Заключенные в Чите заявили, что их избили расстроенные сборной России по футболу сотрудники колонии
Осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии №5 в Чите, рассказали, что их избили пьяные сотрудники ИК, расстроенные поражением сборной России по футболу в матче с Хорватией. Следственный комитет до сих пор не отреагировал на инцидент, сообщила правозащитная организация «Зона права», хотя юристы, представляющие интересы избитых, сразу подали заявление.
Сотрудничающие с правозащитной организацией «Зона права» юрист Анастасия Коптеева («Забайкальский правозащитный центр») и адвокат Алана Семигузова просят просят СК оперативнее проверить информацию об избиении заключенных в читинской ИК-5 после поражения сборной России по футболу в матче с Хорватией.
Осужденные Александр Нохрин и Евгений Афанасьев на личном приеме рассказали юристам, что их и еще несколько осужденных утром 8 июля избили нетрезвые сотрудники колонии, расстроенные поражением сборной России по футболу от сборной Хорватии.
26-летний Александр Нохрин сообщил, что его пинали и били электрошокером не менее пяти сотрудников колонии (акты адвокатского опроса есть в распоряжении Тайги.инфо): «Все они были в состоянии алкогольного опьянения, а точнее от них пахло перегаром. Все они были расстроены тем, что российская футбольная команда накануне проиграла Хорватии и, видимо, поэтому решили выместить на мне свою досаду».
27-летний Евгений Афанасьев рассказал юристам: «Заключенных вывели из камеры №5 <…> и потом начали по одному человеку куда-то выводить, как я понял, для полного обыска. Скорее всего, их выводили в помещение библиотеки, так как нас для полного обыска водят именно туда. В это время я услышал, что кто-то из заключенных кричит, что его бьют... Когда начали интересоваться, нас начали травить газом... У нас началась слезоточивость, кашель, в горле горело от газа. Потом я слышал аналогичные крики об избиениях, кричали заключенные из камеры №3, так как заключенных из камеры №5 уже куда-то увели... Когда просчитывали камеру №3, были слышны щелчки электрошокера и крики заключенного: „Что вы делаете, я диабетик“. Потом этого заключенного куда-то увели, его не стало слышно».
При личной встрече с осужденными 11 июля юристы видели на их тела ссадины и следы от электрошокера. Нохрин сообщил о еще нескольких людях, с его слов, избитых сотрудниками колонии в то утро. 12 июля юристы подали заявление о преступлении и письменные акты опроса обоих осужденных в Следственный комитет с просьбой оперативно проверить информацию, «однако до сих пор не получили обратной связи». Они также поставили в известность о случившемся прокурора, но реакции спустя почти три недели после обращения так и не последовало, сообщает «Зона права».
«Данная информация тщательно изучена следователями СКР, — сообщила пресс-служба СК по Забайкальскому краю 2 августа. — Следователи уже провели комплекс необходимых процессуальных и иных действий. Опрошены заключенные колонии, изъяты и изучены записи камер видеонаблюдения, установленных в помещениях ИК, а также записи регистраторов сотрудников колонии. По назначению следователей проводятся судебно-медицинские исследования заключенных на предмет наличия следов применения физической силы. Процессуальное решение будет принято следователями после детального выяснения всех обстоятельств инцидента».
Как рассказала Тайге.инфо Анастасия Коптеева, жалобы на условия содержания в ИК-5 поступают регулярно.
«Проблем там хватает и без этого ЧП. Регулярно мне поступает информация о плохом питании в колонии. По словам осужденного Геннадия Курбанова, которого периодически вывозят в тюремную Больницу №1 на базе ИК-5, „свиней лучше кормят“: хлеб мокрый, висит в пакетах в камерах, потому что зеки его едят, — написала собеседница редакции. — 12 июля на встрече с прокурором мы поднимали и этот вопрос тоже, даже унесли ему официальное обращение, да только профессиональное чутье и горький опыт мне подсказывает, что „факты не нашли своего подтверждения“. Мне потом так напишут как на голубом глазу. Прокурорские отпишутся, заключенные будут „жрать помои“ и все останется на своих местах».
По словам правозащитницы, 2 августа Ингодинский райсуд Читы рассматривает иск осужденного Курбанова к Медико-санитарной части №75. Истец заболел раком в колонии, с трудом добился операции, после которой в оперированной ноге уже больше года скапливается суставная жидкость. Осужденный требует взыскать компенсацию морального вреда в 2 миллиона рублей и обязать МСЧ вывезти его в гражданскую клинику для оказания надлежащей медпомощи.
«После отбытия дисциплинарных наказаний в ШИЗО, я был переведен в помещение камерного типа (ПКТ). Как и в ШИЗО, мне приходилось по 16 часов в сутки находиться на ногах, с туалетом была проблема. В камере ПКТ, примерно две недели я находился один, хотя такой меры наказания мне не вменялось. Я находился в ШИЗО 19 суток, затем меня сразу перевели в ПКТ, где я просидел еще не менее двух недель, перед тем как я вскрыл себе вены, — цитирует юрист Курбанова. — Вены я себе вскрыл от безысходности. Истощился физически от регулярных ноющих и резких болей в оперированной ноге, которые мне никак не купировали за время моего пребывания в ШИЗО и ПКТ. Врач Мироманов предположил, что жидкость скапливается вследствие реакции организма на металл, из которого состоит конструкция сустава».
Добавим, что накануне, 26 июля, официальная российская делегация выступила в Комитете против пыток ООН и рассказала какие меры предпримут в стране для борьбы с пытками и бесчеловечным обращением. Например, уже в этом году все учреждения пенитенциарной системы ждет ведомственная проверка, пишет «Коммерсантъ». Такое распоряжение отдало руководство ФСИН России после инцидента в ярославской колонии, в которой пытки попали на камеру, сообщил заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин. Говоря о том, как силовики обращаются с задержанными и заключенными, начальник главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры РФ Валерий Максименко заявил в ООН, что в России «все происходит в рамках закона».
Авторы альтернативных докладов из российских правозащитных НКО, напомним, сообщали о многочисленных случаях пыток в местах лишения свободы по всей стране.
Маргарита Логинова