Новосибирский архитектор Николай Журин: «Мы превращаемся в блеклую копию Гонконга»

© Юлия Катковская. Николай Журин
Новосибирский архитектор Николай Журин: «Мы превращаемся в блеклую копию Гонконга»
18 Июн 2013, 02:19

Завкафедрой Новосибирской архитектурно-художественной академии, профессор Николай Журин рассказал Тайге.инфо, можно ли избежать точечной застройки, как заставить архитекторов жить по совести, какой стиль строительства исторически присущ Сибири и чем привлекать туристов после утраты памятников.

Тайга.инфо: В последнее время в Новосибирске часто говорят, что архитектурный облик города теряется и стирается, происходит застройка зданиями разной стилистики, много точечной застройки. Насколько, на ваш взгляд, всё критично, и почему возникает столько вопросов у горожан и архитекторов?

— Я думаю, что эта проблема была всегда, город все время застраивался зданиями разной стилистики, и тут многое зависит и от таланта архитектора, и от желания того же застройщика, который, безусловно, играет роль, заказывая эту музыку. Все должно быть достаточно культурно. И вот от степени этой культуры градостроительной и зависит результат. Конечно, особенно ярко это проявляется в годы переломные, которыми и являются наши годы, и новая постмодернистская стилистика здесь появляется, то есть смена стилистической парадигмы, и большие объемы этого строительства.

Города всегда менялись, но перемены эти часто были несколько сглажены временем. У нас сейчас время такое, когда здесь все быстро происходит, и я единственное бы пожелал — чтобы обо всех проектах, которые здесь возводятся, было больше информации: что строится, кто автор. Мы часто не знаем авторов, сейчас люди, как правило, в большом затруднении — с кого спрашивать. Если бы автор знал, что с него спросят (я имею в виду общественное мнение), он бы подумал, стоило ли ему вот так буквально следовать за указаниями застройщика и инвестора.

Тайга.инфо: Можно сказать, что отсутствие единого архитектурного облика объясняется молодостью города?

— Ну не только молодостью города, но и самой эпохой. Самим нашим временем, таким сложным, переходным, это вполне понятно. Ну а Сибирь, она всегда была переходная...

Тайга.инфо: А как решить проблему хаотичной застройки, можно ли когда-нибудь привести Новосибирск к единому облику?

— Вы знаете, к единому архитектурному плану город пытались приводить всегда в какие-то периоды очень крепких тоталитарных режимов, поэтому, я думаю, стремиться к такому единообразию города не стоит...

Тайга.инфо: Что касается множества мелких памятников , колбасе, например, или светофору, — насколько такие скульптурные композиции вписываются в образ города, на ваш взгляд?

— Это не совсем мой сюжет, но я понимаю, что это касается всех нас. Я имею определенный опыт, бывал в зарубежных странах и городах, видел эти самого разного рода памятники, есть действительно монумент Джорджу Вашингтону, а есть локальные какие-то, юмористические почти, композиции. И, наверное, и то, и другое может иметь право на существование. Единственное — сами жители города, жители этого окрестного района, где ставят такой памятник, должны это все очень долго и серьезно обсуждать — а то ли им надо, а не пускать все на самотек: кто-то пришел, поставил памятник, и после этого все с удивлением на него взирают. Поэтому я думаю, что это должно рождаться той самой гражданской инициативой, а не кто-то там должен такие памятники расставлять по городу.

Тайга.инфо: Когда поставили памятник Александру III, было много споров не только о целесообразности его воздвижения, но и о его внешнем виде.

— Своими научными исследованиями я всегда подчеркивал, что роль Александра III в начале строительства города, в принятии решения (учитывая особенности нашей страны), безусловно, очень большая. Это было решительное, правильное действие — начать строительство этого действительно великого сибирского железнодорожного пути. И то, что здесь, в Новониколаевском поселке, будущем мегаполисе Новосибирске, который вырос благодаря железной дороге, должен быть какой-то памятник тому, кто это дело возглавил и начал, я думаю, это не должно вызывать никаких дискуссий.

Александр Ложкин о достижениях мэрии Новосибирска в сфере градостроительной политики и конфликте вокруг гостиницы «Центральная»

Другое дело, что сам памятник, я не знаю всех обстоятельств его появления в Новосибирске, он был скопирован с памятника в Иркутске, который был торжественно открыт, совершенно справедливо, опять же, на границе среднесибирской железной дороги и участка забайкальской железной дороги, и именно в том контексте, что это памятник основателю железной дороги, при ком все это началось. И был конкурс, очень широко обсуждавшийся, который выбрал проект скульптора [Роберта] Баха (в Царском селе есть памятник — Пушкин, сидящий на скамеечке, — это тот же самый Бах). Да, были внесены некоторые коррективы и от членов императорской семьи, и после этого сам постамент памятника и проект его выполняли уже местные архитекторы в Иркутске.

Основание у этого памятника очень серьезное: с орлами, со ссылками на имена и барельефные портреты исследователей Сибири и организаторов жизни в ней, а у нас, как я понимаю, это изображение перенесли и поставили на новое основание — здесь есть некоторые противоречия. Но я не о его месте — место хорошее, как раз там, где он и должен быть, — скорей у нас, у архитекторов и художников (может быть, и у жителей города) есть какие-то вопросы с композиционной точки зрения, такой ли он должен был быть.

Памятник Александру III и парк «Городское начало». Слава Степанов

Тайга.инфо: Какой стиль архитектуре сибирских городов был присущ изначально, когда Новониколаевск только начинал развиваться?

