Новосибирские депутаты раскритиковали стратегию-2030: «Говорим о конурбации, а с окраин в центр не можем доехать»
Депутаты раскритиковали план социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, подготовленный региональным правительством. Чиновники забыли о прежней стратегии, а крупнейшие компании по-прежнему платят налоги в других регионах, заявили они.
Строительный комитет заксобрания рассмотрел стратегию социально-экономического развития области до 2030 года. Документ, по словам главы минэкономразвития Ольги Молчановой, определил три «приоритета»: человеческий капитал и социальная сфера, развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции, а также создание современной безопасной среды для жизни, «преображение городов и поселков».
143693
У стратегии три варианта в зависимости от темпов развития: консервативный, целевой и инновационный. «Инновационный сценарий предложен как основной, — цитирует Молчанову пресс-служба заксобрания. — Он включает финансирование крупных инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета, приток инвестиций, в том числе иностранных, ускоренное развитие транспортной логистики и сектора услуг, обрабатывающей промышленности, сектора информационно-коммуникационных технологий, существенное снижение барьеров для доступа местных компаний на рынки стран Азии, поддержку экспорта и региональных компаний. Этот сценарий очень хорошо взаимоувязан с 204-м указом президента России (о национальных проектах — прим. Тайги.инфо)».
Новосибирская область к 2030 года должна быть «в десятке или в тройке лидеров» среди регионов, заявила Молчанова.
«Мы все будем рады, если в 2030 году увидим то, что сказано в стратегии. Я не увидел инструментария, благодаря чему будем этого добиваться, — отметил депутат Иван Сидоренко. — Надо проработать этот момент».
Реальные доходы людей продолжают сокращаться, предприятия, с которыми еще два года назад работали застройщики, закрываются, производственные мощности сдают в аренду, добавил Сидоренко.
«Говорим о конурбации, транспортной доступности регионов, а мы с окраин в центр городе не можем доехать. Надо ставить вопрос о возобновлении строительства метро. Если не будет развития транспорта, в следующие 5−7 лет город строиться не сможет. Из Новосибирска, который сегодня называют центром притяжения человеческого капитала, люди начнут разъезжаться», — подчеркнул депутат.
143364
Николай Мочалин напомнил чиновникам, что еще в 2007 году они приняли стратегию развития области до 2025 года: «Предполагалось, что к 2025 году доля среднего класса удвоится и превысит 50%, доля малоимущих должна снизиться с 23 до 6%, а она вообще стала 59%. Говорилось, что двукратный рост реальной заработной платы будет, сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда. Куда эта Стратегия делась? Правительство должно отчитаться за ее выполнение».
По словам Молчановой, очередную стратегию нужно было разработать из-за нового федерального закона. Кроме того, «2025 год еще впереди», а в документе «есть приложение №2» с интересующими Мочалина материалами, добавила она.
«Заменить отчет с трибуны сессии приложением №2 — это совершенно разные подходы», — парировал Мочалин. По его данным, объемы строительно-монтажных работ за два года сократились на 38%, кроме того с 2019 до 2021 года в региональном бюджете расходы на развитие жилищного строительства уменьшатся с 710 до 135 млн рублей.
«Развитие экономики области впрямую связано со строительной отраслью и строительством жилья, — напомнил депутат. — Бесполезно рассматривать строительную отрасль области вне контекста всей экономики региона, не учитывая занятость, уровень доходов и рентабельности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, сферы материального производства. Так как любое строительство — это инвестиционный процесс, требующий свободных и „длинных“ денег. Сегодня более 80% инвестиций составляют привлеченные денежные средства дольщиков на стадии строительства новостроек. Таким образом, если вся экономика деградирует, а реальные доходы населения падают, то никакие манипуляции с господдержкой и строительством бюджетных объектов не спасут строительную отрасль».
143158
Вопросы вызывают и налоговые отчисления крупнейших компаний региона. Глава комитета Евгений Покровский напомнил, что, например, Новосибирский завод химконцентратов (НЗХК) платит налоги в городе Электросталь.
По словам Молчановой, «правительством были сделаны шаги по взаимодействию с госкорпорацией „Росатом“», в которую входят НЗХК и ТВЭЛ: «Пытаемся работать с другими госкорпорациями — РЖД, „Газпромом“, чтобы они у нас заказывали производство продукции, которая необходима их основным компаниям. Это наша основная задача. Почему мы и говорим, что область может стать базой для освоения ресурсов Сибири».
«Мы сегодня замечаем, что на рынке строительства Новосибирской области стало появляться много других компаний, — заявил Покровский. — Мы не можем нарушить антимонопольный закон. Но мы тогда должны понимать, что наш рынок, наша экономика и наш бюджет будут иметь от того, что к нам пришли новые корреспонденты?»
Несмотря на замечания, комитет поддержал проект стратегии. Кроме того, Покровский предложил подготовить изменения в налоговое законодательство по федеральным холдингам.
Ранее транспортный комитет заксобрания также рассмотрел проект стратегии развития региона. Его председатель Федор Николаев среди прочего высказал неудовлетворение работой в рамках государственно-частного партнерства.
«Из 40 млрд рублей, привлекаемых в рамках ГЧП, больше 90% занимают федеральные гранты. Что большие средства выделяются из федерального бюджета — здорово, это надо все подбирать, - заявлял он. - Но надо рынок ГЧП использовать не только в мегапроектах — поликлиники, четвертый мост, но и в более мелких проектах на территории области. Воронки ГЧП в широком смысле пока нет, а надо в эту воронку вовлекать и частный бизнес, и муниципальные образования».
Вопрос об инвестиционных проектах в транспортной сфере поднимал и зампредседателя комитета Сергей Титков.
«Мы в стратегии ставим задачей стать лидерами за Уралом. Но такую же задачу ставят для себя и другие регионы — Кузбасс, Красноярск, Томск. Продолжаем делать акцент на выгодное географическое положение региона. Раньше говорили мультимодальный узел, потом логистический центр, теперь модное слово „хаб“, — выступил Титков. — Однако в развитии железной дороги акцент сегодня делается на Красноярск и Екатеринбург, теперь это мимо нас проходит. Когда президент говорит про развитие аэропортов, называет Ростов, Екатеринбург, затем Иркутск и только потом Новосибирск. Речной, воздушный транспорт, РЖД сами по себе живут. Есть ли у нас соглашения о развитии с РЖД, с Толмачево, как это было раньше, когда вместе рассматривали инвестпроекты?».
Ранее Тайга.инфо писала, что доклад об эффективности госпрограмм на территории Новосибирской области за 2017 год был представлен депутатам бюджетного комитета заксобрания. Замминистра экономразвития региона Виталий Шовтак заявил, что все 35 программ признаны эффективными.
Оценка эффективности госпрограмм проводится с 2014 года, а с 2016 эта информация обобщается в сводном докладе профильного министерства. По словам Шовтака, в 2017 году представлено 35 госпрограмм. Для оценки их эффективности было рассчитано 748 целевых индикаторов, 88% из которых выполнены более чем на 80%.
«Оценка результативности и эффективности госпрограмм осуществляется на основе расчета интегральных показателей реализации программ. Соотносятся оценки результативности с выходом на финансовое обеспечение. Сопоставляются плановые значения с фактическими. Если индекс интегральной оценки программы составляет более 0,8, то программа признается эффективной», — заявил Шовтак.
Все госпрограммы признаны эффективными, добавил чиновник. В 2016 году, по его словам, две программы были признаны недостаточно эффективными, а в 2015 — одна.
Видео: Общественно-политическая телевизионная программа "Позиция"