! Комичная и в то же время грустная ситуация, не находите? В оппозиционном издании, владелец которого максимально приближен к руководству закпалаты, за желание довести птицефабрику до рабочего состояния нас начинают обвинять во всех тяжких. Ну, возьмите сами какой-либо сельхозобъект, восстановите, сделайте, а мы, правительство, поможем! Трудитесь на экономику республики, дерзайте! Так нет. Проще, наверное, вставлять палки в колеса, чем созидать самим. Или вот еще пример: перед летними каникулами правительство выходит в закпалату с инициативой внести поправки в бюджет – выделить финансы на завершение работ в спорткомплексе «Субедей» и на приобретение охранной сигнализации для хранения уникальной, бесценной коллекции «Аржаан 2», возвращения которой в республику мы добились с огромным трудом. Представьте, и в том, и в другом случае нас «зарубают»! Без четкой вразумительной аргументации, а так, знаете, на уровне позиции: мы просто так хотим, и мы так сделаем.
«ФедералПресс»: А что сейчас с коллекцией, велика ли вероятность ее возвращения обратно в Государственный Эрмитаж?
Шолбан Кара-Оол: Переговоры о возвращении «Аржаана 2» в Туву велись на самом высоком уровне, мы взяли на себя обязательства по обеспечению должных условий хранения коллекции. И мы их выполним. Сейчас изыскиваются для этого возможности, прорабатываются варианты решения финансового вопроса – для приобретения современного охранного комплекса необходимо не так уж много – 8 млн. руб. Я не сомневаюсь, что вопрос решится положительно, коллекция останется дома и будет храниться не в сейфе банка, а там, где и надлежит – в национальном музее, радуя и удивляя своей красотой и изяществом жителей и гостей Тувы.
«ФедералПресс»: Вы сказали, что пересмотрели оценки состояния экономики региона. По Вашему мнению, какие ключевые проблемы сейчас стоят перед республикой?
Шолбан Кара-Оол: Проблем много. Но одна из главных, которую я не переставал озвучивать в течение года — это энергетика. Я не понимаю, когда огромная территория пахотных земель Тувы «ушла под воду» в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС, но при этом в республике не хватает электричества. Что это было? Бездарность тех ее руководителей, которые, отдавая эти земли, не смогли защитить интересы республики? Или это безалаберность наших предшественников, никто из которых даже не задумался о перспективах развития региона? В республике не хватает электричества не только для создания нового производства или постройки жилого дома, но и для открытия нового обычного киоска. Кызылская ТЭЦ построена с перспективой на 80 годы XX века, а на дворе XXI век. Энергодефицит является очень сильным тормозом развития Тувы и никакие шаги вперед не могут быть сделаны без решения этого вопроса. Нужна новая теплоэлектростанция, новые ЛЭП и подстанции. Судите сами: только для организации производств пришедших в Туву новых крупных инвесторов – китайской компании «Лунсин», Объединенной промышленной компании и Евразу – требуется порядка 350 мегаватт, что оценивается в сумму 10 млрд. рублей. Эта сумма вполне сопоставима с республиканским бюджетом, чей объем сегодня едва превышает 11 млрд. рублей. Нам остается надеяться только на правительство России и на тех инвесторов, которые приходят сюда в связи с привлекательностью нашей минерально-сырьевой базы.
«ФедералПресс»: Но совсем недавно было объявлено о проекте строительства в Туве новой теплоэлектростанции с участием «Базового элемента» и компанией «Лунсин», учредителем которой является крупнейший в Китае горнодобывающий холдинг «Цзыцзинь».
Шолбан Кара-Оол: К нам действительно приезжали представители компании «Базовый элемент», которая помимо прочего занимается электроэнергетикой. Дело в том, что существует определенный дефицит турбин для теплоэлектростанций, а «БазЭл» занимается их производством в Иркутске. На уровне протокола о намерении с китайцами и «Базовым элементом» мы начнем работать в этом направлении, выступив с инициативой создания консорциума, в котором будут участвовать республика и все структуры, которые имеют лицензии на освоения тувинских месторождений. Мы предлагаем вместе поработать над созданием электростанции, а не искать для себя локальных решений проблем, как это пытались сделать сначала китайцы, первоначально решившие построить в 200 км от Кызыла, в глухой тайге Тоджи, дизельную электростанцию для своего горно-обогатительного комбината. У меня сложилось впечатление, что мы их убедили в том, что такие подходы нам не интересны, поскольку они не решают проблему энергодефицита всей республики.
