Обманутые дольщики: власть тянет резину и уходит от острых вопросов
Дольщики разобщены, многие из них апатичны и верят пустым обещаниям, власть тянет время и не принимает решения, а деньги исчезли в никуда, и никто не спешит их разыскивать. Об этом 1 июня говорили в Новосибирске руководители Ассоциации обманутых дольщиков.
Дольщики разобщены, многие из них апатичны и верят пустым обещаниям, власть тянет время и не принимает решения, деньги исчезли в никуда, а правоохранительные органы не спешат разыскивать их. Игнорирование же властью социальной проблемы может привести к политизации протестов. Об этом 1 июня шла речь в Новосибирске на пресс-конференции руководителей Ассоциации обманутых дольщиков.Заместитель председателя АОД /Ростислав Антонов отметил остроту создавшейся проблемы: около 40 000 человек в Новосибирской области, вложив свои деньги, так и не получили обещанное жилье. Порой в привлечении инвесторов в сегодняшний «недострой» участвовали представители новосибирской власти, как это было, например, в случае с программой «Жилье — молодым». Сегодня же дольщики слышат в коридорах администрации: «Но это же были ваши риски». Такая позиция властей, по мнению Антонова, чревата тем, что социальное напряжение может перерасти в политический протест: «Дольщиков уже призывали на форумах присоединиться к митингам „несогласных“ 31 мая».
Обманутых дольщиков призывали на форумах присоединиться 31 мая к митингам «несогласных»
По словам председателя ассоциации Александра Бакаева, во многих случаях дольщики могли бы сами достроить дома, но для этого требуется помощь государства: «Подключение домов к сетям стоит большие деньги, а наши естественные монополисты не спешат навстречу людям. Большие деньги платятся за аренду земельного участка, причем за все время, что простаивала стройка, и это тоже ложится на плечи дольщиков. Вопрос надо решать, быть может, даже на федеральном уровне».Другой больной вопрос — куда девались деньги?
«Речь об этих, неизвестно куда растворившихся миллиардах, десятках миллиардов рублей — только в Новосибирской области. Потому что объектов очень много, а есть такие, в которых по
Представитель инициативной группы строящегося дома в наукограде Кольцово Марк Паверман рассказал, как строительство их дома оказалось «подвешенным» именно стараниями государства: «В свое время застройщик, научный центр „Вектор“, начал строительство для своих сотрудников. Остальные квартиры были предложены в свободную продажу. Потом, по неизвестным причинам, „Вектор“ от строительства отказался и передал земельный участок в федеральную собственность. А федеральный центр накладывает мораторий на использование земли». Дольщики обращались в два десятка инстанций, им обещали решить вопрос, но воз и ныне там — дом не достроен. «В нашем случае явно нарушено конституционное право на доступное жильё», — резюмировал Паверман.
«Если бы им "сверху" сказали „Давайте, начинайте разбираться в ситуации“, тогда бы проблема, наверно, решилась»
Взаимоотношения с представителями власти, по словам дольщиков, не отличаются конструктивностью. Председатель ТСЖ «Согласие» Виктор Пономаренко пожаловался, что на заседаниях комиссий нередко можно услышать, что дольщики сами виноваты, что сдали деньги: «Я пытаюсь им парировать, что, уважаемые господа, если бы вы, как чиновники, исполняли свои обязанности так, как их положено исполнять поРостислав Антонов заявил, что медлительность власти усугубляет проблему: «Мало того, что дома не строятся. Чем дольше стоит недострой, тем большие потери несут дольщики. Тот же дом на Тульской, 84 простоял без крыши, снег не убирался, из-за замораживания-размораживания шло разрушение здания. Через несколько лет его надо будет просто сносить. А ведь это была федеральная программа „Жилище“. В другом доме, на Кирова-Автогенной, председатель ТСЖ не даст соврать, вывезли лифты и ничего не дали людям взамен. А охраняют недострои те же недобросовестные застройщики, которые позволяют своим аффилированным структурам растаскивать кирпичи. И эта проблема с каждым днём усугубляется».
Александр Бакаев отметил общую безответственность застройщиков перед законом. «Сейчас мы сталкиваемся с тем, что схемы „кидания“ дольщиков у некоторых застройщиков были заложены в самом начале, когда ни о каком кризисе еще речи не было. Причём договора составлены так хитро, что люди приходили с юристами, изучали — и не обнаруживали подвоха. А где-то на третьей странице мелким шрифтом было написано, что деньги сдаются в одну организацию, а строит — другая».
В качестве иллюстрации того, что могла бы сделать власть, если бы хотела, Бакаев привёл отечественный успешный опыт борьбы с недобросовестностью застройщиков: «В 1912 году Пётр Аркадьевич Столыпин принял закон о правилах застройки. Там такое же долевое строительство было. И застройщик отвечал полностью своим имуществом. Не просто в случае, если у него не получилось, а в случае любого форс-мажора. И я не слышал о проблемах обманутых дольщиков в царской России. У нас спроси любого застройщика — готов ли он отвечать своим имуществом, он сделает круглые глаза — как это так?» (По информации Тайги.инфо, когда в Новосибирской области обсуждалось выделение госгарантий для застройщиков, им предлагалось гарантировать часть кредита личным имуществом, и желающих не нашлось.)
«В 1912 году Петр Аркадьевич Столыпин принял закон о правилах застройки. И я не слышал о проблемах обманутых дольщиков в царской России»
Не видят представители АОД отдачи от работы многочисленных комиссий и от совещаний, проводимых в администрациях и советах депутатов. «Надо разобраться с тем-то, надо разобраться с этим. Но не называются ни сроки, ни ответственные. Мы регулярно пытаемся взаимодействовать с Анисимовым (заместитель губернатора Новосибирской области — прим. Тайга.инфо), с мэрией, но вот, например, недавно проходила комиссия у Анисимова по дому на Лежена. Инициаивная группа пригласила на комиссию нашего представителя, но в результате нас не пустили. Анисимов сказал — у нас есть постановление, мы пускаем только двух человек. Какое постановление? Кто его выпустил? Мы говорим о том, что с их стороны нет желания выслушивать острые, неприятные вопросы. А на комиссии Сичкарёва (рабочая группа „Единой России“ по работе с проблемными стройками) такие вопросы не возникают, там умеют сглаживать. А мы — не умеем», — сказал Антонов.
Как ни странно, отвечая на вопрос, какую проблему представители ассоциации считают самой важной, они отметили не саботаж чиновников и не безответственность застройщиков. «Самая важная вещь, которая не существует до сих пор — это объединение дольщиков и инвесторов по каждому конкретному объекту. До сих пор нет согласия среди дольщиков и инвесторов. Одни хотят одно, другие — другое, третьи — третье. Инициативные группы, которые возникают, часто не в состоянии их объединить», — рассказал Александр Бакаев о сложностях самоорганизации. Его дополнил Марк Паверман из Кольцова: «Я добавлю — даже не несогласие среди дольщиков хуже всего, а именно аморфность, пассивность. Когда люди надеются, что где-то какая-то инициативная группа что-то походит, повоюет, где-то деньги какие-то найдет, а они будут сидеть на диване, смотреть телевизор. Вот это самая главная проблема».
Алексей Мазур
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522