«Новосибирцы хотят читать о выборах правду, а не опросы кандидатов»
Новый выпуск программы «Чё». Главные темы: успех возрожденных «Новостей» канала НТН из-за их ориентации на нужды жителей, а не власти, и выборы мэра Новосибирска, на которых впервые в России проводится независимый социологический опрос, чтобы помочь избирателям в день голосования.
В студии журналисты Тайги.инфо Алексей Мазур и Евгений Мездриков. Гость — ведущий программы «Новости» на НТН24 Алексей Кузьмин.
Смотрите также предыдущий выпуск: история новосибирского дорожника, обвиненного в агитации на работе
Ниже мы приводим частичную расшифровку программы:
Алексей Мазур: Спустя долгое время в эфир (а теперь и в интернет) вернулись новости НТН — уже не НТН-4, как было раньше, а НТН24. Алексей, расскажите, каковы успехи. Я смотрю, что в Youtube ежедневные новости набирают по 10 тысяч просмотров.
Алексей Кузьмин: Это уже известный факт, что мы за честные новости. Мы находим темы, которые беспокоят жители Новосибирска, области и, может быть, в каких-то моментах всей России.
Евгений Мездриков: Какие темы у вас оказались наиболее рейтинговыми, на что зрители больше всего обращают внимание?
Кузьмин: Очень много звонят по коммунальным проблемам, по благоустройству дорог, придомовых территорий. У нас [в Новосибирске] много полуразрушенных бараков этих просто бесконечных. Люди звонят, жалуются. Где-то землю «отжимают», грубо говоря, у кого-то проблемы с пылью. Иногда хаос происходит, и когда делаешь новость, порой думаешь, а где мы живем? Где власть? Где эти люди, которые должны это контролировать и помогать людям?
Мазур: А вы замечаете отклик? На следующий день власть появляется в том месте, откуда вы делаете репортаж?
Кузьмин: Однозначно. Не скажу, что это работает везде и повсеместно, но это работает. Потом звонят люди, которым мы помогали донести их проблемы до тех, кто может их исправить. И очень многие проблемы решаются, и люди благодарят.
Мездриков: Какая самая яркая история за последнее время была в эфире?
Кузьмин: Мне, например, запомнилась история, когда позвонил человек и сказал, что его «попросили» с работы [из ДЭУ-1], потому что он выступает за того или иного кандидата в мэры Новосибирска. Таких вещей, конечно, в принципе не должно быть. Но тут такая ситуация: доказать это невозможно, ты там не был, ты этого не слышал, и невозможно предоставить какие-то факты, что это было. Те не менее, я считаю, что человек на такую широкую аудиторию голословить.
Мездриков: Это Владимир Мишин, гость нашей предыдущей программы.
Кузьмин: Совершенно верно. Я как раз делал этот сюжет и считаю, что это резонансный случай.
Мазур: Предлагаю обсудить еще опрос Tayga Research — независимое исследование о выборах мэра. Мне кажется, это важная тема. Я не знаю таких историй ни на региональных, ни на федеральных выборах. Вы, может быть, заметили, что из публичных обсуждений исчезли опросы общественного мнения. Вот в 1990-е постоянно публиковали, сколько процентов набирают такие-то партии или кандидаты в президенты. Сейчас ничего этого нет, а те опросы, которые публикуются, часто носят пропагандистский характер, чтобы сказать, что вот этот кандидат всех «уделывает», а всех остальных «не существует». Обычно в такой форме — без приведения выборки, где и сколько опрошено, и так далее.
В результате, общество, которое хочет голосовать, дезориентировано. Оно не понимает, кто из кандидатов реально имеет какие-то шансы, кто не имеет шансы. И вот независимый опрос позволяет эту картину выявить — чтобы каждый избиратель понимал ближе к выборам, какие кандидаты какие шансы имеют. Это тоже важно (помочь исследования можно здесь).
Мездриков: Давай поясним, почему он независимый. Независимость заключается в том, что у этого опроса нет одного заказчика, в интересах которого можно было бы его поправить. Или, например, не публиковать. То есть, идея в то, что многие горожане скидываются и выступают таким коллективным заказчиком, которого невозможно обманут, все делается открыто и публично.
Когда мы объявляли сбор средств, мы рассчитывали на несколько крупных пожертвований от каких-нибудь влиятельных бизнесменов, которые заинтересованы в том, чтобы максимально опубличить выборы. А оказалось, что все наоборот: очень много мелких пожертвований от людей приходит. Это говорит о том, что мы попали в правильную точку: по 100, по 200, по 500 рублей [жертвуют]. И пишут многие комментарии, что «мы не можем больше дать, но хотели бы, чтобы такой опрос появился».