Джазмен Уильям Паркер: «Чёрные американцы уже очень далеки от нашей музыки»
© Татьяна Ломакина. Уильям Паркер
Одна из центральных фигур современной американской авангардной сцены, поэт, писатель и ведущий фри-джазовый музыкант мира Уильям Паркер прибыл в Новосибирск по личному приглашению музыкантов новосибирской филармонии. Почему аудитория из трёх человек лучше, чем из трёх тысяч, как «белые» пришли на место «чёрных», и почему либерализм — это нормально, Уильям Паркер рассказал Тайге.инфо.
Одна из центральных фигур современной американской авангардной сцены, поэт, писатель и ведущий фри-джазовый музыкант мира Уильям Паркер прибыл в Новосибирск по личному приглашению музыкантов новосибирской филармонии. Два вечера американский контрабасист выступал вместе с местными мастерами — Владимиром Толкачёвым (альт саксофон), Романом Столяром (фортепиано) и Сергеем Беличенко (барабаны). Почему аудитория из трёх человек лучше, чем из трёх тысяч, как «белые» пришли на место «чёрных», и почему либерализм — это нормально, Уильям Паркер рассказал Тайге.инфо.Тайга.инфо: Вас называют джазовой легендой. Как вы к этому относитесь?
— Я просто делаю то, что я делаю, и про такие вещи не думаю. Я расцениваю музыку как синоним слова «красота», и всё, что я делаю, так это просто воспроизвожу эту красоту. А важен каждый человек.
Тайга.инфо: В прошлом году на фестивале Sib Jazz Fest в Новосибирске Ди Ди Бриджуотер сказала, что джаз сегодня — это музыка элит, музыка избранных слушателей, и эта фраза вызвала немало споров среди местных ценителей. А как вы думаете, кто сегодня «потребитель» джаза?
— Я считаю, что каждый человек — избранный. Абсолютно необязательно даже в школу ходить, чтобы понимать и чувствовать эту музыку. Даже если она представляет собой нечто совершенно новое, как только вы её услышите, вы её полюбите. Я никогда не встречал людей, которые не могут понять этой музыки. Есть, конечно, люди, которые не хотят её понимать, но это совсем другая история.
В США не существует слушателей, которые потребляют широкий спектр музыки. Как правило, самые активные потребители слушают очень узкую её часть — ту, которая зовётся поп-музыкой. Что касается чёрного музыкального движения, будь это акустика или электроника, то эта музыка, к сожалению, не пользуется большим спросом, люди не очень хорошо знают, что она из себя представляет, потому что на радио, например, её не услышишь. И очень жаль, потому что это один из тех видов музыки, который ведёт к космосу, к высшим истокам сознания. А эффект воздействия поп-музыки — это некое зависание, когда в человеческой жизни, по сути, ничего не меняется.
Всё это началось в 1965 году, когда The Beatles прибыли в Америку. Вы могли купить не только их музыку, но и парики под The Beatles, одежду, гитары, даже кукол The Beatles. Но всё это крутилось не вокруг музыки, а вокруг извлечения максимальной выгоды.
Тайга.инфо: Вы однажды сказали, что люди разобщены, Земля гибнет, и только звук может объединить людей, что спасение — «внутри тонального мира». Каким образом это может произойти?
Эффект воздействия поп-музыки — это зависание, когда в человеческой жизни, по сути, ничего не меняется
— Звук — это международный атрибут. Скажем, вы говорите по-русски, по-английски, кто-то по-японски, по-китайски. Но, как только вы слышите звук, вы испытываете одни и те же чувства, у вас примерно одно и то же восприятие. Звук становится музыкальным тоном, и, когда мы его воспринимаем, мы вовлекаемся в музыку. В мире тонов нет войны, нет потребления, нет бедных, нет правительств — есть просто совершенство. И когда вы погружаетесь в этот мир звуков, вы испытываете высшее состояние — как будто вы погружаетесь в море любви. Когда вы слушаете или танцуете под любимую музыку, будь это Майкл Джексон или Штогхаузен, вы на небесах, вы в раю. Когда мы говорим «Спаси мир», мы имеем в виду свой личный персональный мир, чтобы выйти из депрессии, состояния напряжения, опустошённости.Тайга.инфо: Получается, музыка — это своего рода религия?
— Искусство в целом — поэзия, музыка, танец, театр — ведёт нас к высшему состоянию. То есть это воздействие, действительно, очень духовного порядка. Назначение искусства заключается в том, чтобы изменить жизнь людей, которые приобщаются к тому или иному виду искусства.
Тайга.инфо: Но в то же время, люди, предпочитающие разные жанры и стили, иногда спорят друг с другом, кто из них слушает более «правильную» музыку.
