«Это полная профанация»: выживет ли новосибирское кино после нового закона о кинематографе
Ретроспективы, дебютные российские и некассовые иностранные фильмы, авторская анимация теперь с трудом будут добираться до новосибирских зрителей, избалованных хорошими киносмотрами. Президент России подписал поправки к федеральному закону «О государственной поддержке кинематографии РФ», которые дают новое определение фестивалям и ужесточают правила показа картин. Почему сибирские кинодеятели считают это чиновничьей цензурой, разбиралась Тайга.инфо.
Поправки, внесенные в федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ», по-новому регламентируют показ фильмов без прокатного удостоверения. С ноября их можно будет показывать только по телевидению и на международных кинофестивалях с конкурсом и жюри, которые должны находиться в соответствующем перечне, утвержденном правительством России. По мнению ряда экспертов, принятые поправки помогут властям устранить фестивали, репертуар которых не контролируется Министерством культуры РФ.
Необходимость получения прокатного удостоверения осложнит работу тем, кто хочет показать в кинотеатре ретроспективу какого-нибудь известного режиссера или дебютное российское кино.
«Процедура получения прокатного удостоверения длительная и дорогостоящая. Она стала инструментом, позволяющим существенно затруднить прокат фильма»
«Процедура получения прокатного удостоверения на фильм длительная и дорогостоящая. К тому же, она стала — и мы уже не раз видели этому подтверждение — инструментом, позволяющим надзорным органам существенно затруднить прокат того или иного фильма, — заявлял продюсер и президент „Кинотавра“ Александр Роднянский в своем Инстаграме. — Фестивали авторского кино, ретроспективы великих режиссеров, недели национального кино — все замечательные мероприятия, к которым уже привыкли зрители российских городов, составляли программы в соответствии с прежним законом, не получая прокатных удостоверений на показываемые всего один-два раза фильмы».
136760
Получение удостоверения — это бюрократия: надо сдать копию фильма в Госфильмофонд (что сложно в случае, если картина куплена у правообладателя всего на несколько показов), предоставить в Министерство культуры РФ помимо всего прочего сведения о музыке в кинофильме с информацией о правах на нее, монтажные и диалоговые листы, которые показывают, что происходит в каждом кадре и что говорят герои — это неоправданно долго, а местами, по словам прокатчиков, невозможно.
«Есть подозрение, что новый закон — это попытка превратить кино в развлечение, досуг, а не развить его как искусство, — комментирует поправки куратор новосибирского кинозала „Синема“ Оксана Берилло. — Такое ощущение, что это полная профанация, потому что в перспективе остается коммерческий показ со всем этим голливудским массовым контентом и несколько фестивалей, которые тоже теперь с легкостью будут мониториться на предмет программ. Видимо, это очень важно для наших чиновников — видеть и отслеживать все то, что может попасть на большой экран».
Удар по локальным кинофестивалям и молодежи
Опрошенные Тайгой.инфо эксперты удивлены тем, как представляют себе кинофестиваль люди, которые занимались разработкой закона. «Как будто фестиваль — это исключительно мероприятие с красной дорожкой, звездами и статуэтками, — отмечает Оксана Берилло. — Как раз таких фестивалей не должно быть много. Есть Каннский фестиваль, Венецианский, Берлинале, у нас, допустим, Московский международный кинофестиваль — на них проходят премьерные показы и присуждаются значимые премии высочайшим профессиональным жюри. И больше таких фестивалей не нужно, потому что в противном случае девальвируется престижность мероприятия и ценность отмеченных картин для широкого круга зрителей».
«Зачем на каждом фестивале выбирать, кто лучше, кто хуже, зачем создавать конкуренцию за призы, разве это главная ценность киносмотров?»
Чаще типичный региональный кинофестиваль дает возможность посмотреть кино, которое не будет широко «прокатываться» по стране. Но поскольку и конкурса с жюри на таких фестивалях обычно не бывает, куратор «Синемы» опасается, что они попросту исчезнут, не попав под новое определение в законе.
«Кинофестиваль сегодня поменял свой смысл и предназначение, он знакомит людей с актуальной кинокультурой, — считает Берилло. — Зачем на каждом фестивале выбирать, кто лучше, кто хуже, зачем создавать конкуренцию за призы, разве это главная ценность киносмотров? Это должна быть открытая площадка равных возможностей, свободное дискуссионное и творческое пространство».
