Отходы БЦБК с 400-кратным превышением вредных веществ слили в Байкал
Надшламовые воды с карт-накопителей Байкальского ЦБК без должной очистки попали в озеро. Содержание вредных веществ в них превышало норматив в сотни раз. За понижение уровня воды в картах-накопителях муниципальное предприятие получило около 5,8 млн рублей.
11 декабря должно вступить в силу решение суда о запрете МУП «Канализационные очистные сооружения Байкальского муниципального образования» (МУП КОС «БМО») сбрасывать стоки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в озеро, сообщает Росприроднадзор в фейсбуке.
«Инспекторы Росприроднадзора зафиксировали, что стоки надшламовых вод, изъятых из карт-накопителей на промышленной площадке ОАО „БЦБК“, попадают в озеро Байкал с 400-кратными превышениями ПДК вредных веществ. За их очистку отвечает МУП КОС „БМО“», — поясняет ведомство суть дела.
С МУП КОС «БМО» летом 2020 года был заключен контракт на выполнение работ по понижению уровня надшламовых вод (ливневых и талых) в картах-накопителях на промышленной площадке Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Его стоимость, согласно данным на сайте госзакупок, составила около 5,8 млн рублей. Источник финансирования — бюджет Иркутской области.
«Работы по понижению уровня надшламовых вод, находящихся в картах-накопителях на промышленной площадке ОАО БЦБК (недопущению их разлива на рельеф местности) осуществляются с целью недопущения попадания этих вод в озеро Байкал», — поясняется в контракте.
Срок действия договора — 31 декабря 2020 года. Однако сами работы должны были быть завершены 20 сентября.
В августе правительство региона сообщило о начале этих работ. Как отмечалось, для этого на площадке БЦБК работает система локальных очистных сооружений: «она позволяет провести первоначальную очистку жидкости из карт». После этого вода должна была пройти доочистку в канализационных сооружениях Байкальска.
147950 Байкальск — ужасающий пример размещения опасных отходов
«Качество воды, которая прошла доочистку, соответствует необходимым нормативам, — утверждал исполняющий обязанности зампредседателя правительства Иркутской области Теймур Магомедов. — Нами организован мониторинг на входе воды в очистные и на выходе из них. С 3 августа система локальной очистки запущена в работу».
В конце сентября губернатор Игорь Кобзев заявил о своевременности решения. «Мы своевременно приняли меры по предупреждению ЧС. В настоящий момент угрозы перелива нет, но необходимо работать на опережение, продолжить понижение уровня надшламовых вод в картах-накопителях БЦБК. Но прежде — проанализировать всю проделанную работу и решить, какие дополнительные меры мы можем еще предпринять, учитывая мнение надзорных органов и научного сообщества», — сказал Кобзев.
В рамках проведенных мероприятий удалось понизить уровень надшламовой жидкости до 30 сантиметров, отчитывалось правительство: «было обезврежено и передано на очистные сооружения Байкальска 30 тысяч кубометров воды».
На совещании 23 сентября речь шла о необходимости продолжения таких работ, так как уровень воды в картах вновь повысился в связи с дождями.
За несколько дней до этого, 18 сентября, Росприроднадзор обратился в суд с иском к МУП КОС «БМО» с требованием о запрете сброса надшламовых вод в Байкал. 20 сентября, как писал «Зеленый фонд», суд вынес решение о наложении обеспечительных мер по иску — в виде прекращения стоков. В этот день, согласно условиям контракта с МУП КОС «БМО», напомним, работы должны были быть как раз завершены. Решение суда до сих пор не опубликовано. В карточке контракта значится, что исполнение завершено.
БЦБК за 50 лет работы накопил почти 6,5 млн тонн твердых и жидких отходов, в том числе это шлам-лигнин — токсичное вещество, образующее в процессе производства целлюлозы. Отходы хранятся в специальных картах-накопителях, расположенных на побережье озера Байкал. Всего в районе БЦБК 14 карт-накопителей, глубина которых 6−7 метров, ширина — около 100 метров.
Угроза переполнения хранилищ была во время второй волны паводка в Иркутской области в 2019 году. Экоактивисты даже заявляли, что отходы начали переливаться на почву.
Отходы в Байкал также может смыть сильный сель — такие в этих местах возможны. Последний катастрофический сель сошел в начале 1970-х. Неясная и редкая периодичность может говорить о том, что следующий сель тоже будет иметь серьезные последствия, отмечают ученые: чем больше интервал между селевыми потоками, тем они сильнее и опаснее.
В 2020 году федеральное правительство в третий раз сменило оператора ликвидации отходов БЦБК. На этот раз работы передали структуре Росатома.
Яна Долганина