Центр мониторинга наркотрафика в СФО появится в Новосибирске до конца 2010 года
© Марина Решетникова. Виталий Яковлев
Окружной аналитический центр мониторинга направления наркотрафика будет создан на базе управления Государственного антинаркотического комитета по СФО до конца 2010 года. Наркополицейские признают: «Только полицейскими функциями мы это зло уже не победим».
Окружной аналитический центр мониторинга северо-восточного направления среднеазиатского наркотрафика будет создан в Новосибирске на базе управления Государственного антинаркотического комитета по Сибирскому федеральному округу до конца 2010 года. Об этом 28 июня рассказал представителям СМИ в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов замруководителя комитета, начальник управления по СФО, генерал-лейтенант полиции Виталий Яковлев.Пресс-конференция состоялась через два дня после Международного дня борьбы с наркоманией и наркобизнесом и, что особенно порадовало ее устроителей, на следующий день после пресс-конференции Дмитрия Медведева в канадском Торонто, на которой президент России сообщил, что обсудил с коллегами по «Большой восьмёрке» в канадском же Хантсвилле глобальную угрозу наркотрафика.
«Очевидно то, что в ряде случаев выпячиваются одни наркопотоки и как-то зажимается восприятие других. Например, здесь, на американском континенте, все читают крайне опасным ту наркоугрозу, которая исходит из Латинской Америки, но почему-то не упоминается проблема, связанная с наркопоставками из Азии, в том числе из Афганистана. Моё предложение было в том, чтобы в дальнейшем работу вести только глобальным образом: наркотики не циркулируют внутри одного региона, они не знают границ, они перемещаются туда, куда выгодно. Поэтому у себя, в России, мы стали обнаруживать наркопоставки из Латинской Америки. Значит, это стало выгодно», — сказал Медведев.
Виталий Яковлев сообщил, что уровень наркомании в Сибири почти в два раза превышает сейчас показатели по России. «Только полицейскими функциями — ловить, сажать и так далее, — мы это зло уже не победим и ситуацию не стабилизируем, а она очень напряженная. Да, в прошлом году зафиксировано снижение на 3,5% количества наркозависимых, стоящих на учете в органах здравоохранения СФО. Но это только те, что стоят на учете, а сколько их на самом деле, никто ведь не мониторил», — признал Яковлев.
Единый аналитический центр как раз и может помочь сибирским наркополицейским проводить комплексный мониторинг в области противодействия незаконному обороту наркотиков со всеми заинтересованными ведомствами — от таможенников до гаишников. «Вести работу глобальным образом», как сформулировал президент Медведев, утвердивший 9 июня Стратегию государственной антинаркотической политики до 2020 года, в шестом пункте которой говорится о «разработке и внедрении государственной системы мониторинга наркоситуации». Такие центры созданы и функционируют в Южном и Уральском федеральных округах, 26 июня в Хабаровске начала работать Дальневосточная обсерватория наркотрафиков в Северо-Восточной Азии, и создание аналогичной структуры в Новосибирске, по мнению наркополицейских, логично замкнет линию контроля за незаконным оборотом наркотиков.
Более адекватный, нежели сейчас, мониторинг Сибирскому федеральному округу необходим, признают в ФКСН России, наркоситуация действительно напряженная. Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Иркутская и Томская области по-прежнему входят — по уровню одних только учтенных наркоманов — в первую десятку самых неблагополучных регионов страны. Наибольшее количество больных наркоманией зарегистрировано в Новосибирской области (15205), Кузбассе (14496) и Приангарье (12475 человек).
Эти же регионы входят в число лидирующих в Сибири по распространенности ВИЧ-инфекции (1171,7 на 100 000 населения — Иркутская область, 588,7 — Кемеровская, 318,8 — Новосибирская), а около 70% ВИЧ-инфицированных являются потребителями инъекционных наркотиков. Новосибирская область, впрочем, не на третьем месте в этом списке, ее превзошли Бурятия (399,7 инфицированных на 100 000 населения), Алтайский край (392,0) и Красноярский край (381,6), где зафиксировано, к слову, и наибольшее по Сибири снижение числа наркозависимых — на 18%, 16% и 10% соответственно.