138244
По словам Берилло, «Синема» знакомит зрителей с местной кинематографией — городской и областной. Здесь уже десять лет проходит молодежный кинофестиваль REC — передвижной смотр, который ездит по регионам России, а финал проводится в Санкт-Петербурге. В своем время его придумали студенты и выпускники факультета кинооператоров НГТУ.
«Фильмы, которые мы показываем на REC, никто не знает. Практически 98% всех лент из нашей программы — дебютные и любительские, созданные не профессионалами, а начинающими авторами, без поддержки больших киностудий, — говорит Берилло, организующая фестиваль в Новосибирске. — Эти фильмы демонстрируются без прокатных удостоверений, и на таких показах у начинающих авторов есть возможность показать свое творчество другим людям и посмотреть на него с большого экрана».
По ее мнению, REC дает представление, что творится в регионах — в частности в Новосибирской области — в сфере кино. При этом в Новосибирск присылают работы и из других городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга.
Жюри REC выбирает лучшие работы в документальном, игровом, короткометражном и полнометражном кино, а также среди музыкальных клипов и рекламных роликов. Несмотря на то, что у фестиваля есть конкурс, его дальнейшее проведение все равно под вопросом.
«Я сомневаюсь, что про наш фестиваль кто-то знает на федеральном уровне и что мы попадем в этот правительственный перечень. Нам непонятны механизмы отбора, — рассуждает организатор REC. — Не представляю, что это за комиссии, которые будут отбирать фестивали в перечень. Пока это все никак не обозначается, и вычитать невозможно, кто будет отбирать, по каким принципам, что, с их точки зрения, фестивали, а что нет».
Фестиваль REC в Новосибирске. Фото: vk.com/recfest
REC показывает, что молодые режиссеры, которые снимают кино и пытаются зарабатывать деньги на производстве фильмов, есть не только в столицах, но и в регионах. «Соответственно, чтобы показывать свое кино по новым правилам, им тоже понадобятся прокатные удостоверения. Помимо того, что по каким-то морально-этическим, экстремистским, лингвистическим фильтрам киноработа может не соответствовать требованиям, еще же есть много условий с правами на использование музыки, например, — перечисляет Берилло. — Человек только входит в профессию — ну откуда у него деньги. Если у него нет ни продюсера, ни студии, и он самопалом на коленке кино создает, откуда он возьмет оригинальную музыку, кто ему напишет саундтрек?»
В кинозале «Синема» проводится еще один фестиваль для дебютантов — «Скорофильм» — киночемпионат, участники которого должны снять короткометражку за пять дней. Готовые ленты оценивает жюри, и по итогам все фильмы два дня показывают в зале.
«Это, в первую очередь, творческая тусовка. Очень много молодежи, которая умеет снимать на телефон, монтировать. Можно попробовать свои силы, найти единомышленников, которые смогут на пять дней отдаться этому процессу и посвятить несколько дней своей жизни только созданию фильма. Конечно, предусматривается и награждение, а оценивает фильмы экспертный совет, но будет ли это классифицировано как фестиваль или как конкурс, я не знаю, — вздыхает куратор „Синемы“. — Провести к ноябрю REC мы успеем, но мы не успеваем провести „Скорофильм“».
«Скорофильм» в «Синеме». Фото: vk.com/skorofilm120
Между тем, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже появился проект постановления правительства «О порядке утверждения перечня проводимых на территории Российской Федерации международных кинофестивалей и критериев отнесения кинофестивалей к международным кинофестивалям», который, судя по всему, как раз и установит порядок и критерии отбора фестивалей в перечень Минкультуры. Сейчас проект находится на стадии публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
Киноклассике и анимации — нет
Поправки также регулируют то, что кинофестивали могут длиться не более десяти дней, а фильм без прокатного удостоверения можно показывать на таком кинофестивале максимум два раза. Критики нового закона напоминают, что некоторые фестивали проводятся одновременно или последовательно в нескольких городах, но теперь показать один и тот же фильм два раза в разных городах станет физически невозможно.
140305
В Новосибирске, например, в «Победе» часто проходят так называемые эха кинофестивалей, так что вероятность посмотреть здесь заведомо непрокатный фильм, если его уже показали в Москве и каком-то другом городе, станет крайне мала. Под новые условия не попадает сразу несколько категорий кинособытий, привычных новосибирцам. Это, собственно, фестивали некассового, дебютного кино, короткометражек, анимации и подборки классики.
