Сергей Бондаренко: программа «Белый Тополь» сохраняет историческую память Новосибирска
Директор МУП «Похоронный дом „ИМИ“» и председатель комиссии по муниципальной собственности горсовета Новосибирска Сергей Бондаренко в эксклюзивном интервью Тайге.инфо рассказал об историко-культурной программе «Белый тополь», претензиях прокуратуры, зачем и как было создано акционерное общество «ИМИ» и видит ли он в своей работе конфликт интересов.
Тайга.инфо: Сейчас самая обсуждаемая тема, касающаяся вас — это представление мэру Анатолию Локтю прокурора города. По его мнению, вы нарушили закон: учредили еще одно юридическое лицо, хотя как директор муниципального предприятия не имели права. Речь идет о фонде «Белый Тополь». Это активно действующая организация? Вы говорили, что в этом фонде был всего один платеж, и он касался издания книги. А зачем вы вообще создавали программу «Белый Тополь»? И как оказались учредителем одноименного фонда?
— Программа «Белый Тополь» известна в городе, она связана с восстановлением памяти о незаслуженно забытых людях, имеющих особые заслуги перед городом Новосибирском. Таких, как Варвара Афанасьевна Булгакова (сестра знаменитого писателя), основателя Новосибирска Николая Михайловича Тихомирова, легендарной актрисы Екатерины Савиновой (известной по фильму «Приходите завтра»), Константина Николаевича Власова (героя песни о «Безымянной высоте»). И мы не просто о них рассказываем. Мы стараемся эти истории красиво раскрыть и оставить потомкам, чтобы они помнили об этих патриотах города, талантливых людях,
Тайга.инфо: Вы не знали о существовании запрета учреждать фонды, находясь на муниципальной службе?
— Наверное, такой запрет существовал. Но у меня в трудовом договоре этот пункт написан не полностью. Незнание закона не освобождает от ответственности, но в моем контракте такого ограничения нет. Спорить я не собираюсь и не буду. Мой работодатель — мэр Новосибирска, это будет его решение. Но не было никакой финансовой связи, не было сделано перечислений ни на фонд с муниципального предприятия, ни в обратную сторону.
Тайга.инфо: Сейчас вы вышли из состава учредителей этого фонда, и в данный момент это противоречие ликвидировано. Должно ли это удовлетворить прокуратуру? Вообще, какие санкции предусмотрены за нарушение?
— У юристов, судебных органов, есть (по крайней мере, должно быть) правило, когда наказание не должно превышать содеянное. Насколько нанесен вред, степень должна быть сопоставима. А здесь нет никакого вреда и нарушения.
Тайга.инфо: С точки зрения логики, наверное, нет.
— И логики, и человеческого понимания. Я действительно, уже вышел из этого фонда. И на сегодняшний день мы находимся в том состоянии, когда я уже все написал, все печати поставлены. Через 2–3 дня получу документы и представлю в муниципалитет и в прокуратуру, если будет на то требование. На сегодня,
Тайга.инфо: Вы уже не в первый раз оказываетесь если не в эпицентре, то рядом с теми или иными скандалами. На вас пишут заявления в прокуратуру, публикуются статьи. У вас есть версия, почему это происходит?
— Я это называю расплатой за лидерство.
Тайга.инфо: За лидерство в чем? В похоронном бизнесе?
— Конечно, это нападки по основной деятельности. Потому что нападают, в основном, на предприятие. Есть попытка возбудить уголовное дело против меня. Ставят под сомнения шаги развития МУП «Похоронный дом „ИМИ“». Так могут поступать только те люди, и мы знаем их фамилии, которые сами для города ничего не сделали.
Тайга.инфо: Мы не знаем этих фамилий, вспоминается только общественник Евгений Митрофанов.
— Отсылка как раз к нему. Это люди, которые сами ничего не сделали. Они даже полагать не могут, что программа «Белый Тополь» может существовать просто для людей. Для того, чтоб сохранить культурную, историческую, мемориальную память Новосибирска. Это тоже часть истории.
Тайга.инфо: Его претензии касались не только учрежденного фонда, но и конфликта интересов. Насколько я помню, были две линии атаки. Одна линия — история приватизации (создания АО и внесения туда имущественных паев). Вторая — линия конфликта интересов: как руководитель МУПа может быть председателем комиссии по муниципальному имуществу? Вы, наверное,
—
Тайга.инфо: Я знаю таких людей.
— Есть такие люди. Особо одаренные. На самом деле, если человек в
Тайга.инфо: Вопросы МУПа рассматривает комиссия по предпринимательству?
— Да, и я член этой комиссии. Но я там не председатель и не заместитель. Линия четко проведена.
Тайга.инфо: Для человека, который не в курсе распределения полномочий между комиссиями, муниципальная собственность и МУП — вроде одно и то же.
— Приведу такой пример. Мы сейчас возьмем любую комиссию, и там везде муниципальная собственность. Стройка — земля муниципальная собственность, социалка — все комплексы и бюджетное финансирование. И все социальное. Социалка и в стройке, и в социальном, и в бюджете. Мы так далеко уйдем. Мы должны беречь друг друга., не заводить друг друга в тупик. Поэтому, я думаю, что прокуратура здесь правильно ответила. По существу фонда — получите подтверждение, пусть исправляют. Она же потом и комментарии дала, что там два выхода: либо расторжение, либо выход из фонда. Поэтому и пошли вторым путем.
