Мосты, мусор, лес, министры и 1500 квартир: итоги 2017 года в Новосибирске
2017 год для Новосибирской области стал богат на политические события. Ключевым фактором стало гражданское общество. Алексей Мазур подводит итоги года в столице Сибири.
Повышение и понижение тарифов ЖКХ
Начало года ознаменовалось противостоянием по вопросу повышения тарифов ЖКХ. С точки зрения «формальной политики», решение поднять тарифы на ЖКХ в Новосибирске сразу на 15% прошло все необходимые согласования. Всё было «урегулировано» между губернатором, мэром и городским советом. 36 из 41 депутатов горсовета проголосовали за повышение тарифов, «поверив на слово» областным чиновникам.
Это привело к череде митингов протеста, первый из которых прошел 24 декабря 2016 года, собрав 300 человек в тридцатиградусный мороз. От митинга к митингу массовость нарастала, и в марте на площадь выходило уже 3−4 тысячи человек. Стало понятно, само не рассосется, и губернатор Владимир Городецкий отменил собственное решение, решив даже не советоваться с теми самыми депутатами горсовета, которых ранее втянул в поддержку непопулярного решения.
Антикоррупционные митинги и кампания Навального
Другой политический сюжет, который продолжался весь год — массовое участие новосибирцев, в основном молодежи, в митингах против коррупции, а также в митингах поддержки Навального. Эта история скорее федеральная, чем новосибирская. Но мы видели, что в Новосибирске эти митинги собирали даже больше людей, чем протесты против тарифов ЖКХ.
От митинга к митингу массовость нарастала, и в марте на площадь выходило уже 3−4 тысячи человек
Концессии и Новосибирск
Получили свое развитие и сюжеты скандальных концессий — «мусорной» и «мостовой». Обе из них вызвали изрядный объем критики на уровне депутатов и новосибирских активистов, обе «споткнулись». «Мостовая» концессия «похудела» в два раза после критики законодательного собрания, а «мусорную» пообещал перезапустить Владимир Городецкий. Врио губернатора Андрей Травников и вовсе высказался за её расторжение.
Любопытно было наблюдать, как нерв общественного напряжения переходит от одной концессии к другой. В одном месте затухнет, в другом разгорится. Против мусорной концессии прошло несколько митингов и пикетов, в которых основными драйверами стали защитники реки Издревой. Там сошлись интересы экологов, долгие годы именно в долине реки Издревая проводивших свои лагеря и занимавшихся очисткой ее окрестностей от мусора, и интересы обитателей многочисленных дачных товариществ. Было собрано 6 тысяч подписей за перенос будущего полигона.
Однако митинги и пикеты против «мусорной концессии» не набирали более пятисот человек. Возмущение же «мостовой концессией» пока не вышло за пределы сообщества городских активистов. Для обывателя тема пока остается непонятной — многие не знают о странностях развязок, о плате за проезд, а обязательства бюджета воспринимают абстрактно. Что в бюджет попало, то пропало, а что оттуда пришло — это Аллах дал. Примерно так представляет бюджетные отношения большинство наших сограждан.
Что в бюджет попало, то пропало, а что оттуда пришло — это Аллах дал
Очевидно, что ни одна из продвигаемых концессий не переживет своего «запуска» — как только обыватель увидит пустой платный мост посреди Новосибирска или получит квиток за вывоз мусора по новым расценкам, численность митингов вырастет с нескольких сотен до нескольких тысяч, на том концессии и «откатятся». Вопрос в том, что будет до того, во что всё это обойдется бюджету и насколько увеличится сообщество активистов.
А пока произошло усиление со стороны концессионера. На место доморощенной, можно сказать, «Экологии-Новосибирск» пришла крупная рыба — компания «ВИС», которая и стала инвестором обеих концессиях. После этого «вдруг», городские депутаты выстроились и поддержали «мостовую концессию». Прошлогодняя история с поддержкой повышения тарифов ЖКХ чему-то научила только восьмерых — платный мост поддержало 28 народных избранников против 36 годом ранее.
Спасение тогучинского леса
В июне в Новосибирской области разгорелся скандал — 200 тысяч гектаров леса в Тогучинском и Болотнинском районах были сданы в аренду коммерческой фирме по явно заниженным ценам. Это привело к разбирательствам в законодательном собрании. Арендатором леса оказалась фирма, которая могла быть связана с начальником лесного департамента Вячеславом Дубовицким. После того, как скандал разгорелся, договор аренды леса был расторгнут, а чиновник ушел в отставку. Жителям Болотнинского и Тогучинского районов повезло, в отличие от ряда других районов.
200 тысяч гектаров леса в Тогучинском и Болотнинском районах были сданы в аренду коммерческой фирме по явно заниженным ценам
Отставка Городецкого и назначение Травникова
История с тарифами, а потом и протесты против мусорной концессии подкосили рейтинг губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, и он неожиданно, похоже даже для себя, написал заявление по собственному (хотя за час до новости об этом свою предполагаемую отставку опровергал).