Большой фестиваль мультфильмов, который проводится в Москве, уже объявил, что провести его с той программой и в тех датах, которые уже были запланированы, не получится. «Новый закон существенно ограничивает проведение специальных кинособытий, национальных дней кино, не подпадающих под определение „кинофестиваль“. К таким фестивалям относится и Большой фестиваль мультфильмов», — сообщили организаторы БФМ.
В Новосибирске есть свои анимационные смотры — всероссийский мастер-класс «Жар-Птица» детской киностудии «Поиск», «Мульт-Мост. Россия — Србиjа». Раньше у короткометражной, любительской и альтернативной анимации единственной возможностью показать себя в кинотеатре без прокатного удостоверения были фестивали. Если их упразднят, то выход этой анимации на киноэкраны окажется под угрозой, потому что удостоверения создателям не раздобыть, уверена Берилло.
139336
В «Синеме» регулярно действуют шесть киноклубов, и некоторые из них работают исключительно с киноклассикой, в том числе «Иллюзион». Раньше старые иностранные фильмы можно было показывать без прокатного удостоверения — теперь ретроспективы будут под вопросом. Для таких небольших организаций, как «Новосибирсккиновидеопрокат» (управляет «Синемой» — прим. Тайги.инфо), получить прокатное удостоверение для старого кино почти невозможно, говорит Берилло. К примеру, непонятно, где взять монтажные листы (они требуются для получения «прокатки») для фильмов Бергмана, Антониони, Росселлини, кинолент неореализма, французской новой волны — а все это показывает сейчас «Иллюзион».
Волнительна судьба и культурной дипломатии, добавляет замдиректора «Новосибирсккиновидеопроката» Алексей Бутов: «Сейчас идет год Японии, потом будет год Вьетнама. Каждый год — это год какой-то страны. В каждом посольстве есть культурный атташе, который организует программу живописи, кино. Это все происходило десятилетиями». По новым правилам провести неделю японского, британского или другого кино в кинотеатре «Победа» или кинозале «Синема» будет непросто.
138952
Организаторы многих киносмотров в той же «Победе» уже попросили передвинуть даты проведения на сентябрь-октябрь 2018 года, чтобы успеть провести свои фестивали до вступления в силу новых правил. PR-директор «Победы» Лидия Маркова прогнозирует, что, скорее всего, многие фестивали иностранного кино будут рассчитывать на то, что запланированные в программе картины и так выйдут в прокат.
«Например, с 20 августа в „Победе“ прошел фестиваль австрийского кино. Он открывался фильмом „Три дня с Ромми Шнайдер“. А 27 сентября этот фильм выходит в широкий российский прокат, — объясняет собеседница Тайги.инфо. — На самом деле, фестивали — это, во-первых, возможность показать зрителям более обширную программу; а во-вторых, возможность показать фильм раньше всех. Понятно, что мы всегда хотим первыми что-то показать, но хорошие и значимые фильмы в любом случае появляются в прокате».
Один из таких примеров — «Козни», фильм про итальянского режиссера Пазолини, который сначала был показан на фестивале RIFF, а через четыре месяца его уже крутили на экранах страны.
Люби русское
Оформлением прокатных удостоверений, как правило, занимаются компании-дистрибьютеры, объясняет PR-директор кинотеатра «Победа» Лидия Маркова. Помимо крупных игроков, вроде «Sony pictures» и «Disney», есть и небольшие — «Пионер», «Русский репортаж» — которые занимаются фестивальным кино. К примеру, кинокомпания «Пионер» для проката документального фильма «My Generation», который шел в «Победе» в августе, не только приобрела права у ABC Production, но и оформила фильму прокатное удостоверение через
140163
Минкультуры может не дать прокатное удостоверение, если сочтет, что в фильме есть одобрение террористической и экстремистской деятельности и призывы к ним или если увидит там подробные сцены изготовления наркотиков с последующим употреблением и положительной оценкой этим действия, а также если в фильме есть нецензурная брань. Министерство вправе и отозвать ранее выданное прокатное удостоверение, если выявит в фильме некую информацию, распространение которой в стране запрещено. Так отозвали прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» в январе 2018 года: Минкультуры решило, что эту ленту нельзя показывать в России.