Что касается создания нового предприятия, нужно быть последовательным и признавать реалии жизни. Создание АО «Мемориальная служба „ИМИ“ в 2012 году — это один из хороших примеров государственного и частного партнерства. Был создан имущественный фонд — построено здание на улице Кропоткина. Во-первых, никогда муниципальное предприятие не имело бюджетного финансирования от муниципалитета. Никогда! Все спрашивают: „Вы же муниципальные?“. Да, муниципальные. Только мы работаем на площадях муниципалитета, улучшаем их. Но, финансирования не имеем никакого. А развитие и создание имущественного комплекса, например, Зала прощания на Кропоткина — это все за счет привлечения инвестиций. В том числе и крематорий. Это красивый объект с достойным парком „тихой скорби“. Всё это создается, и нельзя говорить, что это только Бондаренко. Это закреплено решением мэра Новосибирска 2012 года — внести часть имущества и создать АО. И у нас получилось вместо одного предприятия два. Мне недавно задал [мэр] Анатолий Евгеньевич Локоть точный вопрос: „Сколько у тебя в совокупности? Налоги увеличились?“ Я говорю: „В два раза! Перечисления во все уровни бюджета“. "А объем рынка услуг в совокупности с обоих предприятий какой?» Ответ — «Не более 30%». Мэр говорит: «Мне докладывают, что 75%. Где остальные? Мы остальных не видим». Это потому, что предприятие стоит публично: у него филиалы, залы, машины. А большинство мелких фирм в «тени». Тайга.инфо: На «рынке похорон» много нелегальных компаний?
— Более пятидесяти операторов. И мы с этим сделать ничего не можем. И вместо того, чтобы поддержать и обратить внимание, что есть такие реальные достижения, это построено, это введено, есть программа шикарная, уникальная для региона — «Белый тополь»; но на достижения не обращают внимания и на то, что
Тайга.инфо: Почему так получилось, что появился похоронный МУП? Это входит в обязанности муниципалитета? Или так сложилось исторически?
— Согласно Федеральному закону №8 от 1996 года, создаются специализированные службы. И
Но еще должно быть муниципальное коммерческое предприятие, которые оказывает профильные услуги. Эта сфера должна регулироваться. Например, гарантированный перечень для граждан города Новосибирска. Если человек захотел, он должен обратиться в специализированную муниципальную службу, и ему там должны оказать помощь по «щадящим ценам» (не бесплатно), оказать часть услуг (потому, что есть дополнительные). Так что это не «исторически сложилось». В нашем городе «исторически сложилось», что у нас сильный МУП. Это скорее всего исключение из правил. Когда я в 1996 году возглавил МУП, это было предпродажное предприятие, которое хотели просто растерзать и продать. Это была куча мусора. А 20 лет спустя, оно оказалось одним из самых успешных и привлекательных предприятий в отрасли. Все остальные
Тайга.инфо: В долю вносились имущества со зданиями. Со стороны МУПа и со стороны инвестора. Один из упреков — площади, которые внес МУП, в пересчете на полученную акцию, больше, чем площади, которые внес инвестор. Грубо говоря, если разделить количество площадей, которые внес МУП на одну акцию, получается существенно больше квадратных метров, чем у инвесторов. Чем это объясняется?
— Первое. В некоторых средствах массовой информации описываются вообще абсурдные вещи, что Бондаренко взял и написал карандашом, сколько это стоит. Это неправда. Я не имею права оценивать. Был оценщик, и мы взяли его выводы за основу. Разница в годе постройки. Здание на Кропоткина относится к 1928 году, которые были построены во второй линии — старые подвалы цеха и складские помещения. Поэтому и было так оценено. А со второй стороны вносились вновь построенные помещения вдоль Кропоткина. Я не ставлю этого под сомнение, не имею права. Уже пятый год пошел после этой оценки. Но, если
Тайга.инфо: В данный момент, если к вам
— Там все просто. У нас сейчас в сети порядка 9 филиалов АО и 4 филиала МУПа. И услуги распределены. Есть служба доставки, и она идет к каждому обслуживанию. Это обслуживание МУПа, на отдельном бланке. Даже если вы пришли в АО, все равно вы там увидите бланк МУПа. Например, если бы вы заказали трапезную, и вам в этом же филиале сказали: «Давайте, мы вам здесь оформляем, не идите туда, вам это будет стоить 10 тысяч рублей». Вы же не удивитесь? Либо: в нашу сферу не входит рытье могил (копает МКУ), мы здесь же за этим столом выписываем бланк. Иногда даже в свой бланк вписываем (иногда бабушки не понимают), но это не наша услуга. Поэтому, не нужно некомпетентность, непонимание этого (а может быть и умышленное непонимание) выдавать за хитрость и обман.
Тайга.инфо: Некоторые услуги оказывает только МУП, другие — только АО? А офис — в одном месте?
— У нас сеть из 15 филиалов. А одно помещение у нас только на Кропоткина. В одно место только заходят, если приходят на гарантированный перечень. Помещения отдельные, но вход у них один.
Тайга.инфо: И сколько стоит похоронить?
— Цена рыночная, если это не гарантированный перечень.
Тайга.инфо: Гарантированный — это социально незащищенным группам?
— Нет. Вообще, каждый человек имеет право на гарантированный перечень. Просто на сегодняшний день мы его обсуждаем. Эта величина состоит из социального пособия (6 тысяч рублей) и части, которая должна быть возмещена муниципалитетом.
Тайга.инфо: Вам недостаточно компенсируют?
— Да. Получилось так, что этот гарантированный перечень оценивался в 10 тысяч рублей (не в 20, как на самом деле). В него решением муниципалитета напихали дополнительных услуг. А денег не дали. В прошлом году нам не возместили ни за одно такое захоронение. Я как директор, естественно, оберегаю свое предприятие. Это может привести к банкротству. И мы осторожно подходим к этому гарантированному перечню.
Беседовал Алексей Мазур