Документальное кино в Сибири: было! есть... а будет?
Десятки кинотеатров в начале 20 века в Сибири, кинооборудование весом 800 тонн, дети оленеводов и трактористы в галстуках. Все это - прошлое сибирской киноиндустрии, о котором мало кто знает.
О днях минувших и грядущих Тайге.инфо рассказал председатель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов России, заслуженный деятель искусств России, профессор НГТУ Виталий Гоннов.
Зрители не хотели видеть грязь на экране
Тайга.инфо: Виталий Васильевич, расскажите, пожалуйста, откуда берет свое начало сибирская документалистика?
— История кинематографа в Сибири идет параллельно с историей мирового кино. Первый фильм братьев Люмьер появился в Париже в декабре 1895 года, а уже через полгода, летом 1896 года, его привезли в Нижний Новгород. Затем были сеансы в Москве, Санкт-Петербурге, а в конце 1896 года эти же программы показали в Новониколаевске. Купец Федот Махотин купил проекционный и съемочный аппарат и начал развивать кино в Сибири. Конечно, в первые годы это был аттракцион, балаган. Потребовалось время, чтобы кино стало искусством, обрело свой неповторимый язык.
Уже в
Первые сибирские фильмы, как, впрочем, и многие российские
В
Надо сказать, что в те времена отечественный кинематограф подчинялся жесткой идеологии. Если к игровому кинематографу относились лояльнее, ведь там сюжеты придуманы, то к документальному требования были жесткие. «Ты же с камерой пошел в народ! А почему у тебя народ сопливый?» Выезжая на Север в
В настоящий момент существует достаточно большое количество студий, которые занимаются съемкой документального видео. Например, продакшн студия Videoglobal, в которой работает целая команда специалистов, занимающихся созданием документальных фильмов, Videoglobal имеет многолетний опыт съемки документального видео разной тематики.
Тайга.инфо: Можно ли сказать, что документальное кино — искусство говорить правду?
— Можно. Сибирская школа кино славна тем, что даже во времена жесткой идеологической цензуры мы все равно старались говорить правду. Я считаю, что никогда откровенным враньем не занимался. Конечно, была разнарядка снимать передовиков сельского хозяйства, но мы, делая фильм о них, всегда выискивали интересные темы, внутренние конфликты. Это было очень интересно. Вообще, в документальном кино всегда безумно интересно работать, потому что все время встречаешься с новыми людьми.
Снимать фильм - нелегкий хлеб
Тайга.инфо: Возвращаясь к теме сибирского кино. Где и как снимались сибирские фильмы?
— У нас есть замечательная Западно-Сибирская киностудия, которая уже 80 лет снимает документальные, игровые и научно-популярные фильмы (сейчас, правда, она переживает не лучшие времена). Чуть позже, в
Кинофильмы в отличие от информационных программ делаются очень тщательно и долго. Это обусловлено и творческими задачами, и технологическими проблемами. Раньше работали на
Тайга.инфо: В чем же заключалась трудоемкость процесса создания фильма?
— Когда делаешь картину, игровую или документальную, вся твоя жизнь подчинена графику производства и срокам сдачи фильма. Ты работаешь с утра до позднего вечера, включая все субботы и все воскресенья. Ты сидишь в монтажной каждый день по
Тайга.инфо: Сибирские фильмы выходили во всесоюзный прокат?
— По количеству производимой продукции, по качеству продукции новосибирский кинематограф всегда был на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, периодика вроде «Сибири на экране» была местного значения. Однако все документальные фильмы, которые снимались на Западно-Сибирской студии или Новосибирсктелефильме, тиражировались и рассылались во все республики, во все области.
Некоторые ленты выходили в эфир центральных телеканалов до 30 раз. Это не считая городских и областных показов! Помню, мой игровой фильм «Вера и Федор» любили в Риге, там его показали раз пять-шесть. Этот фильм примечателен тем, что в нем дебютировал народный артист России Александр Абдулов. Его,
«Аркадий Владимирович, я приехал!»
Тайга.инфо: Что подразумевает понятие «сибирская школа документального кино»?
— Понятие сибирская школа документального кино существует потому, что в Сибирь приехали очень много талантливых режиссеров, операторов, сценаристов и т.д. Цветков, Шварцкопф, Клабуков, Лукацкий, патриот телевизионного игрового кино Вадим Гнедков, Леонид Марягин («Троцкий», «Вас вызывает гражданка Никанорова»«), Сергей Чавчавадзе, Петр Сиднев, Леонид Казавчинский, Владимир Гранат, Борис Травкин, Владимир Пономарев, создатель направления детского познавательного кино Леонид Сикарук, Борис Мурашкин, Валерий Пугачев, Валерий Новиков, Элла Давлетшина, Камилла Колпакова, Валерий Соломин, Юрий Шиллер, Раиса Ерназарова (занимается малыми народами Сибири), оператор сценарист Владимир Черных, Юрий Малашин, Виктор Мамонтов, Алла Мамонтова, построившая здание сибирской киностудии... перечислять можно долго. О каждом можно рассказать очень много, каждый развивал свою тему, направление.