— Я бы сказал, что это все-таки рационализм архитектуры, то есть такого мышления: строить быстро, дешево, качественно. Это то, чему нас научило великое сибирское железнодорожное строительство: инженеры и архитекторы, кто работал на транссибирской магистрали в начальный период, задали эту высокую планку, многие эти сооружения до сих пор существуют, они очень качественные, сделанные с относительно минимальными затратами, и долговечны. В этом и их эстетика, потому что у нас короткий строительный сезон, то есть лето, поэтому у нас много дерева в Сибири, у нас стремление строить очень много и быстро, все это вместе и должно было как-то отразиться на стиле. Поэтому совершенно чужеродным было бы что-то очень многодельное, уникальное, плохо связанное с климатическими особенностями.

Тайга.инфо: Тем не менее, хоть и строили на века, у нас многие памятники архитектуры сейчас утрачены.

— Они утрачиваются по разным причинам, фактически они и всегда утрачивались. Но сейчас, когда происходит такое бурное строительство, и особенно люди стремятся строить свои сооружения и жилые дома, эта пресловутая точечная застройка в центре, и, естественно, уже выработавшие свой ресурс деревянные домики с резьбой не могут конкурировать с новостройками по времени без вложений в них средств. И постепенно происходит вот это трагичное вытеснение образа памяти из сознания горожан, поэтому я думаю, что это большая задача и городских властей, и самих горожан — подумать, что если мы все это вытесним, то превратимся в какую-то блеклую копию Гонконга, и ничего у нас не останется. Сотри эту память — и все.

Тайга.инфо: А как решать этот вопрос, что нужно делать? Что предпринимают профессионалы, Союз архитекторов?

— Я не знаю, что делает Союз архитекторов сейчас, архитекторы строят — вот что они делают. А охранять памятники и как-то их вписывать в эту структуру — это, конечно, дело и администрации, и общественности, сохранять их надо по мере сил и возможностей.

Застройка улицы Урицкого. Слава Степанов 

Тайга.инфо: Со старинными зданиями понятно, их вытесняют современные постройки, но почему исчезли те деревянные церкви, которые раньше строились в Новониколаевске? Церковь ведь не нужно строить заново каждые полвека. Почему не происходит восстановление аутентичных зданий церквей, которые были у нас раньше?

— Ну, во-первых, все они были утрачены, я замечу, в предыдущем периоде, их сносили, переделывали в клубы или еще что-то, а после этого они были снесены безжалостно, это начиная с 30-х годов, и даже в 50-х — начале 60-х, вот тогда-то мы их и утратили. Ну а почему? Мы все знаем, почему... Дело в том, что они действительно построены до революции, Новониколаевск имел немало таких деревянных церквей, и храмов, я замечу, других конфессий, они были уничтожены не в результате того, что кто-то не понимал, это была сознательная политика. И вот собор Александра Невского, он чудом устоял, могли бы взорвать его (как и все кафедральные соборы: в Томске, в Красноярске, в Иркутске, как и храм Христа Спасителя в Москве). Только боязнь, что он так крепко сложен был железнодорожниками, и то, что рядом находится крайком партии, помогло, и они отказались от идеи взрыва, я так думаю...

Тайга.инфо: Вопрос памятников архитектуры связан и с вопросом внутреннего туризма Сибири, который недавно обсуждался в Новосибирске на Баландинских чтениях. Как будет развиваться туризм, учитывая, что у нас остаются только музеи с фотографиями, а сами памятники истории уходят?

— Плохо будет развиваться, ответ совершенно очевиден. Здесь вообще железнодорожный туризм, конечно, очень перспективен. Вот если проехать по железной дороге, посмотреть эти оставшиеся памятники... и памятники инженерного дела. К сожалению, многое мы уничтожаем совершенно безумно. Вот совсем недавно был с самым большим пролетом мост через Енисей — где он? Он сдан в металлолом, мы потеряли его, а он был чуть ли ни в каких-то реестрах ЮНЕСКО, выставлялся в Париже на выставках. Очень долго боролись, чтобы и нашу эту ферму старого моста, с которой все начиналось, тоже не переплавили и не уничтожили, вот и она у нас осталась, ну и остались опоры, конечно. Многое надо сохранять.

Сейчас многим кажется, что памятники архитектуры — это что-то такое кудрявое, все в резьбе, на самом деле памятники архитектуры Сибири — это не только такие дома состоятельных горожан, но и то, как здесь все начиналось, в какой бурной и сложной атмосфере. Мне приходилось быть в Техасе, в городе Даллас, в центре его стоит изба переселенцев — то, с чего начали.

Сошествие во МКАД: новосибирские москвичи о миграции, индивидуальности и разнице между городами


Мы всегда стеснялись своего прошлого, которое было не таким уж красивым. На самом деле, среди памятников архитектуры не хватает звена, которое рассказывает, как люди, которые пришли сюда, на пустом месте что-то собрали, из чего было. Это ведь наше начало. Вот в Далласе все это как раз показано: вот их большой современный город — то, чего они достигли, а вот то, с чего они начинали. Это очень важно: в Новосибирске все новое, все начального периода, все очень динамично выросло, поэтому такие памятники как раз были бы наиболее, может быть, интересны для тех, кто бы смотрел Сибирь. Сибирь настоящую, а не глянцевую.

Тайга.инфо: Какова тогда перспектива развития у музеев, когда памятников уже не останется?

— Будем надеяться, что все-таки памятники останутся, что ж так пессимистично... Надо поддерживать их, есть масса способов консервации и деревянных построек, есть определенные новоделы даже, много чего есть... Ну а какая роль музеев будет? Большая, как и сейчас. Будут какие-то новые технические средства, будут всякие компьютерные возможности реконструкции трехмерные городов, панорам. Наверное, музеи найдут свой путь, как вписаться в этот процесс, в современную действительность, будем надеяться.

Беседовала Юлия Катковская




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года