Мир на кончиках пальцев
© Никита Хнюнин
Владимир Елфимов начал терять зрение в 35 лет. Темнота десять лет все ближе и ближе подступала к нему, глухому с детства. Отец двоих детей, он продолжал работать, пока полностью не ослеп. Сегодня Владимир - единственный в Новосибирске человек с синдромом Ушера, способный следить за мировыми новостями.
Владимир Елфимов начал терять зрение в 35 лет. Темнота десять лет все ближе и ближе подступала к нему, глухому с детства. Отец двоих детей, он продолжал работать, пока полностью не ослеп. Сегодня Владимир — единственный в Новосибирске человек с синдромом Ушера, способный следить за мировыми новостями.Синдром Ушера — генетическая болезнь. Она приводит к нарушениям слуха и прогрессирующей пигментной дегенерации сетчатки, из-за чего поля зрения постепенно сужаются и наступает слепота. По данным ВОЗ, на планете это заболевание встречается всего у 3-6% людей и считается неизлечимым. В Новосибирске живут более 10 человек с этим синдромом, в Москве их около 2 000, но таких, как Владимир Елфимов — единицы на всю страну. Сегодня
Хотел жить, как все
Владимир считался нормально зрячим глухим до 1988 года. С детства имея слабое боковое зрение и «куриную слепоту», он много читал. Особенно любил фантастическую и приключенческую литературу.
Его отец жизнь исследовал наощупь и передал эту науку сыну
«Книги помогли мне, глухому человеку, у которого изначально бедный словарный запас, лучше воспринимать происходящие вокруг меня события, — говорит Владимир. — А это, в свою очередь, позволило освободиться от комплекса неполноценности сначала как глухого, а потом и слепоглухого человека. Я хотел жить, как все остальные».Владимиру повезло: у него был добрый пример. Его отец, Павел Иванович, жил в селе Сосновка Беловского района Кемеровской области. Слепоглухой, он не знал грамоты, но его руки были «зрячими» и точными. Инвалид первой группы по зрению Елфимов работал в совхозе «Салаирский», где ремонтировал агрегаты комбайнов и грузовиков. Даже на пенсии он не покончил с трудовой деятельностью: соседи тащили к нему сломанные утюги да мотоциклы, и он оживлял мертвые вещи. Павел Елфимов жизнь исследовал наощупь, а потом передал эту науку сыну.
«Жена приснилась мне во сне»
В молодости Владимир хорошо видел. Только ранним утром и вечерами, когда возвращался с работы, тьма в его глазах сгущалась. А работал он в литейном цехе на заводе «Сибсельмаш»
«Жить в деревне было психологически тяжело: очень мало духовной жизни, все трудились, как лошади. Мне была нужна другая жизнь», — вспоминает Елфимов.
В Новосибирске хромого парня не хотели принимать на работу. В советское время глухому человеку можно было устроиться, а с хромым никто не хотел возиться. В конце концов, Владимир попал на радиозавод в Бердске, где он полтора года собирал на конвейере магнитофоны «Вега» и радиоприемники.
Будущая жена приснилась ему во сне. Однажды ночью
В
«Мои дочки — Божий подарок, — говорит Владимир. — Благодаря им я понял, что жизнь солнечна, что мир добр ко мне». Однако жить пришлось по земным законам. За рождение здоровых детей все инвалиды наказываются трудной жизнью, борьбой на выживание.
Из мира глухих — в мир слепых
В 1988 году Владимиру присвоили инвалидность второй группы по зрению — синдром Ушера дал о себе знать. Тогда он еще мог читать газеты и книги с помощью увеличительной лупы и в очках, неплохо ориентировался в пространстве. После увольнения с «Сибсельмаша» Владимир попал на учебно-производственное предприятие Всероссийского общества слепых (УПП ВОС).