Особое внимание глава сибирского наркоконтроля уделил факту появления и распространения в ряде регионов СФО дезоморфина — приготавливаемого из кодеиносодержащих препаратов наркотика, ранее более распространенного в центральных областях России и на Урале. «1200 рублей в среднем по Сибири стоит грамм героина, а компоненты для дезоморфина не только доступнее, но и дешевле — всего 380 рублей за набор. Это „наркотик для бедных“, но действие на организм он оказывает не менее сильное», — сказал Виталий Яковлев, добавив, что дезоморфинщиков называют «крокодилами», потому что «при токсикации их кожа покрывается чешуей». С начала года в Сибирском федеральном округе изъято около 150 грамм этого наркотика, две трети этого количества — в Забайкальском крае.
Кроме того, с января по май 2010 года правоохранительные органы СФО выявили более 17 000 связанных с наркотиками преступлений, более 80% из них относятся к категории тяжких и особо тяжких. И речь идет не только о хранении, распространении и употреблении в общественных местах, но и о коррупции. Всего 5% наркотрафика из Афганистана останавливают пограничники соседних государств, 40% оседает на российской таможне, а 55% азиатских опиатов расходится по стране. Виталий Яковлев признает, что около 20% доходов наркокартелей уходит на коррупцию, потому как «надо еще правоохранительные органы задобрить, которые обязаны принимать участие в продвижении наркотика», и что правоохранительная система, как любой живой организм, действительно подвержена болезням. В прошлом году из-за таких «болезней» в СФО возбуждено 11 уголовных дел.
Из недавних громких случаев, о которых писала Тайга.инфо, выделяется история с оперуполномоченным управления ФКСН по Омской области. 14 июня его задержали в Омске около кинотеатра «Атриум», где он собирался обменять 0,74 грамма героина на цифровой фотоаппарат. Согласно материалам уголовного дела, возбужденного в отношении омского наркополицейского, он занимался сбытом героина с марта по июнь 2010 года — все это время, как рассказал Яковлев, сотрудника держала на примете служба собственной безопасности совместно с омским управлением ФСБ. Показательно, что оперуполномоченный находил покупателей, разбирая оперативные материалы. В настоящее время он арестован.
Кроме того, напомним, что 11 мая начался судебный процесс по уголовному делу в отношении нескольких сотрудников автономной некоммерческой организации «Новосибирск против наркотиков», директор которой Альберт Сажин обвиняется в организации похищения людей (по данным следствия, как минимум двух) с целью привлечения дополнительных денежных средств в свои реабилитационные центры. Слухи о том, что в центрах «Новосибирска против наркотиков» не столько оказывают по-христиански психологическую помощь нуждающимся в реабилитации наркоманам и алкоголикам, сколько приковывают последних к батарее, избивают их, заставляя читать Библию, и держат на хлебе и воде, ходили в городе уже давно. Но только после прошлогоднего скандала с фондом «Пермь — город без наркотиков» правоохранительные органы смогли начать плотно заниматься негосударственными реабилитационными центрами, среди которых встречается, согласен Виталий Яковлев, немало «религиозных сект разных мастей». Сейчас в разработке находятся материалы об одном таком центре в Красноярском крае.
Ведущий инспектор аналитического отдела управления Государственного антинаркотического комитета по Сибирскому федеральному округу Игорь Кутонов рассказал Тайге.инфо, что одна из сложностей в работе с организациями, подобными «Новосибирску против наркотиков», в том, что для реабилитационной деятельности не требуется специальное разрешение. «Лицензию на лечение, детоксикацию организма, снятие у наркоманов физической ломки выдает Минздрав. Реабилитация же — процесс социализации наркозависимых лиц, прошедших курс лечения, преодолением психологической зависимости, и лицензии он не требует. Пока учредители реабилитационных центров не нарушают запреты, содержащиеся в законах, пока люди соглашаются на реабилитацию добровольно и также добровольно вносят пожертвования, правоохранительные органы не могут ничего им предъявить», — объяснил Кутонов.
По его словам, контроль за работой реабилитационных центров не входит в круг полномочий наркоконтроля, это задача, скорее, представителей местных властей. Реагировать на обращения населения в этом смысле — первоочередная задача, но и здесь, как говорится, есть нюансы: как правило, из 100 заявлений граждан о наркопритонах, действующих в их микрорайонах, по данным наркоконтроля, подтверждаются только 17.
Кирилл Логинов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522