Временно исполняющим обязанности губернатора был назначен мэр далекой от нас Вологды Андрей Травников.
Отставки в правительстве
Травников долго держал паузу, но через два месяца после назначения провел кадровые перестановки. Правительство покинули наиболее одиозные чиновники — министр строительства Сергей Боярский и вице-губернатор по соцполитике Александр Титков.
Повторный приговор по делу о 1500 квартир
Приговор чиновникам мэрии и их сообщникам из агентства недвижимости был пересмотрен и смягчен. По сути, скоро они смогут выйти по УДО (если будут себя хорошо вести в колонии, в чем мы практически не сомневаемся). Но одновременно с этим в прессу попала информация — почем некоторые чиновники и приближенные к ним люди приобретали квартиры по той схеме, которую Владимир Городецкий называл соответствующей закону. На рыночные эти цены совсем не похожи.
Центр Новосибирска разрушается от точечной застройки
В центре Новосибирска снесли крыло жилого дома, памятника архитектуры, которое покрылось сквозными трещинами после строительства вплотную к нему многоэтажного здания. Точечная застройка появилась на клочке земли, граница которого прошла ровно по фундаменту здания 1930-х годов постройки, была возведена «впритык» к памятнику архитектуры, проект прошел согласование в госэкспертизе, а бюджет понес затраты в размере 80 миллионов рублей. Но никто из чиновников «не виноват».
История тянется с 2006 года
История тянется с 2006 года. Мэром Новосибирска тогда был Владимир Городецкий, а департамент архитектуры и строительства в те годы возглавляя Сергей Боярский. В отставку они ушли только сейчас, а их «наследство» осталось с Новосибирском.
По информации Тайги. инфо это только начало. Из-за точечной застройки (также «стена в стену») покрылись трещинами дома по адресам ул. Депутатская, 28 и ул. Урицкого, 19. Эти дома тоже, видимо, придется расселять.
Кочующий ледовый дворец
Призрак бродит по Новосибирску, призрак ледового дворца.
Новосибирск — один из претендентов на проведение молодежного чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Но не имеет приличного ледового дворца. Некий «стадион» нам обещала «команда Жукова» от «Единой России» на выборах в Госдуму, но оказалось, что банкет за счет приглашенных, то есть — самих новосибирцев.
Команда Городецкого с присущей ей бизнес-подходом (берем общее, превращаем в частное) придумала гениальный (как им казалось) план — выделить под застройку 40 га рядом с метромостом на левом берегу, а на прибыль от застройки «инвестор», так и быть, построит ледовый дворец.
ПРОЕКТ ЛДС «КОЧЕВАЛ» ИЗ ОДНОГО РАЙОНА ГОРОДА В ДРУГОЙ, ОСТАНОВИВШИСЬ (НА ДАННЫЙ МОМЕНТ) НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО ГОРОДСКОГО АЭРОПОРТА.
Пикантность ситуации состояла в том, что предложение исходило от правительства области, а выделяться должна была городская земля, которая стоит немалых денег. Мало того, что город лишился бы таким образом ценного земельного участка, так еще городу пришлось бы за свой счет строить транспортную и социальную инфраструктуру для нового жилого квартала. Таким образом, город заплатил бы за ледовую арену дважды — сначала землей, а потом деньгами.
Гениальная идея не нашла понимания у депутатов городского совета (иногда они всё же ведут себя в соответствии со здравым смыслом и интересами горожан) — и горсовет не одобрил передачу участка в зону делового и жилищного строительства.
Зато стали появляться другие предложения по размещению ледовой арены. У Экспоцентра, на Военной, на Ключ-Камышенском плато. Предложения появлялись в разное время и обсуждались с разной степенью активности. Проект «кочевал» из одного района города в другой, остановившись (на данный момент) на территории бывшего городского аэропорта.
Валаамова ослица федерализма
В этом году случилось невероятное — регионы, у которых федеральный центр последовательно отбирал источники доходов и столь же последовательно навешивал на них социальные обязательства, наконец-то подали голос. В виде нижайших просьб дать денег, а то «не осталось совсем».
Зачинщиком в этом «бунте на коленях» выступило заксобрание Хакасии (и они, кстати, получили дополнительное финансирование). Но и новосибирское заксобрание тоже попросило перераспределить топливный акциз в пользу регионов, а то не на что чинить дороги. Врио губернатора Андрей Травников, впрочем, обращение напрямую к Медведеву не одобрил. Но так как регионы загнаны практически в банкротство, таких обращений будет всё больше и больше, а локомотивом процесса станут законодатели — они не так жестко встроены в вертикаль власти, как губернаторы и могут себе позволить вольности.
Кстати, даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко начала высказываться за перераспределение налогов в пользу регионов и придания им большей самостоятельности.
Подготовил Алексей Мазур