Картины с насекомыми в изобразительном искусстве
Несмотря на свою крохотность, насекомые часто появляются на картинах художников различных стилей и направлений. Их изящные тельца восхищают удивительной пластикой крыльев и панцирей, а жизненный цикл становится источником бесконечного числа аллюзий на социальную и духовную жизнь.
Из-за своих размеров жуки и бабочки редко оказывались в центре внимания, выполняя преимущественно декоративные функции в художественном повествовании. Картины, где насекомым отводится более значительная роль, относят к жанру анималистики.
Насекомые на картинах: от древних времен до наших дней
Самые первые картины насекомых мы можем встретить в искусстве Древнего Египта. Изображения жука скарабея появлялись на папирусах и в росписях гробниц фараонов. Считалось, что он является символом бога Ра и в своих смешных копошениях среди навоза повторяет путь божества на небесах. Вероятно, именно с тех пор традиция использования изображений в качестве символов на многие тысячелетия прочно обосновалась в культуре Средиземноморья. Эстафету от египтян приняли христиане. К сожалению, строгие каноны иконописи не позволяли использовать насекомых вместе с образами святых, поэтому в эпоху Средневековья жуки появлялись преимущественно на фамильных гербах. К примеру, их можно увидеть на гербе старинных европейских родов Апотекаров, Хартвелл и Коппенолле. В эпоху Возрождения станковая живопись вступила в стадию активного развития. Именно в это время насекомые выходят из подполья и занимают свои места на полотнах. До наших дней дошло несколько портретов XV века с жуками и бабочками (портрет принцессы Джиневры д’Эсте, портрет дамы из семьи Хофер). Здесь образы насекомых используют для придания картине большей реалистичности и балансировки композиции.
В XVI веке жуки все чаще появляются на зарисовках и рисунках представителей немецкой школы графики. Знаменитый «Жук-олень» А. Дюрера стал источником вдохновения для многих его учеников. К примеру, немецкий художник Ханс Хоффман в своей работе «Заяц в лесу» (1585 г.) настолько последовательно копировал манеру своего выдающегося наставника, что отличить его работы от дюреровских могут только искусствоведы. Но в большинстве случаев крохотные создания хоть и присутствовали на полотнах, но были едва заметны. Огромный вклад в развитие традиции изображения насекомых сделали представители голландской и фламандской живописи XVI- XVII вв. Мастера активно писали натюрморты, заботливо украшая их различными «деталями», раскрывающими внутренний нарратив статического сюжета. Оценить мастерство художников того времени можно по изображениям жуков, пауков и бабочек, встречающихся на полотнах Яна Давидса де Хема, Бальтазара ван дер Аста, Абрахама Миньона, Якоба ван Хальсдонка и др.
В творчестве художников XIX-XX вв. встречаются работы, где насекомые занимают более важные места в композиции. К примеру, кисти Винсента ван Гога принадлежит несколько работ, посвященных метаморфозам. Образ гусеницы, переродившийся в бабочку, мастер использует для творческих размышлений над человеческими судьбами. В ХХ веке насекомые появляются на полотнах символистов, реалистов, абстракционистов, сюрреалистов и представителей других направлений современного искусства. Среди самых известных картин последнего времени можно упомянуть работы Джеймса Кристенсена, писавшего портреты людей и сказочных существ с крыльями бабочек.
Художественные особенности картин с насекомыми
Центральное место на полотнах насекомые занимают нечасто. Вероятно, это связано с особенностями нашего восприятия мира, в котором важность и «серьезность» живых существ определяется их размерами. Жуки и бабочки слишком малы, чтобы претендовать на важные роли в повествовании. В большинстве случаев насекомые присутствуют в натюрмортах и пейзажах природы, органично дополняя букеты цветов и корзины с фруктами. На таких полотнах изображения крохотных созданий помогают расставлять акценты или устанавливать композиционный баланс.
