«Я зависим от других — это бесит»: новосибирская семья бьется за доступную среду для своих детей

© Влад Некрасов
«Я зависим от других — это бесит»: новосибирская семья бьется за доступную среду для своих детей
13 Июл 2017, 09:20

Даже пандус не всегда залог того, что живущий в доме колясочник сможет выйти из подъезда. Без помощи другого он оказывается заперт в четырех стенах. Жительница Новосибирска Ольга Батяева, мать двоих детей с ДЦП, считает, что ее сын и дочь должны увидеть мир, а для этого им нужен специальный подъемник за полмиллиона рублей. Как они просили о помощи президента Путина, мэра Локтя и соседей — в репортаже Тайги.инфо.

Настя и Дима Батяевы живут с мамой и папой на первом этаже панельной десятиэтажки на окраине Новосибирска. Насте 13 лет, Диме 29, общих интересов у старшего брата и младшей сестры в силу возраста не очень много, но в одном они друг друга понимают как никто как сложно жить в инвалидной коляске: у обоих ДЦП.

Особенно нелегко их маме, Ольге она не работает и все время посвящает детям. «Человеку в коляске можно показать весь мир. Он может получить образование, он может быть полезным», говорит Ольга, но трудности с миром начинаются сразу за порогом квартиры.В их подъезде установлен раскладывающийся пандус, вроде и широкий, но такой тяжелый, что им никто не пользуется. «Я один раз попробовала — сорвала себе кисти. Такая тяжесть, что по этой рельсе можно танк спустить. Поэтому я тащу по ступенькам волоком и еще через порожки, объясняет Ольга. Когда спускаю, Настя говорит: „Мам, черепно-мозговую травму мне сделаешь. Короче, или коляска развалится, или стрясем голову. Настю я каждый день вожу в школу туда-обратно, спускать полегче, а поднимать мне каждый раз кажется, что кишки наружу вылезут».

Место для парковки для машины Батяевых прямо напротив Настиной комнаты. В любую погоду, под дождем и по снегу, Ольга практически выволакивает детей из подъезда, а потом обходит дом, чтобы загрузить их в машину. Она три года смотрела на парковку из дочкиного окна, пока не поняла, что им нужен выход наружу с подъемником с внешней стороны дома именно здесь. Просто платформа-лифт, на которую и Настя, и Дима смогут заезжать самостоятельно, спускаться вниз, а дальше перед ними мир, как Оля всегда и хотела. Не самый удобный мир, но за первым шагом самому выйти из дома последует и второй, и третий.«Идею подъемника я увидела в интернете, потом узнала, что в Новосибирске мужчина на коляске себе такой сделал в 2012 году, вспоминает Ольга. Мэрия ему выделила 265 тысяч, но он их добивался 5 лет. Ему хватило, потому что он сам строитель и проектировщик, все сделал сам, а друзья помогли».

Тогда Батяевы обратились в компанию, которая спроектировала и обсчитала им подъемник получилось почти 500 тыс. рублей. Таких денег у семьи не было, но Ольгу это не остановило.

«Я обратилась за помощью в приемную президента, мне ответили, что письмо скинули в Новосибирскую область. Из администрации Ленинского района к нам пришли, посмотрели, сказали, что могут предложить только облегченный пандус. Но он мне зачем, я же все равно тягаю коляски через порожки и корячусь, дверь держу. А сами они без моей помощи никуда не выйдут», говорит мама Насти и Димы.

«Настю я каждый день вожу в школу, спускать полегче, а поднимать мне каждый раз кажется, что кишки наружу вылезут»

После второго письма в Москву на Ольгу, как она говорит, обиделась мэрия и стала ее игнорировать. Тогда она, увидев на олимпиаде, куда приехала с Настей, мэра Локтя, кинулась с вопросом прямо к нему.

«Анатолий Евгеньевич своей свите сказала решить проблему в течение десяти дней. В итоге мне передали, что на строительство балкона с подъемным устройством мэрия выделила 175 тысяч, а в смете 440 тысяч на балкон и 60 тысяч на подъемник. Пообещали найти строительную компанию, которая построит подъемник за эти деньги, которые они выделили. Конечно, не нашли. А до встречи с Локтем хотели вообще 20 тысяч дать», смеется Ольга.

Ради подъемника Ольга с Настей месяц собирали по всем жильцам дома подписи, что они не против его установки. Особенно их беспокоил сосед, живущий сверху, под окном которого появился бы козырек, но и он согласился на преобразования, чтобы дети Оли на колясках смогли выходить из дома, а Оля перестала надрываться.

Раньше Настя ходила в коррекционную школу, и там ей было скучно и совсем не было подруг. После переезда она пошла в новую школу 67 недалеко от дома, которая оказалась инклюзивной, и теперь одноклассники спорят, кто будет возить Настю по коридорам. «Мы так боялись перед 1 сентября, а дети все оказались хорошие. Нас завуч каждый день спрашивает, все ли удобно. Туалеты и классы оборудованы, есть тьютор, да все есть! не скрывает радости Настина мама. И самое главное — отношение других детей: никто никого не обижает. У нас в классе есть Леша, ходит на костылях-крабиках. Вижу как-то, что он упал, мальчишки подбегают: Брат, подожди, сейчас поможем».

Настя хочет стать педиатром-неонатологом, занимается по обычной программе, а если где-то не успевает, ей просто дают больше времени. Другие родители, которые раньше с настороженностью относились к инклюзии («подсунули инвалидов»), теперь благодарны их дети учатся помогать тем, кто слабее, и принимать всех.

Дима пишет музыку, сотрудничает с известными новосибирскими музыкантами, участвовал в спектакле интеграционной студии «Особенный тип» «Ангел с усами», а недавно занялся паралимпийским фехтованием. «У спортсменов все четко. Мне нравится, что к тебе там не относятся, как к лошаре, даже если ты в первый раз пришел. Взрослые мужики принимают тебя за равного», рассказывает брат Насти.

29-летнему парню, которому надоело зависеть от родителей, подъемник «нужен очень сильно». «Если я один дома, то не могу ни погулять, ни по делам съездить, досадует Дима. Я зависим от других, хотя мог бы спуститься, вызвать такси и поехать, куда мне надо. Это бесит, конечно».

Оля надеется, что к новому учебному году подъемник у них уже будет, потому что скоро она не сможет таскать детей по лестнице, и все они окажутся запертыми в квартире. Хорошо, что семье помогают благотворительные фонды: «Спасибо!», Русфонд, «Помоги.орг» в разное время покупали вертикализатор, беговую дорожку, отправляли на реабилитацию.«У нас даже в рекомендациях от врачей написано адаптация жилья, чтобы все было удобно для колясочника. Государство не помогает почти, никакой доступной среды нет нигде, добавляет Ольга. Мне так хочется, чтобы они сели сами на коляски и поездили хотя бы у нас по Троллейке. Спасибо за эти 170 тысяч, когда первые деньги от мэрии придут, сразу начнем фундамент заливать, металлоконструкцию варить».

Как и многим родителям, оказавшимся в похожей ситуации, Ольге и ее мужу предлагали отказаться от Димы и Насти. «Но это наши дети, и пока бьются наши сердца, мы будем делать для них все, говорит Ольга. Просто чтобы они жили не хуже других».

На установку подъемника не хватает порядка 300 тысяч рублей. Сделать перевод, чтобы Дима и Настя Батяевы могли выходить из дома, а их мама перестала надрывать спину, можно на сайте фонда «Солнечный город» (проект «Соучастие» с пометкой в назначении платежа «Батяевы»).

Текст: Маргарита Логинова
Фото: Влад Некрасов





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года