«Чиновники должны бояться нахрапистых конкурентов»: как заставить работать госаппарат
Конкуренция должна появиться не только в частном секторе, но и в сфере управления Россией, только тогда у чиновников появится стимул лучше работать. Как выстроить эту систему и чем будут заниматься госкорпорации? Ответы руководителя аналитического отдела Тайги.инфо Алексея Мазура.
Четвертая из цикла видеолекций об устройстве России и ее будущем. Он создан по просьбам подписчиков Алексея Мазура и Тайги.инфо. Вы также можете послушать выпуск здесь.
Видео и монтаж Татьяны Душутиной. Не забывайте подписываться на канал Тайги.инфо в YouTube, чтобы получать уведомления о новых роликах и эфирах.
Предыдущие выпуски здесь, здесь и здесь.
Приводим расшифровку лекции:
Роль конкуренции
Правильно выстроенная конкуренция позволяет встраивать в процесс управления огромное количество карьеристов и даже людей, движимых наживой. Правильно устроенная конкуренция в экономике приводит к тому, что люди, стремящиеся к личной выгоде, делают богаче все общество. Неправильно выстроенная конкуренция, а тем более — монополизм, приводят к тому, что одни обогащаются за счет других.
Мы привыкли к тому, что конкуренция относится к «свободному рынку», а не к госуправлению. Но это не так. Сейчас мы видим прорыв в космических технологиях, который происходит в США после того, как в этой отрасли были внедрены принципы конкуренции.
В годы технического прогресса в СССР тоже существовала конкуренция. Разные конструкторские бюро разрабатывали разные проекты самолетов, танков и ракет, после чего выбиралась и реализовывалась самая удачная из концепций.
Сейчас в госаппарате России действует конкуренция «плохого типа» — разные чиновники бьются за ресурсы и посты, но победитель определяется отнюдь не по показателю «кто лучше».
Конкуренцию предполагает и классическая модель демократии. Кто из политиков предлагает решения проблем, которые больше нравятся избирателям — тот и получает соответствующий пост. Там, где избиратели понимают свои интересы и следят за действиями политиков, эта конкуренция работает более-менее сносно. В России — пока нет.
Конкуренция является незаменимым стимулятором. Бюрократ стремится свести к минимуму свою деятельность (и к максимуму — свою зарплату). Его мечта — личная незаменимость и при этом безответственность. Что может пробудить в нем энтузиазм и трудовое рвение? Угроза увольнения. Это либо строгий, но справедливый начальник (мечта российского народа), либо конкуренция.
Понимание, что тебе дышит в спину и вот-вот выкинет из кресла нахрапистый конкурент, приводит управленцев в тонус. Но как внедрить «правильную конкуренцию» в госаппарат, где нет ни свободного рынка, ни голосования избирателей?
Управленческие корпорации
Правильно устроенная конкуренция в государственном управлении выглядит так. Суверен определяет задачу и критерии успешности ее выполнения. Конкурирующие субъекты предлагают варианты решения проблемы и ресурсы, которые для этого необходимы. Суверен выбирает того, кто предложил наилучший вариант. По итогам исполнения задачи шансы субъекта на увеличение ресурса повышаются или понижаются в зависимости от успеха (или неуспеха).
Но кто должен быть этим субъектом? Первая мысль — отдельные чиновники. Но это слишком мелкий менеджмент получается. Отдельным людям свойственно ошибаться, продаваться, умирать.
Как мы видели в примерах из СССР и современных США, субъектами конкуренции выступают корпорации. В случае СССР — конструкторские бюро (и связанные с ними заводы, возможно). В случае США — крупные коммерческие корпорации, получающие подряды на госзаказах.
При демократическом устройстве такими корпорациями выступают политические партии. Больше голосов на выборах получил — больше власти. С партиям схема работает довольно криво — из-за некомпетентности суверена. Но все же работает. То есть правильный принцип работает даже в плохих условиях.
Поскольку «естественным путем» мы будем ждать появления «правильных партий» еще несколько десятков лет, предлагаю создать управленческие корпорации (некоторые из которых могут стать ядром политических партий).
Суть проста. Управленческая корпорация создается вокруг аналитического и обучающего центра, который должен выполнять две важные функции. Первая — изучать проблемы, которые существуют в государстве и придумывать способы их решения. Вторая — подбирать и обучать управленцев. Из этих-то управленцев (включая академию управления, назовем ее так) и будет состоять корпорация. Кроме собственно «рецептов» по решению проблем, корпорация будет предлагать и исполнителей.
В случае успешного решения проблемы увеличивается финансирование соответствующей академии управления и увеличивается набор управленцев в нее. В случае неудачи — сокращается. Члены управленческой корпорации несут коллективную ответственность. Если кто-то был пойман на взятке — страдают все члены корпорации.
Вступая в корпорацию, управленец подписывает долгосрочный контракт. Даже если он оказывается на службе в каком-то ведомстве, он все равно получает зарплату в корпорации и отчитывается перед ней о своей службе. Объясню, зачем это надо. Например, стоит задача реформировать какое-нибудь региональное министерство, например, здравоохранения. Корпорации присылают для работы в нем своих участников, которые изнутри видят происходящие процессы и понимают, что и как нужно поменять. Для того, чтобы такой анализ был объективен, нужно, чтобы управленец был лоялен своей корпорации, а не тому ведомству, в котором он оказался.
Коллективная ответственность — тоже важный фактор.
Как я уже упоминал, зачатки управленческих корпораций применялись в разное время и в разных условиях. До конца эта идея не была сформулирована (насколько я знаю) и применена. Но эмпирическим путем так или иначе она реализовывалась. И, как правило, именно с этим был связан взлет тех или иных государств. Мало того — в большинстве случаев хватало одной хорошо устроенной корпорации для взлета государства. Но одна корпорация — это случайный успех и неизбежное последующее загнивание. Много конкурирующих корпораций — это гарантия постоянного развития и наличия постоянного кадрового резерва.