Для нас, еще раз повторюсь, энергодефицит самая больная проблема, ее решение – это сотни миллионов рублей. Мы вынуждены искать пути решения, привлекая к этому инвесторов, желающих работать в Туве. Это нормальная практика, распространенная во всем мире. Жаль, что раньше в нашем регионе она не использовалась, и было потеряно впустую много времени. Есть еще вариант с угольным разрезом «Каа-Хемский»: там заканчивается срок внешнего управления, предприятие готовят к продаже, и мы готовы пойти на предоставление определенных преференций любому претенденту на разрез, готовому участвовать в строительстве новой теплоэлектростанции. Без такого обременения республике сам по себе факт продажи разреза в частную собственность экономически не интересен, а кандидатов на его освоение более чем достаточно.
«ФедералПресс»: Кстати, о Каа-Хемском разрезе: сегодня существует немало разговоров о том, что он не готов к нынешней зиме, с углем будут перебои и республика может замерзнуть…
Шолбан Кара-Оол: Говорят много и обо всем… Тут важно определить, что на уровне слухов, а что есть фактически. Например, по нашим расчетам, к зиме республика готова – по имеющейся у нас информации, ничего не мешает Каа-Хемскому угольному разрезу, который является на сегодняшний день основой республиканской энергетической безопасности, работать в зимний период, к которому уже подготовлены необходимые «вскрышные» работы». Не буду скрывать, что есть и другая сторона медали – политика внешнего управляющего разрезом, которая, начиная с прошлой зимы, мало состыкуется с интересами республики. Увеличение объемов поставок угля на внешний рынок за более высокую цену, уменьшение объемов добычи и неразбериха с вскрышными работами, жесткие, порой нереальные условия для местных потребителей – все это заставляет нас всегда просчитывать возможные варианты ситуации, анализировать, какие сюрпризы возможны в будущем. Сегодня на повестке дня еще одна проблема – цена на уголь. По нашим расчетам, она необоснованно завышена, а для отдаленных районов с учетом доставки и вовсе может оказаться неподъемной. Не так давно ФАС, где рассматривалось дело, вынесла решение доказать обоснованность ценовой политики руководства разреза. Мы со своей стороны будет отстаивать обоснованность наших расчетов, только в таком порядке есть возможность прийти к оптимальному решению. Другие методы – административное воздействие, убеждение и уговоры в данном случае бессильны: руководство предприятия уверяет, что оно независимо и преследует цель финансового оздоровления разреза, мы же отстаиваем интересы потребителей, всех и, прежде всего, бюджетных организаций. Правительство просто обязано обеспечить бесперебойное прохождение отопительного сезона, и мы эту задачу выполним.
«ФедералПресс»: Разговор все как-то о проблемах идет. А достижения? К вам же пошел инвестор?
Шолбан Кара-Оол: Пошел, и это здорово. На самом деле здесь огромную роль сыграла федеральная поддержка. В этом году произошли судьбоносные события и одно из них – протокольное решение о социально-экономическом развитии республики, с поддержкой всех наших инициатив. На заседании кабинета министров России 13 марта, где я представил анализ ситуации, мы получили мощную поддержку федеральных министров. Если на протяжении нескольких лет нас интересовал вопрос, сколько Москва нам даст денег и даст ли вообще, то сейчас там, наверху, отношение к нам поменялось кардинально. Нам дают в руки инструмент, с помощью которого мы можем двигаться дальше, развивать экономику и социальную сферу. А наше искусство в том, чтобы суметь воспользоваться этим инструментом, причем грамотно и эффективно, как управленцы, а не как серые безликие чиновники, привыкшие годами перекладывать бумажки из одной стопки в другую.
«ФедералПресс»: Могли бы вы охарактеризовать основные федеральные силы, которые сейчас устремились в Туву?
