Путин попросил иркутского губернатора не строить объекты, «с которыми потом не знаешь, что делать»: стенограмма
Премьер-министр России Владимир Путин, который 31 июля прибыл в Иркутск, чтобы провести совещание по охране окружающей среды, 2 августа встретился с губернатором Дмитрием Мезенцевым, попросил его не гнать «кругляк» за границу и не строить на территории региона сомнительных объектов. ТАЙГА.info публикует стенограмму начала их встречи.
Премьер-министр России Владимир Путин, который 31 июля прибыл в Иркутск, чтобы провести совещание по охране окружающей среды, 2 августа встретился с губернатором Дмитрием Мезенцевым, попросил его не гнать «кругляк» за границу и не строить на территории региона сомнительных объектов. ТАЙГА.info публикует стенограмму начала их встречи.
Путин: Здравствуйте.
Мезенцев: Уважаемый Владимир Владимирович, я хотел кратко представить вам те вопросы, которые по-настоящему волнуют правительство области, жителей Приангарья. И один из них - это обязательства, которые брали на себя администрация Иркутской области, администрация Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в преддверии тех процессов объединения, за которые проголосовали миллионы жителей Приангарья, выдвинув на референдуме единую позицию, которая получила большинство голосов. Конечно, тогда те обязательства, которые и федеральный центр и региональное правительство взяли на себя, были вполне посильные. Но сегодня ситуация с областным бюджетом сложная. Пообещав Усть-Орде 15 объектов социального значения, смогли построить только две относительно небольшие поликлиники в двух поселках: на 150 и 200 помещений. Мы хотели, чтобы в дополнение к тому финансированию, которое ведет Иркутская область, были выделены (уже в подтверждение указов президента 2008 года) те средства, которые позволят не просто ввести реализовать проекты, а убедить людей в правоте тех решений по объединению, которые стали реальным фактом.
Путин: Дмитрий Федорович, сколько вы работаете в качестве губернатора? Почти два месяца?
Мезенцев: Почти два месяца.
Путин: Но проблемы Иркутской области, сейчас - объединенного субъекта, вам известны уже давно. В течение нескольких лет вы работали в Совете Федерации и представляли как раз интересы Иркутской области. По вашему мнению, что является наиболее актуальным и наиболее востребованным для Иркутской области и всего объединенного субъекта?
Мезенцев: Владимир Владимирович, на самом деле, обязан ответить, опираясь на строки бюджета. Но, если позволите, разделю вопрос на две части. И первую часть сделаем гуманитарной. Конечно, хотелось бы, чтобы та последовательная политика, за которую берется правительство Иркутской области, получала поддержку людей, была бы основанием для фундамента доверия, который позволил бы снизить ту отрицательную миграцию, которая есть.
Люди уезжают отсюда достаточно интенсивно. Когда мы анализировали, в чем причина, - это определенное неверие в то, что край будет развиваться успешно, что край будет поддержан федеральным центром, что многие начатые стройки... У нас очень много недостроек, в том числе и в бизнесе, где идет реализация проектов без вмешательства государства. Это тоже не позволяет людям, особенно в кризисное время, быть убежденными.
Эта такая неощутимая, неосязаемая вера людей - основа того, что край будет развиваться.
Путин: Где же вера, если люди уезжают?
Мезенцев: Мы хотим, чтобы эта вера стала фундаментом. Конечно, город идет к 350-летию со дня основания. Иркутск - испокон веков столица Восточной Сибири. Конечно, нам бы хотелось, чтобы и федеральный центр, и бизнес, и сами люди сделали все, чтобы город получил совершенно другой облик, чтобы столица Восточной Сибири была привлекательной. Не только потому, что мы хотим развивать туристический потенциал, а потому, что без этого невозможно формировать будущее Сибири 21 века.
Путин: Дмитрий Федорович, под праздник, конечно, можно что-нибудь "откусить", как говорят у нас в народе. Но это разовое мероприятие. Нужно ведь думать, наверное, о том, чтобы фундамент здесь создавать, экономическую базу. На этой базе социальные вопросы решать. В экономической сфере что вы считаете наиболее перспективным? На что нужно обратить внимание и вам, и нам из Москвы поддержать вас?
Мезенцев: Мы взяли обязательство к 2011 году представить обновленную стратегию развития объединенного субъекта Федерации. Понимая, что инерция экономического развития - это ставка на сырьевую компоненту, мы осознаем, что за несколько лет принципиально переломить такие тенденции вряд ли возможно, а в ряде случаев просто и не нужно.
Например, в лесной отрасли, тем более, что Иркутская область является абсолютным лидером по производству дерева и деловой древесины. Нужно в стране сделать так, чтобы, во-первых, эту сферу экономики вывести из тени и бороться здесь с криминалом. При этом добиться системного производства. Мы должны лишить наших потребителей права говорить, что мы бесконечно поставляем круглое бревно. Мы должны здесь, в том числе, - потому что люди хотят видеть свои деревни и поселки привлекательными - наладить ряд крупных производств по деревянному домостроению.
Путин: Хорошо. Значит, лесопереработка. Гнать «кругляк» за границу - ума много не нужно, это правда. Что еще, какие перспективы?
