Суд не стал возвращать в колонию зашившего рот новосибирского заключенного
ФСИН потребовала вернуть в колонию заключенного новосибирского исправительного центра (УФИЦ) Александра Вахрушева после того, как он заявил об избиении. Суд отказался заменить принудительные работы на колонию.
Начальник колонии №8 обратился в суд с требованием заменить Александру Вахрушеву принудительные работы на лишение свободы, сообщила Тайге.инфо его супруга Алена. Постановление поступило в суд 6 сентября, после того, как мужчина рассказал, что зашил себе рот в знак протеста против избиения.
В 2015 году Братский городской суд признал Вахрушева виновным по ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение наркотиков в крупном размере) и приговорил к 6,5 годам колонии строгого режима. Он отбывал срок в Новосибирской области. В конце 2018 года суд заменил неотбытое наказание на 2,5 года принудительных работ. Вахрушев оказался в УФИЦ при ИК №8, который находится на улице Техническая,3 в Новосибирске.
«Участок, функционирующий как исправительный центр» (УФИЦ), предназначен для подготовки заключенных к выходу на свободу — режим в нем менее жесткий, чем в колонии: позволены интернет и, в случае отсутствия нареканий, свободный выход.
«А выходные и праздничные дни он может проводить с семьей за пределами муниципального образования», — отмечается на сайте регионального управления ФСИН.
Вахрушева устроили на работу к индивидуальному предпринимателю. 28 августа 2019 года мужчине позволили выехать из учреждения, чтобы жениться на девушке из Кузбасса по имени Алена. Но молодоженам не дали время на свидание. Вахрушев должен был вернуться в УФИЦ, но не сделал этого — утром 29 августа он попросил супругу позвонить в колонию, чтобы сказать сотрудникам, где его можно забрать.
Уже в УФИЦ Вахрушева, по словам его жены, избили сотрудники учреждения и закрыли в помещение для нарушителей (аналог ШИЗО). В знак протеста он «сел на голодовку» и зашил себе рот, рассказывала Тайга.инфо.
В суде Александр Вахрушев признал, что у него не было «уважительных причин» для неявки в УФИЦ вовремя, но обратил внимание, что через супругу сам сообщил о своем местонахождении (копия решения суда имеется в распоряжении редакции).
Представление о возвращении Вахрушева в колонию поддержал прокурор. Но суд встал на сторону мужчины, решив, что тот не скрывался от сотрудников ФСИН дольше 24 часов и сам заявил в колонию, где его можно забрать.
Калининский районный суд Новосибирска признал факт нарушения правил исправительного учреждения, но решил, что это не может быть основанием для замены принудительных работ на лишение свободы.
В ГУ ФСИН по Новосибирской области ранее говорили, что Вахрушеву дали право выйти за территорию УФИЦ для регистрации брака, но он не вернулся: «Были проведены оперативно-розыскные мероприятия, после которых он был задержан. Уже находясь в помещении для нарушителей, он сделал два малозаметных сквозных прокола верхней и нижней губы».
По словам Алены Вахрушевой, прокуратура начала проверку инцидента. Но ее не уведомили об итогах.
В 2017—2018 годах Тайга.инфо писала о других заключенных ИК №8, заявлявших о пытках. Рустам Гатауллин рассказал об «оскорблениях, физической расправе и пытках со стороны сотрудников исправительного учреждения» за отказ признаться в правонарушении, которого тот не совершал, а адвокаты еще четырех осужденных — о «беспричинном применении физической силы и спецсредств». Ни внутренняя, ни прокурорская проверки тогда не установили нарушений закона. Колонию возглавляет Сергей Усольцев. Временно исполняющий обязанности начальника УФИЦ при колонии — Александр Рожков.