Колористическое многообразие, присущее покровам бабочек и жуков, также дает возможность расширять палитру цветов, не нарушая принципов реализма. Что же касается художественных материалов, то здесь мастера используют практически все доступные варианты. Чаще всего насекомые появляются на учебных рисунках акварелью. Естественная лучезарность краски идеально подходит для рисования крыльев экзотических бабочек. Популярностью пользуются также гуашь, тушь, акрил и пастель. Несколько реже встречаются картины, написанные масляными красками. Здесь обычно насекомые занимают место в сложных композициях с другими объектами.
Самые известные картины с насекомыми
1. «Жук-олень» (А. Дюрер). Знаменитый рисунок талантливого мастера в свое время произвел огромное впечатление на его последователей. Реалистичная манера была позже заимствована учениками Дюрера и мастерами голландского натюрморта. Считается, что работа появилась в период окончательного освобождения образа жука-оленя от его прежнего символического значения. С тех пор насекомое выполняло на картинах преимущественно декоративную функцию.
2. «Колесница» (О. Редон). Восхитительная работа одного из основателей символизма поражает своей легкостью. Красочная дымка рассеивает общий свет и переносит зрителя в облачное пространство, где он может наблюдать движение колесницы, запряженной белыми лошадьми. Возможно, автор хотел рассказать свою версию древнегреческого мифа о боге солнца Гелиосе. Красочные бабочки усиливают ощущение воздушности пространства.
3. «Королева бабочек» (С. Дали). Акварель кисти великого испанского художника была создана в середине ХХ века. Фентезийный сюжет картины вписывается в общую канву творческих исканий мастера. Работа привлекает внимание не только загадочным сюжетом, но и прекрасным колористическим балансом.
4. «Я стал смертью, разрушителем миров» (Д. Херст). Пожалуй, самая необычная картина, посвященная насекомым. Эксцентричный художник использовал в качестве художественного материала фрагменты тел бабочек. Чем, разумеется, вызвал возмущение защитников животных.
Насекомые на картинах украинских художников
Украинские мастера, следуя общему тренду в изобразительном искусстве, чаще всего используют образы насекомых для раскрытия смысла основного сюжета. В качестве художественных материалов используется акварель, гуашь, тушь, акрил и масло. Помимо традиционных натюрмортов можно увидеть немало абстрактных композиций, где образы бабочек и жуков обретают свое архетипическое значение.
Александр Добродий
Мастер работает на стыке реализма и сюрреализма. Насекомые в его работах встречаются в оригинальных натюрмортах, создающих у зрителей лирическое настроение. Добродий отлично работает с цветом, смело используя яркие цвета холодной гаммы. Авторский стиль художника отличается оригинальностью, метафоричностью и глубиной проработки деталей.
Екатерина Кулиш
Авторский стиль художницы впитал в себя художественные приемы абстракционизма, модернизма и экспрессионизма. Насекомые на холстах Кулиш появляются вместе с другими животными в оригинальных абстракциях. В работах художницы четко ощущается стремление к философскому осмыслению действительности в ее непосредственном представлении.
Татьяна Самсонова
Изящные бабочки на картинах художницы поражают точностью деталей и естественностью форм. Удачно подобранное сочетание туши и акварели дает возможность демонстрировать всю красоту деликатного создания и вызвать у зрителя эмоции, сравнимые с теми, которые мы получаем в детстве при рассматривании иллюстраций к сказкам. Лаконичный художественный язык Самсоновой в сочетании с великолепно подобранной холодной гаммой раскрывает внутреннюю красоту окружающего мира.
В онлайн-галерее KyivGallery вы найдете потрясающие картины с насекомыми талантливых украинских художников. Все работы, выставленные в нашем каталоге, являются настоящими произведениями искусства. Мы проверяем их оригинальность и художественную ценность в процессе искусствоведческой экспертизы. Подробную информацию по нашим картинам вы сможете получить у нашего консультанта.