Шолбан Кара-Оол: Для того чтобы понять, кто сегодня устремился в республику – достаточно посмотреть на участников конкурса по продаже Межегейского месторождения. А в нем приняли участие почти все основные финансово-промышленные силы России и ведущие производители из-за рубежа. Словом, претендентов на Туву много. Мы стали инвестиционно-привлекательными, и этот факт говорит о многом. Во-первых, внушает надежду на динамичное развитие региона, во-вторых, дает понять, что этих полтора года мы работали не впустую, а на конкретный результат, в-третьих, у нас появляется шанс совместными усилиями решать проблемы республики – тот же энергодефицит, развитие транспортной инфраструктуры. Я уже не говорю о возможности решить такие вопросы как трудоустройство людей или увеличение налоговых поступлений в бюджет, внедрение новых технологий. Нам необходимо стратегическое партнерство. Но только на условиях социальной ответственности бизнеса: чтобы тот, кто приходит сюда работать, создавал не вахтовые поселки, а наращивал в республике комфортную социальную среду.
«ФедералПресс»: Можно ли нынешние времена назвать новым этапом промышленного освоения Тувы?
Шолбан Кара-Оол: Я – реалист и четко понимаю, что сейчас разговоры о новом этапе промышленного освоения республики – пока только дежурные пафосные фразы. Сколько бы мы не говорили о приходе инвесторов в республику, по моему глубокому убеждению, без железной дороги настоящего промышленного освоения не будет. Есть экономические реалии, и есть интересы самих бизнес-структур, которые всегда заботятся о своей капитализации в виде приобретенных месторождений. К великому сожалению, это не всегда хорошо для тех регионов, где располагаются эти природные ресурсы. Обозначив покупку месторождения, бизнес не собирается вкладываться сразу, а напротив – переносит их освоение на далекую перспективу. Слава богу, проект строительства железной дороги Курагино – Кызыл через Саяны за этот год серьезно продвинулся в сторону реализации. Если до этого были лишь слова, то в декабре 2007 года был утвержден паспорт. На сегодняшний день утверждено решение правительства о выделении через инвестиционный фонд 49 млрд. рублей, а весной подписано инвестиционное соглашение между частным инвестором и государством. Скорее всего, с 2009 года РЖД начнет реальное его осуществление. Мы тоже не сидим сложа руки в ожидании, когда кто-то за нас начнет делать шаги по строительству железной дороги. В рамках своих возможностей и компетенции стараемся ускорить решение вопроса, о котором говорят уже лет шесть, если не ошибаюсь. Вообще, если следовать логике, идеальный фундамент для инвестпроектов – консолидация и согласие между ветвями власти внутри самой республики. «Деньги любят тишину», помните? А бизнес-структуры с их мощным финансовым потенциалом спокойствие и взаимопонимание любят вдвойне. Поэтому нам важна нормальная, конструктивная обстановки в регионе, возможность вести диалог, находить точки соприкосновения и вырабатывать общие решения с парламентом и всеми организациями, объединениями, которые так или иначе влияют на ситуацию.
«ФедералПресс»: Существует ли национальная идея Тувы? Смогли бы вы ее сформулировать?
Шолбан Кара-Оол: В Туве сегодня наиболее остро ощущается, что без национальной идеи мы обречены. В особенности, когда появляются люди, которые начинают разрушать наши исторические идеалы нации. Это чувствуется по детям, для которых особенно остро стоит вопрос кто мы и кто были наши предки. Недопустимо, чтобы их убеждали в том, что наши деды были варварами и конокрадами. Убежден, что исключительно мудрым было решение наших предков, когда в1921 году они решили создать собственную государственность, а через пять лет принять свою конституцию. Именно тогда предки определили и свои ориентиры, связав перспективы нашего народа с русским народом. Тува завязана на интернационализме. Сегодня мы также обязаны лелеять интернациональные чувства к русскому народу, что должно стать одной из составляющих национальной идеи. Но еще одна грань национальной идеи Тувы – это консолидация всех тувинцев, и, в конечном итоге, всего населения республики. У каждого должно быть понимание того, что будущее наших детей зависит только от нас, как и жизнь всей Тувы – ее мы делаем сами своими руками, талантом, упорством, трудом.
Как бы пафосно это не звучало, я уверен, у Тувы есть большое будущее, есть все ресурсы и шансы сделать его по-настоящему светлым и достойным. После недавнего кратковременного визита в Туву Владимира Путина, нашей с ним рабочей встречи, на уровне Правительства России активизировалась работа по выполнению протокольных решений по социально-экономическому развитию республики от 13 марта этого года. Несомненно, что и нам самим необходимо приложить максимум усилий в этом направлении, доказать обоснованность своих проектов, намерений, добиться их включения в федеральные инвестиционные программы. Это колоссальный труд, и мы должны, нет, даже не так – мы обязаны его выполнить, поскольку за нас никто другой этого не сделает.