— Это просто очень поверхностный, эмоциональный уровень восприятия. Если вы пойдёте глубже в музыку, вы поймёте, что никакого разделения на жанры и стили не существует. Это всё равно, что сказать «я люблю только русских» или «я люблю только японцев», или «только людей из Нового Орлеана». Нужно пройти через это, подняться выше этого, чтобы осознать, что единая категория — это человечество. А в данном случае эта категория — музыка. Не стиль, а просто музыка.
Тайга.инфо: А поэзия — это тоже музыка?
— Есть поэзия в музыке, которая заставляет музыку работать. А есть музыка в поэзии, которая заставляет работать поэзию. И всё это связано.
Тайга.инфо: Борцы за чистоту языка в России, сетуют на то, что язык испорчен чрезмерным количеством заимствований и коверканий. А как, на ваш взгляд, изменился английский язык, вернее, его американский вариант?
Люди так заняты, что у них нет времени даже сказать три слова, и они заменяют его одним
— Во-первых, в Соединённых Штатах мы не говорим по-английски. Мы говорим по-американски. Есть южно-американский язык, североамериканский, восточный, западный — масса диалектов. Там разные акценты, разные смыслы и даже сленги. Отдельный язык — это сленг «чёрных». Изменения, например, такие. Раньше говорили: «How are you? — Everything is alright!». Но сейчас отвечают просто «I!».Люди так заняты, что у них нет времени даже сказать три слова, и они заменяют его одним. В остальном, у языка есть три формы — речь пишущего, речь читающего, то есть книжный язык, и разговорная речь. Это абсолютно разные вещи. Иногда люди начинают писать так, как они обычно говорят. А некоторые люди говорят по-книжному. А вообще, Америка — это такая взрывная смесь, потому что люди с разных континентов, из разных народов добавляют что-то своё.
Тайга.инфо: Каким образом американское культурное сообщество — музыканты, артисты, писатели — встроено в политическую жизнь страны?
— Большинство политиков, насколько я знаю, у нас не поддерживают музыку, а музыканты — в основном крайне левые. Они выступают за права человека, за народ, а не за правительство. Они выступают за свободу человека как такового. Некоторые из них больше склоняются к республиканской партии, но всё же большинство — к либеральным ценностям. И актёры, и музыканты в основном — левые радикалы. Но, знаете, очень странно, что мы выбираем слово «либеральный» по отношению к таким естественным вещам, как, например, если вы хотите накормить голодных детей. Вместо того, чтобы назвать это нормальной ситуацией, это называют либеральным движением.
Тайга.инфо: В одном интервью вы обмолвились, что в джазе есть три поколения чёрных музыкантов, а четвёртого нет — там исключительно белые. Как это произошло?
— Полагаю, я говорил о первом поколении авангардистов — это Сесил Тейлор и другие. Второе поколение на 10 лет моложе — Роско Митчел, Энтони Брекстон. И третье поколение — это моё поколение — люди, которым по 60 лет. Сейчас становится всё больше и больше музыкальных школ, где не учат играть ту музыку, которую мы играли, поэтому всё меньше и меньше людей ею занимаются. 90% студентов джазовых отделений — белые. Чёрная молодёжь абсолютно отделена от этой части «чёрной» культуры. Они слушают другую музыку — хип-хоп, рэп, что-то в этом духе.
Даже на концерт пришёл лишь один человек, то он нашёл свою судьбу, а наша музыка может изменить его жизнь
В Америке мы играем перед аудиторией, которая на 95% белая. Чёрные американцы уже очень далеки от этой музыки, и уже довольно долгое время джаз существует за счёт влияния белых, которые интересуются этой музыкой гораздо больше чёрных. Большинство музыкантов принимают это, потому что эта музыка уже ни чёрная, ни белая. Если ты намерен наслаждаться музыкой, так просто наслаждайся ей. Но, с другой стороны, это всё как будто вы русский, живёте в Америке, но не видитесь с русскими, а вам очень хочется поговорить хоть с кем-нибудь на родном языке. Примерно в таком положении находится и наше поколение музыкантов. В то же время, вы же сами распоряжаетесь собственной жизнью и делаете то, что считаете нужным.Тайга.инфо: Есть такая шутка: поп-гитарист знает три аккорда, но играет перед трёхтысячной аудиторией, а джазовый гитарист знает три тысячи аккордов, но играет лишь перед тремя слушателями.
— Иногда такое и происходит. Но эти три человека могут оказаться правильными людьми. Мы верим, что если даже на концерт пришёл лишь один человек, то он нашёл свою судьбу, а наша музыка может изменить его жизнь. Это самая важная вещь. Это не значит, что я не хотел бы играть перед тремя тысячами. Но всё же главное — продолжать играть не столько для людей, сколько для Земли. Музыка — часть природы, Матери-Земли. Ты — тоже её часть. Река течёт, солнце светит, ты играешь музыку.
Беседовала Татьяна Ломакина
Тайга.инфо благодарит Романа Столяра за помощь в подготовке материала
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522