Пыль, грязь и дезорганизация
Каждую весну тема пыли и грязи выходит на передовицы новосибирских газет или на главные страницы сайтов и вызывает приступ депрессии у жителей города. Кругом черно, грязно и беспросветно.
Алексей Мазур окунулся в «бюрократическую трясину» Новосибирска и попытался найти ответ, как же все-таки победить пыль в городе? Его размышления читайте на Тайге.инфо.
Волею случая я попал в рабочую группу горсовета Новосибирска по проблеме грязи и пыли под руководством Дмитрия Прибаловца. Совершил своего рода погружение в бюрократическую трясину родного города и пребываю под впечатлением. Примерно под тем же, что и все новосибирцы ранней весной.
Считаю своим долгом отчитаться перед избирателями (зачеркнуто) читателями о том, что узнал и понял.
Сначала дам ссылку на объяснения, откуда в Новосибирске берется грязь и пыль.
Вот материал Тайги.инфо «Генеральная уборка».
Вот ставшая «классикой» статья блогера Ильи Варламова «Откуда в наших городах берется пыль?»
Есть, кстати, аналогичная статья про грязь «Русский дрист» Артемия Лебедева с ненормативной лексикой, более подходящей для описания происходящего.
Вот попытки бороться с грязью предпринимателя-урбаниста из нашего братского города Екатеринбурга.
Перейдем теперь к Новосибирску и конкретным проблемам.
Песко-соляная смесь
Вы наверняка помните, что по зиме общественники (и депутат Дмитрий Прибаловец) пытались сделать анализ песко-соляной смеси. Тогда, при очередной оттепели в декабре, все дороги покрылись слоем грязи и, естественно, что под первым подозрением оказалась песко-соляная смесь.
По итогам выяснилось, что с песко-соляной смесью всё более-менее. Но, на самом деле, первая лаборатория, в которую общественники сдали пробы, отказалась выдавать результаты. Как я знаю уже теперь, есть разные способы проведения анализа, которые дают разные результаты. При анализе «сухим способом» глина скатывается в кусочки, которые кажутся «крупными песчинками». Но стоит попасть в эту смесь воде, получается грязь. Так что вопросы к песко-соляной смеси остаются.
В этом году будет существенно ужесточено ТЗ на закупку песка, которое должно будет полностью исключить наличие ила и пылевидных частиц (это, скорее, будет даже не песок, а мелкие камешки по 2−4 мм). Во всяком случае, такие намерения озвучил глава ГУБО Юрий Сердюк. Смесь будет в два раза дороже, но пыли от нее не будет совсем. Это реально хороший вариант.
Газоны
В братском Екатеринбурге высчитали, что квадратный метр условного «еврогазона» стоит 1 тыс. рублей. Новосибирское ГУБО рассчитало «эконом-вариант», который предусматривает снятие верхнего слоя, укладку нового грунта (но в результате должно быть ниже на 10 см) и посев травы. Этот вариант стоит в четыре раза дешевле.
8 млн примерно стоит благоустроить газоны на одной улице вроде Богдана Хмельницкого.
Дальше возникают проблемы, как сохранить газон. Мы предлагаем предусмотреть механическое ограждение, чтобы машины не заезжали. Но сразу везде его не поставить, значит, нужно эффективно штрафовать. А с этим — большие сложности, о которых ниже.
Тротуары выше уровня газона
Грязь — это грунт, который попал на дороги и тротуары. Чтобы на тротуарах не было грязи и луж, их нужно делать выше, чем прилегающие газоны и в один уровень с верхом бордюра. Тогда вода будет стекать с тротуара, а уборочной технике будет легко его чистить. Мы пытались внести соответствующий пункт в правила благоустройства Новосибирска. Но в мэрии или в горсовете завелся какой-то вредитель, который этот пункт заблокировал на том основании, что мы не можем вмешиваться в то, что регулируется СНиПами. Хороший юрист отличается от плохого тем, что хороший объясняет, как можно сделать, а плохой объясняет, почему ничего делать нельзя. В мэрии, видимо, плохие юристы. Мне не удалось найти в СНиПе регламентации уровней тротуара, бордюра и газона.
Между тем от отсутствия этого пункта есть прямой вред: тротуары в Новосибирске делаются ниже газона, из-за чего они становятся «грязеприемниками».
Новые тротуары-то можно делать уже по уму.
Штрафы
Мы можем сделать сколь угодно прекрасные правила. Но если их никто не будет соблюдать, никакого толка не будет. Выяснилось, что в Новосибирске нет централизованной службы, которая бы занималась контролем стройплощадок, а также многочисленных разрытий, и штрафовала бы за нарушения.
Такая служба была, называлась УАТИ (Управление административно-технических инспекций). Но в 2014 году после избрания Анатолия Локтя мэром Новосибирска вернувшийся в мэрию в ранге вице-мэра Андрей Ксензов эту службу фактически ликвидировал, передав её функции в районные администрации. В результате централизованный контроль за ситуацией был утрачен.
Злые языки говорят, что причиной стали неприязненные отношения между Ксензовым и главой УАТИ. Так это или нет, мы не узнаем, но факт остается фактом — на рабочей группе никто не смог сказать, как часто штрафуются стройки за вывоз грязи с территории и следит ли за ними кто-то регулярно.
Лично моё мнение однозначно: централизованную службу контроля нужно восстановить, причем число инспекторов должно быть достаточным для полноценного контроля всех строек и мест разрытия. Когда с этим будет наведен порядок, инспекторов можно будет задействовать для борьбы с парковкой на газонах.
Воссоздание УАТИ не только не потребует расходов из бюджета, но и должно принести в него деньги, ведь штрафы за нарушение правил благоустройства поступают в городской бюджет.
Плата за разрытие
На рабочей группе мне пришла в голову простая мысль: а почему организации, которые разрывают улицы и тротуары, не платят за это каждый день? Ведь они создают неудобства жителям города, вынуждают муниципалитет принимать меры (организовывать объезд, например).
Оказывается — платят, в главное управление архитектуры и градостроительства мэрии. Но платят сущие копейки. Например, разрыть трассу 500 м на три месяца стоит 6 тыс. рублей. А какой-нибудь кабель проложить — вообще 12 рублей.
На фоне затрат на разрытие и последующей восстановление это вообще незаметные цифры. Поэтому можно разрыть и оставить так на пару месяцев.
У меня простое предложение: поднять эти суммы раз в сто, но плату брать за те дни, когда действительно было разрыто. Успел быстрее — молодец, меньше заплатишь. С одной стороны — доход в бюджет города. А с другой — реальный стимул для коммунальщиков и кабельщиков делать свои грязные дела быстро.
Выезды с грунта
В Новосибирске очень много мест, где машины выезжают на асфальтированные дороги с грунта, вытаскивая на колесах огромное количество грязи. По-хорошему, все дороги в городе должны иметь асфальтовое покрытие, а выезд на грунт вообще должен быть запрещен. Но как минимум нужно оборудовать места выезда, чтобы грязь с колес «отбивалась» до выезда на асфальт. К сожалению, данный пункт пока никто реализовывать не собирается.
Такие примерно идеи обсуждаются сейчас на рабочей группе. Что именно из них удастся реализовать в бюрократических документах, пока непонятно. А что и как будет реализовано «в жизни» — тем более. Замечу только, что к осени этого года (пятый год борьбы с пылью) нам обещают научный анализ дорожной грязи Новосибирска.
Ну и еще я бы очень хотел узнать фамилию, имя и отчество того вредителя, который заблокировал поправку в правила благоустройства про тротуары.
Алексей Мазур