Борис Куприянов: «Не понимаю, почему в Сибири такие дорогие книги»
Директор и соучредитель книжного магазина «Фаланстер» накануне своего приезда в Новосибирск, где он примет участие в ярмарке «Черный рынок», рассказал Тайге.инфо о московской аренде, отношении к покупателям, конце эпохи потребления и желании жить в России.
Книжный магазин «Фаланстер» для многих гостей Москвы стал не менее обязательным пунктом экскурсионной программы, чем расположенная в
Здесь продаются издания и журналы, которых нигде больше в Москве вы не увидите, а стоимость их в разы меньше, чем в любых других столичных книжных, не говоря уже про сибирские магазины. Директор и один из соучредителей «Фаланстера» Борис Куприянов, который в скором времени приедет в Новосибирск для участия в ярмарке «Черный рынок», рассказал Тайге.инфо о московской аренде, отношении к покупателям, конце эпохи потребления и желании жить в России.
Тайга.инфо: Вас везде представляют как директора магазина, но при этом вы говорите, что главных в «Фаланстере» нет, потому что у вас чуть ли не коммуна. Как такое возможно в Москве 2010 года?
— Я выполняю функции директора, скажем так. Что касается коммуны, то это не совсем точно, конечно, но в нашей деятельности мы действительно придерживаемся анархического принципа. Все работники «Фаланстера», а это очень разные люди, обладают полным правом принимать решения. Если кто-то один считает, что прав, он поступает, как считает нужным. Споры бывают постоянно, но до серьезных ссор дело не доходило. Сегодня в «Фаланстере» работают десять человек, из них с момента основания — только двое.
Тайга.инфо: Как восемь лет назад вам пришла в голову мысль открыть не что-нибудь, а именно книжный магазин?
— Прежде всего, в 2002 году сделать это было проще. Нам очень не нравилось, что тогда происходило в книжной торговле, и мы поняли, что можем сделать лучше. В Москве тогда было достаточно много маленьких книжных лавок именно гуманитарной направленности. Но они существовали без аренды или по «дружеской аренде», не были вписаны в рыночную экономику и поэтому вскоре позакрывались. Мы же с самого начала принципиально платили честную московскую аренду, конечно, непомерно высокую. Вышли в ноль примерно через полтора года.
Книга должна обязательно быть поводом для обсуждения, спора, размышлений. Развлекательные книги нам в «Фаланстере» не интересны
Нам не нравилось, что в каждом книжном магазине действует вкусовой диктат его владельца, который превращается в диктат политический — владелец заполняет полки тем, что нравится лично ему. Поэтому в «Фаланстере» мы сразу хотели представить все многообразие литературы, подход изначально был плюралистический. При этом никогда не было отношения к книге как к товару. Она должна обязательно являться поводом для обсуждения, спора, размышлений. А просто развлекательные книги нам не интересны.
Тайга.инфо: Неужели ни разу не продавали ничего подобного?
— Ну вот была книга «Духless» — попсовая, но попавшая в ожидания публики, то есть ее тиражи оправданы. Я легко представляю мелкого работника компании Coca-Cola, который развозит ящики с бутылками по магазинам, и ему, конечно, интересно узнать, чем живут менеджеры покрупнее. Книга была любима теми, кого называют, я извиняюсь, «офисным планктоном». Этим своим попаданием в аудиторию она была интересна, но все равно у нас совсем не продавалась.
Тайга.инфо: Смотрите, я понимаю, почему, скажем, в Новосибирске такие дорогие книги...
— А я не понимаю, почему в Новосибирске такие дорогие книги.
Тайга.инфо: Доставка недёшево обходится, нет?
— Давайте посчитаем. Доставка книги в Пермь, которая чуть ближе к Москве, чем Новосибирск, может стоить, по моим данным, десять рублей. Это 5% от стоимости книги — вот та надбавка, которая на самом деле имеет место. Остальное — следствие жадности и барыжничества. Нигде в Москве наценка не составляет 100%, ну максимум 70%. У нас она 38%, те цифры, с которыми при минимальном гарантированном обороте мы можем обеспечить себе какую-то прибыль и зарплату. Всё. И я не понимаю, как и почему магазины могут позволить завышать стоимость книги на 200%.
Тайга.инфо: Вы недавно в ЖЖ написали очень эмоциональный пост о владельце новосибирской компании «Аристотель» Михаиле Трифонове. Он вас так своими наценками задел?