Мезенцев: Привлечение, в том числе, и зарубежных инвесторов. Сегодня Иркутская область - область невероятного по реальным меркам энергопотенциала. Есть предприятие «Иркутскэнерго», которое, как один из мощнейших факторов конкурентоспособности региона, имеет до 2 гигаватт запасов по мощностям. Поэтому в тех производствах, которые обозначены, в том числе Тайшетский алюминиевый завод, там не просто рабочие места - это повышение реального потенциала и экспортного потенциала.
Путин: Это очень правильно, потому что - как мы вчера говорили на совещании по экологии, и сегодня встречались с Валентином Распутиным, он также обращал на это внимание - просто так производить электроэнергию и примитивно продавать ее за границу... Хотя, если ничего другого не остается, с этим можно согласиться. Но все-таки на этой базе нужно думать о развитии собственной производственной составляющей, производственной компоненты.
Мезенцев: Конечно, это модернизация мощнейшего, доставшегося нам еще с советских времен нефтехимического комплекса. Мы вам очень благодарны за обозначение позиций правительства по реконструкции Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Благодарность за ту заботу, которую вы проявили о тысячах людей, которые работают на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. За то, что вы обозначили необходимость комплексного развития не только Байкальского, но и Слюдянского района, в том числе с опорой на потенциал особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, по возможности, создания промышленно-внедренческой зоны.
Мы это прекрасно понимаем. Для нас сегодня определенным образом важна ревизия промышленного потенциала - с тщательным и, в том числе, публичным обсуждением тех шагов, которые, будучи реализованными, помогут сделать потенциал области современным с тем, чтобы уйти от тех, в том числе экологических, проблем, которые создает не только Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.
Путин: В социальной сфере как обстоят дела? Кроме создания новых рабочих мест, я имею в виду образование, медицину.
Мезенцев: Владимир Владимирович, Иркутск - вузовский город. Примерно 110 тысяч жителей 600-тысячного Иркутска - это студенты. Конечно, для города это, на самом деле, плюс, потому что город молодежный, такая живая атмосфера. Но выпускники вузов должны быть убеждены, что их труд, их знания, полученные за 5-6 лет обучения, будут востребованы. Здесь есть определенный разрыв между возможностями областного центра и крупнейших городов - Братска, Ангарска, Шелехова, Усть-Илимска. Поэтому вы видели принципиально другое отношение к развитию малого бизнеса. Мы понимаем, что малый бизнес - это не только новые рабочие места и не только совершенно другой объем поступлений в региональную казну, но это и безусловная возможность людям найти себя и не уповать на государство, на муниципалитет, на областное правительство, а уповать на свои силы, свои знания, на востребованность и место на рынке.
Здесь очень серьезно мы хотим подойти к развитию не только в Иркутске, но и по области в целом в программе по поддержке малого бизнеса, помощи в определении различных сегментов - начиная с народных промыслов, выпуска сувениров, развития сети питания, ателье и ремонтных мастерских, где люди могли бы проявить себя. И потом понятно, что большие производства, реформируясь, будут переживать различные этапы становления: где-то в какой-то момент будет больше рабочих мест, где-то - меньше. И мы должны иметь социальный демпфер. Пример Байкальска показал, что 1600 человек, по сути дела, когда комбинат закрывается, должны быть выставлены на улицу. А из Байкальска далеко не уедешь - транспортные ключи не очень комфортные и так далее.
Поэтому мы должны продумать в рамках подготовки стратегии систему развития производительных сил с тем, чтобы максимальный потенциал Иркутской области, в том числе образовательный потенциал, был использован. При этом мы, конечно, хотим более тщательно, более плотно работать с ближайшими субъектами РФ: с Бурятией предлагаем единый туристический продукт в рамках того, что у нас провозглашены две особые туристско-рекреационные зоны на правом и левом берегах Байкала; Забайкальским краем - они сегодня предлагают ряд совместных, в том числе российско-китайских, производств целлюлозы. Мы должны очень тщательно подумать, где поставить эти производства - так, чтобы не было перепроизводства, чтобы транспортная логистика не удорожала продукцию, которая будет на выходе. Конечно, такой большей кооперации между субъектами нам не хватает вообще и при подготовке стратегии.
Путин: Только чтобы не настроить опять объектов, с которыми потом не знаешь, что делать. Есть задолженность по заработной плате?
Мезенцев: По заработной плате есть относительно небольшая задолженность.
Путин: В экономике? Имеется в виду в бюджетной сфере.
Мезенцев: В бюджетной сфере задолженность в 36 млн рублей мы погасим, я думаю, до 1 сентября.
Путин: Надо это сделать, потому что в целом мы достаточно ритмично финансируем, в том числе и вашу область. Я считаю, что это просто обязательное условие нормальной работы.
Мезенцев: Владимир Владимирович, я уже публично имел возможность обозначить позицию областного правительства. Несмотря на сложности с бюджетом, - он, пожалуй, самый тяжелый за последние 7-8 лет - взятые социальные обязательства не имеют права быть невыполненными. Буквально один из примеров этого, что мы возобновили выплаты 4-х тысячного пособия семьям, которые удочерили и усыновили детей.
Путин: Я знаю, что это было ваше решение, и это решение абсолютно правильное. Давайте теперь рассмотрим вопросы, связанные с объединением.
И они стали рассматривать вопросы, связанные с объединением.
Стенограмма: источник.