Би-би-си: главный ресурс Новосибирска - мозги
В рамках специального проекта "Цена кризиса для России" главный редактор бизнес-программ Русской службы Би-би-си Кирилл Сухоцкий выходит в прямой эфир из разных городов России и пишет для BBCRussian.com дневник этого путешествия. После Омска наш корреспондент отправился в Новосибирск.
В рамках специального проекта "Цена кризиса для России" главный редактор бизнес-программ Русской службы Би-би-си Кирилл Сухоцкий выходит в прямой эфир из разных городов России и пишет для BBCRussian.com дневник этого путешествия. После Омска наш корреспондент отправился в Новосибирск.
В Новосибирске солнце и температура ноль градусов. Если это и не лето, то точно бабье лето, шутят местные. В такое время здесь запросто бывает минус 25.
Однако и ноль градусов мне совсем не кажется летней погодой. Когда стоишь на правом берегу Оби, на ветру, на обледенелой дорожке посреди снега, то больше всего хочется в тепло. И уж точно в последнюю очередь захочется мороженого.
Между тем, киоски по продаже мороженого здесь — на каждом шагу, иногда просто в нескольких метрах друг от друга. Я узнал: их больше 300, они не продают больше ничего, кроме мороженого, и все они приносят прибыль — даже зимой.
Новосибирск оказался городом парадоксов. Не только потому, что здесь мороженое запросто едят на улице на морозе. Но и потому, что здесь мало кто чувствует какой-либо экономический кризис.
Если до этого, в Омске, всего в шестистах километрах отсюда, мне рассказывали об увольнениях и сокращениях зарплаты, то здесь вместо фразы «все будет только хуже» мне говорят «да нет, все пройдет, и все будет нормально».
В лобби самого шикарного отеля в Новосибирске я встретился с местным бизнесменом Дмитрием Докиным. Он генеральный директор компании «Инмарко», крупнейшего в России производителя мороженого. Его состояние оценивают в цифру порядка 80 млн. долларов — но в отличие от других, чье состояние составляет куда большие суммы, он в ответ на вопрос о кризисе только смеется и говорит, что намерен не сокращать производство, а только увеличивать продажи.
«Очень многим кажется, что зима в Сибири длится практически круглый год, людей здесь немного — кто же может потреблять здесь это мороженое, кроме медведей? Я думаю, что благодаря этому наши конкуренты нас проспали и не воспринимали всерьез: ну какие там сибиряки, что они там смогут?» — рассказывает Дмитрий Докин.
Несмотря на то, что рынок российского мороженого не растет, доля «Инмарко» увеличилась за минувший год с 16, 1% до 18, 9%, в ноябре 2008-го они продали мороженого гораздо больше, чем в ноябре 2007-го — и Докин уверен, что кризис позволит им только увеличить долю. Конкуренты ослабнут или обанкротятся, говорит он — и тогда можно будет использовать собственные резервы и вырваться вперед еще больше.
Главный ресурс — мозги
«Мы думаем, что основной наш рост будет именно в ближайшие два-три года. Мы будем увеличивать продажи даже если потребление будет падать на 5–10–15 процентов. Мы будем расти за счет конкурентов», — уверен бизнесмен.
И он не одинок в такой уверенности в Новосибирске. В то время как значительную часть российской экономики и львиную долю российского экспорта составляет сырье, в Новосибирске ничего такого нет. Здесь нет нефти, нет газа, нет металлов, нет заводов-гигантов.
Главным ресурсом Новосибирска с его сибирским отделением Академии наук, научно-исследовательскими институтами и сильным университетом всегда были люди. Здесь главный ресурс — мозги. И кризис на этот ресурс все же будет влиять поменьше других.
Здесь придумывают новые идеи, здесь много малого и среднего бизнеса, где среди руководителей — сплошь выпускники естественнонаучных факультетов Новосибирского университета и бывшие сотрудники местных НИИ.
И для успеха здесь необязательно создавать нанотехнологии либо заниматься космическими исследованиями на государственные деньги.
Так, Новосибирск — это родина «Кириешек». Я даже не знаю, стоит ли мне писать это название с большой буквы или с маленькой, потому что оно уже стало в России именем нарицательным — как, например, ксерокс.
Эти сухарики к пиву родились в Новосибирске после кризиса 1998 года. В то время как полстраны сушило сухари на черный день, несколько новосибирских бизнесменов придумали производить такие сухарики — до того их в России не было.
Кризис и «кириешки»
Этот новый продукт стал настолько популярным, что «Кириешки» сначала завоевали всю Россию, а теперь заводы по их производству работают также в Китае и в Австралии.
Кто знает, может, не было бы кризиса 98-го — не было бы и кириешек.
Этот пример мне часто приводили в Новосибирске. Здесь уверены, что если ты придумаешь что-то новое и оригинальное — тогда тебе не страшен никакой кризис. Наоборот, кризис в таком случае — это удобный момент выйти на рынок с такой свежей идеей.
Та же компания «Инмарко» родилась не на месте старого советского хладокомбината, а совершенно с нуля, из идеи одного молодого парня, который в феврале (!) стоял на улице в очереди (!!) за мороженым в Новосибирске — и как раз на нем все стаканчики пломбира закончились. Тогда он решил распространять мороженое сам, через четыре года построил первую фабрику, а еще через 10 лет этот бизнес уже стоил пару сотен миллионов долларов.
Я встретился с еще одним твердо стоящим на ногах новосибирским бизнесменом. Его компания производит принтеры с уникальными чернилами. Если объяснять совсем просто, то чернила при распечатывании документов не наносятся на бумагу, а скорее впечатываются внутрь нее.
Эта компания сейчас намерена широко развернуться и поставлять эти принтеры на Запад, интерес к ним уже значительный — и возможно, именно в Новосибирске появится конкурент Hewlett Packard.
Никто из этих бизнесменов не собирается откладывать из-за кризиса какие-то планы по расширению, введению новых продуктов или разработке новых идей. Будь то кириешки или мороженое — опыт 98-го года научил сибиряков, что в такое время можно завоевать весь российский рынок.
«Казалось бы, в 98-м началась осень — и начался кризис. Сентябрь, октябрь, ноябрь — вообще не покупали или покупали мало мороженого. А потом исчез весь импорт, потому что импортное мороженое стало очень дорогим. И у нас начали продажи расти. 98-й год дал нам очень динамичный импульс к нашему развитию», — говорит Дмитрий Докин.
Поэтому если в других городах подсчитывают, какой же окажется для них цена этого кризиса — то в Новосибирске, похоже, готовятся подсчитывать прибыль. Город, в котором никто не боится морозов, а триста с лишним киосков умудряются зарабатывать в лютый холод на продаже мороженого — этот город не боится и никакого кризиса.