Пять процентов от стоимости книги — вот та надбавка, которая на самом деле имеет место при ее доставке. Остальное — следствие жадности и барыжничества
— Нет, больше всего он меня задел своим отношением к покупателям. Владелец книжных магазинов, известных в Сибири и обсуждаемых в Москве, заявляет коллегам, что для 80% людей, которые приходят к нему, все равно, что покупать, и только 20% покупателей выбирают хорошие книги.
Человек сознательно работает на понижение, не видит ничего зазорного в том, чтобы продавать попсу, становится клоном «Топ-Книги» и при этом еще считает своих покупателей априори неумными людьми. Мы считаем и всегда считали своих покупателей априори людьми нормальными и достойными уважительного отношения.
Я сам пока не был в магазинах Трифонова, слышал, что они хорошие, и надеюсь увидеть их, когда буду в Новосибирске, но только когда человек какие-то непонятные мотивации прикрывает своими псевдоэкономическими рассуждениями — не знаю, мне это кажется странным и сильно возмущает.
Тайга.инфо: Один новосибирский блогер, знаю, вы видели, довольно резко отозвался на ваш пост — получилась реакция в духе «Москвич вздумал нас поучать»...
— Забавная и положительная реакция, конец его поста вообще довольно оптимистичный, хотя я, может быть, не все прочитал. Однако речь не идет о том, чтобы я кого-то поучал. Рецепта, единого для всех, не существует, разумеется. Но я со всеми готов делиться своим опытом и, с разрешения наших пермских коллег, опытом магазина «Пиотровский».
В этот приезд я встречаюсь в Новосибирске с двумя людьми, которые хотят открыть в городе нормальный книжный магазин. Они попросили о консультации, и я буду рад, если у них все получится. Мы же не хотим обустроить «Фаланстер» и закрыться в нем от всех. Нет, мы хотим жить в России, хотим, чтобы общество изменялось в лучшую сторону. Мне кажется, это естественное желание любого нормального человека.
Знаете, издатель Александр Иванов недавно рассказал мне страшную вещь. Оказывается, согласно опросам 73% населения России не хотят жить в ней. Представляете? Так вот я отношусь к тем 27% россиян, которые жить здесь хотят. Еще в это меньшинство входят чиновники и милиционеры, по-видимому...
Тайга.инфо: Чем закончилась история с расследованием поджога в 2005 году первого «Фаланстера» в Большом Козихинском переулке?
— Ничем она не закончилась. Были люди, которые видели, как в окно бросали бутылки с зажигательной смесью. Но уголовное дело по факту не заводили неделю, следователь даже на место происшествия не приезжал. А потом мы перестали следить за этим. Нужно было много работать, отбивать потери. Я же говорю, что мы изначально работали в коммерческих условиях...
Мы хотим, чтобы наше общество изменялось в лучшую сторону. Это естественное желание любого нормального человека
Мое личное мнение по поводу происшедшего? Тогда все мы ждали появления частной политики. Однако волеизъявление граждан де-факто оказалось не таким, какое мы предполагали, и проявилось в том числе и в подобной форме.
Наверное, мы раздражали недоброжелателей неангажированностью, попытками что-либо обсуждать, приверженностью идее свободы слова. Кому-то это не понравилось. Вообще, когда случился пожар, мы думали, если честно, все бросить и не сделали этого только потому, что огромное количество людей нас вдруг поддержало. Мы поняли, что не имеем права их кинуть.
Тайга.инфо: Потом «Фаланстер» переехал в Малый Гнездниковский, с точки зрения аренды это наверняка дороже. Стоимость, кстати, является коммерческой тайной?
— Нет, мы ее не скрываем. Сегодня аренда составляет 1000 долларов за квадратный метр в год. Конечно, это очень высокие расценки. На нынешний книжный фестиваль приехал один немецкий издатель, так он когда узнал, сколько мы платим за помещение, в течение нескольких недель потом не выходил с нами на связь, переживал эту новость.
Или другой пример. Известная в Европе книжная сеть «Вальтер Кёнинг» 10 лет назад была вынуждена оставить место в Кельне, где открылся их первый магазин. Переехали, потому что было трудно платить аренду, а она составляла тогда, кажется, шестую часть от нашей нынешней. И это 10 лет назад. Сегодня «Вальтер Кёнинг» не платит более четвертой части нашей аренды.
Тайга.инфо: Однако при этом в одном недавнем интервью вы сказали, что эпоха потребления, на ваш взгляд, подошла к концу.
