Алексей Самолетов: «Культура и история Новосибирска сильнее пертурбаций»
Предпремьерный показ нового российского космического блокбастера «САЛЮТ-7» с Владимиром Вдовиченковым и Павлом Деревянко, прокат которого стартует 12 октября, состоялся в «Победе». Фильм представил автор идеи, документалист из Новосибирска Алексей Самолетов. Как космонавтов Джанибекова и Савиных второй раз встречали из полета и реагируют ли современные дети на Гагарина, он рассказал зрителям после сеанса, а Тайга.инфо записала.
— «САЛЮТ-7» имеет к Новосибирску прямое отношение, потому что многие вещи для космоса нарабатывались именно здесь: плитку для «Бурана» откатывали в Институте теплофизики, гиперзвук делали в СибНИА, тепловизоры придумали в Академгородке, здесь же делали многие системы управления. Мы очень мало про себя знаем и помним. Два года назад мы все наблюдали, что происходит в Африке с лихорадкой Эбола. Сколько человек знает, что вакцину в Кольцово на «Векторе» изобрел Лев Степанович Сандахчеев?
— Как бы Владимир Александрович Джанибеков ни ругался на кино, после просмотра он подошел к главному оператору космических съемок Сереже Астахову, часа два с ним сидел разговаривал, и периодически возникала фраза: «Как ты понял, что это было так? Ведь это было именно так!» После премьеры в Кремлевском дворце Джанибеков с Савиных вышли на сцену и все шесть тысяч человек, а зал был с переаншлагом, встали и минуты три аплодировали им стоя. Половина не знала, что происходило в 1985–86 годах в космосе, половина забыла. Мы фактически второй раз встретили из уникального космического полета Владимира Александровича и Виктора Петровича.
— Когда меня обвиняют в том, что я передергиваю факты, я могу честно сказать: за 35 лет, которые я занимаюсь журналистикой, у меня нет ни одного опровержения, что бы я ни делал. Роза Александровна (обращается к Розе Литвиненко — прим. Тайги.инфо), вы меня научили одной вещи: я не имею права на ошибку. У меня только в эфир вышло 64 документальных фильма, не считая учебных, фестивальных — там за сотню. Я не имею права соврать в кадре.
Когда вышел документальный фильм «Битва за салют. Космический детектив», его тут же посмотрели американцы. Мы не получили ни одного опровержения. В фильме приведены все цифры: кто, когда, на какую орбиту летал, с какой нагрузкой. Факт мы взяли за основу абсолютно реальный, но художественная история собранная. Мы не снимали фильм про космос, мы снимали про людей, которые оказываются в сложнейших обстоятельствах, принимают для себя совершенно конкретные решения и кладут свою собственную жизнь на защиту своей страны и выполнение цели, которую они для себя считают главной. Говорят, что все фильмы — про любовь. Все фильмы — про людей, которые совершают поступки.
— Было 13 вариантов сценария, два из них — практически полноценные детективные романы. Первый написан в 2013 году, в нем было много личных вещей, от которых мы потом приняли решение отказаться. Мы поняли, что посягаем на личную жизнь людей, которые рядом с нами, и не имеем на это права. Мы сконцентрировались на технической стороне и сделали зрительское кино, которое разговаривает со зрителем современным киноязыком. Совокупный бюджет фильма 400 млн рублей, 39 из них — невозвратные от Фонда кино. У меня есть ощущение, что мы честно эти деньги отработали. Никто из съемочной группы новой машины на съемках себе не купил, в чем ходили, в том и ходим, на чем ездили, на том и ездим, но нам очень нравится, как сложилась эта работа.
— Я счастливый человек, потому что, когда в один год на большой экран выходят два фильма, сделанные по твоим документальным фильмам, это означает, что журналистская работа востребована.
125044
Я за результативную журналистику. Со «Временем первых» получилось чуть-чуть по-другому, там я не принимал никакого участия в создании фильма, а здесь я чем смог, тем помог. Мы наконец-то достучались до зрителя. У меня на документальном «Салюте-7» почти 300 тысяч просмотров. На документальном «Руслане, который объединил мир» больше миллиона просмотров. Мы наконец-то достучались до зрителя. Это давний спор: «Самолетов, зачем ты делаешь авиасалон?» — «Потому что его смотрят». Приведу цифры: 2001 год, август, вторник, рабочий день, мы заходим в 10 утра на МАКС с цифрами 10,48, через четыре часа мы выходим из эфира с цифрами 44,18. Половина всех зрителей страны смотрела Международный авиационно-космический салон. И когда мне потом ночью звонили из Канады, из Израиля, из Америки сказать спасибо, я понимал, зачем я это делаю. Ровно за этим же мы с Алексеем Китайцевым сделали четырнадцать документальных фильмов про космос.
— Когда вышел «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества» обзвонились все наши летчики-испытатели. Самое главное, мы разрушаем какие-то создавшиеся мифы. Вспомните, сколько было разговоров, выступал или не выступал Гагарин в защиту храма Христа Спасителя. Мы показали документ за подписью Юрия Алексеевича Гагарина, и три года назад все разговоры в интернете по этому поводу сошли на нет.
126860
Все знают и это документально подтверждено, что Гагарин говорил о том, что это важно для страны. Мы решили сделать фокус-группу по этому фильму в одной московской школе на Арбате. Мы этим детям показали «Юрия Гагарина», сначала все играли в смартфон, потом смартфоны отложили, а когда фильм закончился, эти сто двадцать пацанов и девчонок встали и зааплодировали. Мы спросили, про что кино, встал мальчишка и сказал: «Гагарину было очень тяжело, но он понимал, что это нужно для его страны». Был смысл делать фильм?
— Как сказал Владимир Васильевич Вершинин, теперь уже к сожалению покойный, мой первый главный редактор на телевидении: «Самолетова в четыре года привели на телевидение, а забрать забыли». Если бы не было театра («Глобуса» — прим. Тайги.инфо) и не было с 1967 года студии телевидения, то вряд ли мы с вами сегодня стояли бы здесь и ожидали премьеры фильма «САЛЮТ-7». Ничего не было бы, если бы не мой первый оператор-постановщик Сергей Давидович Чавчавадзе (Сергей Чавчавадзе, Борис Травкин, Роза Литвиненко, Элла Давлетшина присутствовали на показе — прим. Тайги.инфо). Я счастливый человек, мои учителя — ученики Михаила Ромма, Всеволода Мейерхольда. Новосибирская школа, которая в годы войны пополнилась потрясающими людьми потрясающей культуры, — очень сильная, пример тому — Андрей Звягинцев, Володя Машков и огромное количество людей новосибирской школы.
— Был страшный период в Новосибирске в начале 80-х годов, когда люди начали уезжать, когда количество умных людей на квадратный метр в городе начало катастрофически понижаться. Летом я был в Новосибирске и шел ночью через Первомайский сквер, я увидел, как огромное количество молодежи спорят так, как спорили в 60–70-х в Академгородке, в НЭТИ, в консерватории. Постепенно возвращается город, его культура и история оказываются сильнее пертурбаций, через которые мы проходим. Это очень здорово.
Подготовил Кирилл Канин