«Я был почти как привидение»
«Трудно быть глухим в мире людей незрячих, особенно если ты пришел из живущего по своим законам мира глухих, — вспоминает Елфимов первые годы в темноте. — Хорошо, если бы в обществе глухих действовала группа слепоглухих, были переводчики, посредники. А тогда в ВОС я был один. Слышащие слепые на работе могли общаться, смеяться вместе, а я для них был почти как привидение».А потом началась перестройка. Без денег невозможно было и шагу ступить: у Елфимовых-старших имелись проездные, а за детей нужно платить. Путевки в детские лагеря просто так не давали. Здоровье девочек обернулось неожиданной стороной. Родителям-алкоголикам, наркоманам «повезло» — их дети принимались под защиту государства, в это время бедные, но «благополучные» семьи этой поддержки были лишены.
«В 40 лет осознал, что реально становлюсь слепым, — рассказывает Владимир. — Когда я полностью утратил возможность самостоятельно разбираться с рукописными письмами, понял, что только компьютер может мне помочь. Эту дорогую тогда технику подарила фирма «Искра», занимавшаяся сборкой ЭВМ. Я начал изучать азы компьютерной науки. Через два года я потерял способность самостоятельно ориентироваться в пространстве, а еще через два перестал узнавать лица людей».
В 1999 году Владимиру выдали справку о присвоении первой группы инвалидности, которая сделала его полностью нетрудоспособным. С такой записью его нигде не могли принять.
В поисках общения
Для людей с синдромом Ушера есть шесть способов общения: жестовый язык, контактный жестовый язык, тактильный жестовый язык, дактилология (пальцевый алфавит: каждое положение пальцев показывает букву), дермография (письмо обычными буквами на ладони), письмо указательным пальцем по поверхности. Однако большинство слабослыщащих слепых пользуются слуховым аппаратом и не знают языка жестов.
Для связи с внешним миром нужен компьютер и специальный дисплей, который отображает информацию рельефно-точечным шрифтом, то есть системой Брайля. Информация строки экрана отображается в режиме реального времени. Стоит такой монитор около 100 000 рублей. При инвалидном пособии в 8 500 рублей среднестатистический слепоглухой может накопить на него за год. Если не будет пить и есть.
Эта библиотека — единственное место в области, где люди с проблемами зрения могут наладить связь с внешним миром
В поисках общения Владимир 15 лет назад пришел в Новосибирскую областную специальную библиотеку для незрячих и слабовидящих и стал ее постоянным посетителем. Эта библиотека — единственное место в области, где люди с проблемами зрения могут наладить связь с внешним миром. Здесь самая большая коллекция книг альтернативных форматов (звуковые, рельефно-точечные, рельефно-графические, крупношрифтовые), можно пройти компьютерные курсы, выучить английский язык, послушать лекции, концерты. Учреждение давно перестало быть просто библиотекой, начав выполнять функции информационно-ресурсного реабилитационного центра.«Сюда приходят люди, которые хотят общаться, не желают замыкаться в кругу своих повседневных бытовых проблем, в своей семье, своей квартире», — рассказывает директор библиотеки Юрий Лесневский. Он видит мир лишь на 5%, и то — благодаря периферическому зрению. Будучи студентом второго курса НЭТИ (ныне НГТУ), он за три месяца пережил угасание 85% зрения. Причина так и осталась неизвестной. Первым, кто помог понять, что жизнь не закончилась, был преподаватель НГПУ, кандидат физико-математических наук Андрей Голубчиков. Незрячий педагог оказался незаурядной личностью: он прекрасно ориентировался даже в незнакомом помещении, узнавал своих студентов по шагам и мог в уме играть в шахматы сразу на трех досках.
Благодаря стараниям директора и сотрудников библиотеки у Владимира Елфимова появился брайлевский дисплей. Библиотека предоставила ему прибор в долговременное пользование. Новый компьютер он купил сам. Владимир потратил больше года, чтобы освоить технику, научиться отправлять и получать письма. Теперь он может читать книги, электронную почту, просматривать веб-страницы, различая слова, написанные огромным шрифтом белого цвета на черном фоне. Монитор превратился в «глаза» и «уши» слепоглухого.