— Да, у меня просто есть ощущение, что потребление перестало восприниматься людьми как самоцель. Здесь, кстати, важен опыт жителей регионов. Вот ребята из Перми, которые открыли «Пиотровский», они и так неплохо зарабатывали, но решили все равно вложиться в книжный магазин. Люди в России сегодня уже понимают, что потребление само по себе не является и не может быть абсолютной ценностью — ни физиологической, ни биологической, ни интеллектуальной. Это только средство.
Кроме того, нынешний кризис показал, что за последние 15 лет мир с его экономической политикой лучше не стал. Система, построенная на потреблении, уже не отвечает запросам людей. То есть, например, на Ближнем Востоке смертник идет себя взрывать не потому ведь, что ему кто-то заплатил за это.
Тайга.инфо: Если в Москве происходит что-нибудь интересное, связанное с книгами, тут же вспоминается «Фаланстер» — и прежде всего он. Это хорошо или плохо?
— Конечно, это очень плохо. Эксклюзивное положение не есть здорово, это сказывается негативно в том числе и на нас. Скажем, если раньше мы сами подолгу выискивали какие-то книги, то сейчас этого делать не нужно — они все равно все окажутся в «Фаланстере». Хотя в последнее время уже нельзя однозначно утверждать, что никакой конкуренции нет. Прекрасно работают «Гилея» и «Нина», оживает «Билингва». Александр Гаврилов открыл магазины «Додо» — идеологически, может, и не близкие нам, потому что там, кроме книг, продаются всякие аксессуары, но все равно хорошие магазины.
Тайга.инфо: А открытые лекции обязательно, по-вашему, должны быть в книжном магазине? Зачем вам эта история с «Рабочим университетом»?
Практически любое социальное высказывание сегодня в России маркируется как политическое, это, конечно, беда нашего общества
— Не обязательно. Просто для нас важна возможность обсуждений. Мы стали заниматься этим, потому что поняли, что у нас не существует системы нормального общения между интеллектуалами и людьми с улицы. Традиционные учебные заведения ангажированы и закрыты, простой человек не может прийти и послушать академического интеллектуала. Сегодня, правда, и публичные лекции в Москве уже превратились в некое развлечение, что тоже не очень хорошо. К тому же, практически любое социальное высказывание у нас сегодня сразу маркируется как политическое, и это, конечно, беда нашего общества.
Тайга.инфо: Вам не кажется, что 2010 год слишком уж богатый на общественно-политические события? Что-то странное происходит, и даже страшно из-за того, что непонятно, чем это может кончиться.
— Да, конечно, есть такое ощущение, причем не только в этом году, а вообще в последнее время. Конечно, страшно, у меня ведь есть семья, дети. Но единственное, что меня радует — эти процессы, похоже, уже нельзя остановить. Общество трансформируется, люди все чаще задумываются над более глобальными вещами, чем раньше. Всем понятно, что жить в прежнем состоянии уже невозможно. Жизнь должна измениться. И тут я не могу, кстати, согласиться с теми авторами, которые уверены, что нас обязательно ждет правое будущее.
Тайга.инфо: Тогда что нас ждет? Революция?
— Я этого не говорил.
Тайга.инфо: Хорошо, тогда скажите, правда ли, что к вам Сурков заходит и книжки покупает?
Общество трансформируется, людям понятно, что жить в прежнем состоянии невозможно. Жизнь должна измениться
— Ну, к нам заходят разные люди с очень разными взглядами. Обсуждать персоналии не считаю корректным. Мы пускаем всех покупателей — и правых, и левых, наверное, и крайне правые к нам заходят. Вот кого бы точно не хотелось видеть в «Фаланстере», так это молодых людей, выдающих «государственнические» взгляды за сознание, видящих в хамстве, лжи и подтасовке единственный способ «интеллектуальной» беседы. Уверен в тотальном отсутствии у них каких бы то ни было собственных взглядов. Но такие молодые люди к нам и не заходят — им в «Фаланстере» неинтересно.
Тайга.инфо: Из тех, наверное, семи раз, что я бывал в «Фаланстере», пару раз точно вы лично продавали мне книги. До сих пор находите время сидеть за прилавком?
— Времени на магазин вообще не хватает в последнее время. Сейчас, например, из-за Московского книжного фестиваля. Но я все равно стараюсь выделить в неделе минимум три дня, которые работаю только в «Фаланстере». И чаще всего сижу за кассой. Просто мне нравится продавать книжки и разговаривать с нашими покупателями, они все интересные люди. Кстати, надеюсь, я вам тогда не нахамил?
Беседовал Кирилл Логинов