"Известия": "Сибирский транзит" идет на второй круг
Незаурядные спектакли, нешуточную интригу, намек на скандал и веселые капустники вобрал в себя VII Межрегиональный театральный фестиваль "Сибирский транзит", который завершился в Барнауле. Следующий раз его примет город, откуда проект стартовал, - Новосибирск. Круг замкнулся.
У фестиваля весьма непростая судьба. Он был основан в 2000 году по инициативе Ирины и Александра Кулябиных - руководства новосибирского театра "Красный факел". Первые годы "Транзит" существовал относительно безбедно, а вот потом началась организационная чехарда, связанная, в первую очередь, с отстранением директора фестиваля (Александра Кулябина) от прямых обязанностей. Фестиваль в полном смысле стал "кочевым" - лишился единственного "хозяина" и прогнозируемого финансирования. Каждый год все приходилось начинать заново: формировать оргкомитет, искать место проведения, средства и все прочее, необходимое для фестивальной жизни. Един¬ственное, что оставалось и остается неизменным - концепция фестиваля: объединение всех городов Сибири в единое театральное пространство. Вот почему из года в год "Сибирский транзит" проходит в новом месте: Новосибирске, Омске, Иркутске, Томске, Красноярске, Улан¬-Удэ, Барнауле...
В 2007 году "Транзит" пережил "клиническую смерть", но, как мы видим сегодня, был успешно реанимирован. Надолго ли? - вот главный вопрос, который ставят перед собой его участники.
"Сибирский транзит" - конкурсный фестиваль. И каждый год количество фестивальных дипломов только увеличивается, хотя список основных наград остается неизменным. Премии, в свою очередь, тоже нередко служат поводом для внутренних разногласий, но с введением практики открытых ежедневных обсуждений просмотренных спектаклей членами жюри "обиженных" стало меньше. Честный профессиональный разговор отличал прошедший в Барнауле форум.
Одну из главных премий - за лучшую режиссуру - получил спектакль Олега Рыбкина "Чайка" по одноименной пьесе Чехова в Красноярском театре драмы. Напомним, что долгое время Рыбкин был главным режиссером новосибирского театра "Красный факел", где поставил несколько достойных спектаклей, которые номинировались на главную театральную премию России - "Золотую маску". Однако рассорившись с директором театра, Рыбкин вынужден был уйти. Сегодня режиссер "служит" главным в Красноярской драме, где, по сути, начинает все сначала. За короткое время режиссер должен вывести весьма сложную труппу краевого театра как минимум на хороший общероссийский уровень.
Собственно, такая же задача в свое время стояла и перед экс-режиссером Алтайского театра драмы им. В. Шукшина Владимиром Золотарем, который за 5 лет художественного руководства театром эту задачу выполнил - вывел Алтайскую драму на передовые театральные рубежи. Сегодня, и тоже в результате громкого скандала, Владимир Золотарь покидает пост главного режиссера театра и переезжает в Нижний Новгород. Вместе с режиссером из театра ушли и несколько актеров.
Ситуация парадоксальна. С одной стороны из театра уходит талантливый режиссер, чей спектакль стал безусловным победителем фестиваля ("Войцек" по классической трагедии Георга Бюхнера). С другой - именно благодаря руководству культуры Алтайского края, фестиваль "Сибирский транзит" преодолел наисерьезнейший кризис и все¬таки состоялся. И состоялся именно в Барнауле и преимущественно на деньги краевых властей. Гран¬при за лучший спектакль фестиваля Золотарю вручал лично губернатор Алтайского края Александр Карлин. На вручении Владимир Золотарь отметил, что данный приз важнее всего для тех, кто остается в театре, ведь именно для них он может стать символом желаемого "просветления".
Призы за лучшую мужскую и женскую роли с "Сибирского транзита" увезли актеры Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева - Баста Цыденов (Макбет) и Саяна Цыдыпова (леди Макбет). Театр заработал желаемые дипломы, но получил упреки в забывчивости: буряты забыли привести синхронный перевод, и русскоязычная публика наблюдала за сложной шекспировской трагедией на национальном языке.
Приз за лучшее сценографическое решение спектакля получила Ольга Веревкина, оформившая "Три сестры" в Кемеровском театре драмы и "Весенние побеги" в Северном драматическом театре (г. Тара Омской области).
Спектакли новосибирских академических театров "Красный факел" и "Глобус" остались без существенных наград, ограничившись лишь поощрительными дипломами. Однако очевидно, что спектакль театра "Глобус" "Русское варенье" в постановке Алексея Песегова по пьесе Людмилы Улицкой мог рассчитывать на большее, если бы проходил на фестивале не на большой, а на малой сцене, - как у себя дома. Камерная атмосфера спектакля полностью растворилась в полутысячном зале Алтайской драмы. Тем не менее, Тамара Кочержинская, исполнительница главной роли, была удостоена специального приза жюри. Спектакль "Красного факела" "Смертельный номер" в постановке Тимофея Кулябина хоть и "вырос" после премьерных показов, все же не выдержал конкуренции со спектаклями-победителями фестиваля.
Судьба же самого "Сибирского транзита" теперь вновь зависит от Александра Кулябина, ведь именно в Новосибирске должен состояться восьмой межрегиональный фестиваль, уже совершивший один полноценный круг по городам Сибири. Стало известно, что отныне фестиваль планируется проводить раз в два года, так что если следующему фестивалю и быть, то не раньше, чем в 2010 году.