«До скандала со „Смертью Сталина“ вообще ничего про это [отзыв прокатных удостоверений] не знали. Теперь же переносят и ранее запланированные премьеры для продвижения кассовых и „идеологически правильных“ произведений. Это было с картиной „Приключения Паддингтона-2“ в пользу российского „Движение вверх“ и с картиной „Мстители: Война бесконечности“ в пользу фильма „Собибор“, — рассказывает замдиректора „Новосибирсккиновидеопроката“ Алексей Бутов. — Такая практика сделала возможным использование прокатных удостоверений не только в качестве идеологического, но и экономического инструмента регулирования правительством того, что можно увидеть зрителю на экранах кинотеатров, а что нельзя. По-моему, это напоминает цензуру, которая, как известно, запрещена 29-й статьей Конституции Российской Федерации».
«Теперь переносят и ранее запланированные премьеры для продвижения кассовых и „идеологически правильных“ произведений»
Кинозал «Синема» столкнулся с проблемой отзыва проката и задержкой удостоверения, когда решил показать 8 марта фильм «Редкая бабочка». За два дня до показа в Министерстве культуры решили не выдавать удостоверение компании «Кинологистика» к запланированной дате, в итоге показ перенесли на 10 мая.
Когда законопроект только проходил чтения, российская кинематографическая общественность запротестовала против новых поправок. Организаторы кинофестивалей и кинотеатральные сети написали открытое письмо Путину, в котором рассказали, что новый законопроект может лишить индустрию и зрителей целого пласта культуры, и попросили отправить законопроект на доработку. На это Министерство культуры ответило, что поправки в закон помогут отечественному кино демонстрироваться на равных правах с зарубежным. По мнению Минкультуры, российские фильмы были в этом плане ущемлены. Поправки же не просто упрощают проведение кинофестивалей, но еще и поддерживают отечественные и национальные фильмы.
Собеседница Тайги.инфо из кинотеатра «Победа» сравнивает эту ситуацию с продвижением отечественного автопрома: человек все равно поймет разницу между «Жигулями» и «Мерседесом».
«Нельзя заставить зрителя полюбить российское кино, если оно плохое»
«Так же и здесь: нельзя заставить зрителя полюбить российское кино, если оно плохое. Заставить нельзя, но за тот же 2017 год вышел целый ряд отличных отечественных фильмов. Они вполне конкурентоспособны, и, например, в прошлом году „Аритмия“, „Движение вверх“, „Время первых“, „Последний богатырь“ показали очень хорошие цифры в прокате, — приводит пример Лидия Маркова. — Но, согласитесь, если зрителю не оставляют выбора, это неправильно».
Закон как репрессия
PR-директор «Победы» считает, что к новым условиям нужно и можно приспособиться: воспринимать закон исключительно как запретительный не совсем верно, и, скорее всего, кинотеатры пойдут по пути организации собственных кинофестивалей.
141089
«[Конечно, надо будет дождаться] пока рынок придет в баланс. Но это абсолютно не значит, что мы останемся с одними блокбастерами. Даже крупные прокатчики прекрасно понимают, что люди идут не только за развлечением, но и на авторское, документальное кино. Безусловно, какие-то перемены на рынке произойдут, но мы не останемся только с „Марвелом“ и российскими комедиями», — уверена она.
Представители «Новосибирсккиновидеопроката» и «Синемы» настроены менее оптимистично. Принятие закона Алексей Бутов связывает со смертью Станислава Говорухина, который был председателем комитета Государственной думы по культуре. «Возможно, многие вопросы мог бы обсудить с законодателями он, но, к сожалению, в июне его не стало, и поправки были приняты без настоящей профессиональной и экспертной оценки, — говорит Бутов и добавляет, что, по-видимому, законодатели, составляя законопроект, не думали о его правоприменении. — Интересно посмотреть, как будут проводиться внеконкурсные показы на главных отечественных кинофестивалях, или что будет, если попытаться получить прокатное удостоверение на фильмы Чаплина, Пудовкина или Эйзенштейна для их некоммерческого, например, показа».
137685
Если авторы поправок хотели, чтоб Минкультуры взяло всё, что идет на киноэкранах, под тотальный контроль, то у них это получилось, продолжает Бутов.
«Когда речь идет о коммерческом кинопрокате, то действительно на каждую картину нужно получить прокатное удостоверение, и таким образом государство отслеживает каждый конкретный фильм. Что до кинофестивалей — это такая область, которая раньше оставалась более или менее независимой идеологически и неподконтрольной государственной системе, — соглашается с ним Берилло. — Значит, либо законопроектом занимались некомпетентные люди, которые не до конца осознавали, во что это выльется, либо это откровенно репрессивные меры».
Георгий Вишневский