Документальный телевизионный кинематограф Новосибирска по количеству и качеству производимой продукции был всегда на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. На Урале мощный центр кинематографии — Екатеринбург, в Сибири — Новосибирск и Иркутск, затем идет Владивосток и Хабаровск на Дальнем Востоке. В этой цепочке Новосибирск с
Тайга.инфо: А как вы оказались в Новосибирске?
— Я приехал сюда
«Аркадий Владимирович, я приехал!», — говорю в трубку телефонного автомата на вокзале Новосибирск-Главный. Он растерялся. Первую ночь я провел у него, а потом начались мои скитания по гостиницам и общежитиям. Опера снималась мучительно долго. Мне встретились все технические браки, которые могли быть на пленке, поэтому пришлось многое переснимать. Надо сказать, что снимать фильм под принудительную фонограмму непросто. Самый страшный сон режиссеров музыкального жанра такой: начинаешь монтировать оперу, а изображения не хватает на целый кусок аудизаписи. В фильме не музыкальном можно вырезать
По образованию я режиссер игрового кино, однако за свою жизнь снял более 80 документальных фильмов. В простое я никогда не был, снимал постоянно. Судьба меня свела со многими великими людьми: я был знаком с космонавтом Германом Титовым, академиками Сергеем Соболевым, Андреем Трофимуком, Алексеем Окладниковым, Евгением Мешалкиным, Будкером, с великим дирижером Арнольдом Кацем, с выдающимися артистами нашего оперного театра Лидией Мясниковой, Валерием Егудиным, Лидией Крупениной, Любовью Гершуновой, Анатолием Бердышевым, Александром Балабановым, Татьяной Кладничкиной и многими другими. Это величины мирового уровня на все времена. Что поразительно, всех их объединяет необычайная скромность, глубочайшая интеллигентность и энциклопедическая образованность. Чем более велик человек, тем он скромнее, тем легче с ним разговаривать.
На моем счету есть два игровых актерских дебюта. «Алкина песня» — это дебют Владлена Бирюкова (мемориальная доска которому появилась в Новосибирске в июне 2009 года), известнейшего актера впоследствии. В фильме «Вера и Федор» впервые в кино снялся Александр Абдулов, любимец российской публики, народный артист России.
«А проституток можно снимать?» — «Можно!»
Тайга.инфо: Киноиндустрия в Сибири была развита хорошо. Что случилось потом?
— Когда было стопроцентное государственное финансирование, власть могла экономить на зарплате, но не экономила на самом фильмопроизводстве. Сколько ты попросил денег на фильм, столько тебе и давали. А какая была простота, какой доверчивый народ! Мы могли прийти в аэропорт, сказать, что мы кинематографисты, назвать фамилии и для нас уже готовили места в самолете. На Севере на вахтовый рейс даже паспорт не спрашивали.
В начале
Когда пришел к власти Михаил Горбачев, открылись информационные каналы. Испуганные журналисты, выпучив глаза, спрашивали: «А проституток можно снимать?» — «Можно!» — «А наркоманов можно снимать?» — «Можно!» — «А про серийных убийц можно?» — «Можно!» Тогда сплошняком пошли фильмы про такие антиобщественные явления. Казалось, как интересно: показали жизнь бандита, наркомана! И
Тайга.инфо: Как выживает документальное кино в рыночных условиях?
— Плохо. Хотя даже когда документальный кинематограф делал первые шаги (начало 20 века), мало кто думал, что он может стать предметом торговли. Широкой популярностью пользовались только те фильмы, которые поднимали острые, животрепещущие темы. В целом же, мировые производители документального кино делали и делают кино на свой страх и риск.
Впрочем, после тяжелых
Тайга.инфо: Былого проката сибирского кино сейчас нет. Как и где зритель может познакомиться с документальным киноискусством? Может, на фестивале?
— Фестивали — вещь весьма относительная. Сегодня в Европе около 400 ежегодных фестивалей документального кино. Их в 50 раз больше, чем хороших фильмов! Проблема формирования программы самая сложная как в России, так и в Европе. Для победы на фестивале нужно представить фильм яркий, с
Тайга.инфо: Есть ли у сибирской документалистики будущее? Каким вы его видите?
— Будущее документалистики я вижу, но, быть может, само кино уже не увижу (смеется). Если серьезно, то кинооператорское отделение НГТУ работает уже десять лет. Среди дипломных фильмов есть совершенно дивные, которые вполне могут конкурировать с профессиональными работами (три наших выпускника уехали работать в Москву). В Новосибирске сегодня есть множество частных студий, например, студии Юрия Шиллера, Владимира Эйснера, Валерия Соломина. У нас проводятся три фестиваля: фестиваль детского кино
Беседовала Алина Хабирова