«Мой мир расширился, — описывает свои ощущения Владимир, — я стал чувствовать его объем, понимать, чем живут люди в разных концах света. Это важно. Нельзя выпадать из жизни, так как это рождает ощущение неполноценности. Без этого монитора я будто не только слепой и глухой, но также без рук и без ног. Не знаю, выдержит ли мое сердце, если когда-нибудь у меня не будет под рукой этого дисплея».
Владимир сегодня все более активно пользуется возможностями интернета. Он уже создал свой сайт и готов вести рубрику для слепоглухих людей на портале «Незримый Новосибирск».
Четвероногий друг, или Курс послушания
Владимиру удалось убедить власти в том, что мохнатый помощник ему крайне необходим: надоело падать на улице и врезаться в фонарные столбы
Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников в Купавне под Москвой — единственное место в России, где воспитывают четвероногих поводырей. Здесь в 2005 году для Владимира начали растить Оникса — палевого лабрадора-ретривера. Вообще-то, слепоглухим собак не полагается. Чиновники разных уровней власти, отвечающие за опеку инвалидов, задавали Елфимову один и тот же вопрос: «А как вы будете с ней говорить?!». И все же Владимиру удалось убедить власти в том, что мохнатый помощник ему крайне необходим: надоело падать на улице и врезаться в фонарные столбы. В 2007 году он вместе с младшей дочкой поехал забирать друга. Проезд им никто не оплатил: официальной статьи расходов для оплаты таких поездок государство тогда еще не предусмотрело.«Я „услышал“ лай моего Оникса в виде накатывающих теплых волн. Я словно увидел его, понял, что мой Оникс — светлый. А его мягкая шерсть мне все сказала о его характере», — вспоминает Владимир встречу с лабрадором. В Купавне собака и человек прошли двухнедельный курс послушания, и вот уже третий год Елфимов может самостоятельно выходить на улицу гулять, ходить в аптеку или магазин. «Собака проведет меня везде, главное, чтобы продавцы в магазине черствый хлеб не подсунули», — рассказывает Владимир.
На данный момент в Новосибирске всего десять собак-поводырей. Несмотря на то, что инвалидов первой группы по зрению в городе более тысячи человек, очереди на приобретение псов нет. Председатель совета по работе с владельцами собак-проводников новосибирского отделения ВОС Ирина Бурмистрова говорит, что поводырей даже приходится рекламировать, хотя есть постановление правительства, по которому с 2005 года собаки бесплатно предоставляются инвалидам, а государство выдает на их содержание и ветеринарное обслуживание по 10000 рублей в год. «Люди сами не изъявляют желания заводить поводыря. То ли боятся, то ли считают его дорогим удовольствием», — недоумевает Ирина. Новосибирские владельцы четвероногих помощников довольны приобретением и сожалеют лишь о том, что местные кинологи не проявляют к ним интереса. Корректировать дрессуру псов хозяевам приходится самим.
«Многие из нас стали затворниками в собственной квартире, кто-то сломался, озлобился. Кто-то замучил себя вопросами: за что? Чем я хуже других? Так многие из нас сбивались с „курса послушания“, не понимая его смысла, — размышляет Владимир. — Нас ведь бросает в этот мир, чтобы учиться существовать с ним в гармонии. Преодолевая любой недостаток, любое увечье тела, мы работаем со своей душой, делаемся совершеннее. А разве смысл нашего пребывания здесь не в этом?»
Алина Хабирова, фоторепортаж подготовил Никита Хнюнин, в статье использованы фотографии из личного архива семьи Елфимовых.
PS: Обращение Владимира Елфимова к читателям: «Я не хочу оторваться от пульса жизни мира и общения. Сейчас и до конца жизни у меня одна главная мечта — всегда иметь при себе брайлевский дисплей. Я был бы счастлив, если бы государство или спонсоры помогли мне остаться «зрячим и слышащим» и дальше. Это единственное, что может связать меня с этим миром. С уважением, Владимир».
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522