«Я просто говорю с людьми»: какой была красноярская жизнь Толоконского

© krskstate.ru. Виктор Толоконский (в центре) на форуме ТИМ «Бирюса»
«Я просто говорю с людьми»: какой была красноярская жизнь Толоконского
27 Сен 2017, 10:46

Красноярцам непросто угодить, они всю жизнь стоят в оборонительной позиции, принимая хамство за силу, а интеллигентность — за слабость. Почему они не приняли Виктора Толоконского, как он обаял журналистов и отказался участвовать в конфликтах, что случилось с экологическими протестами и бюджетом, в чем он снова всех обыграл — в материале Тайги.инфо.

Если бы губернатор Толоконский был из Красноярска. Ну или из Питера питерских мы в целом уважаем. Ну или из Москвы к этим мы привыкли. Да, господи, пусть даже из Омска, хотя это смешно и во внутрисибирской системе координат даже немножечко стыдно быть из Омска. Но губернатор Красноярского края, родившийся в Новосибирске, выросший в Новосибирске, учившийся в Новосибирске, женившийся в Новосибирске, ставший мэром Новосибирска, а потом и губернатором Новосибирской области и вдруг вот так! Это не смешно. Это невозможно!

А еще он поет. Публично. На праздниках. Со сцены. В микрофон. И жена у него не домохозяйка. И позволяет себе высказываться в соцсетях. Такой плевок в душу трудно пережить.

«Настраивайтесь по мне»

Губернатор Толоконский свалился красноярцам как снег на голову: ждали Сокола, Бударгина (вечный список вечных претендентов), опасались Зимина, робко подумывали о Горовом, спокойно приняли бы Усса, мечтали о возвращении Хлопонина а получили новосибирского пенсионера. Никто не ожидал, что этот человек с первых дней разовьет бешеную активность, объехав весь край из Норильска в Минусинск, из Боготола в Ирбей. В середине мая он стал врио, и месяца за два уже лично познакомился со всеми 44 районами края.

В отличие от закрытого для прессы Кузнецова Толоконский всегда любил журналистов и завоевал их буквально в два приема.

История первая. Однажды у телеоператоров не оказалось с собой белого листочка, чтобы настроить баланс белого. «Настраивайтесь по мне», предложил одетый в белоснежную рубашку Толоконский и поднял галстук.

История вторая. Однажды на улице Вавилова на магистрали с горячей водой выбило люк в то время, как над ним проезжал пассажирский автобус. Водитель позорно сбежал, пассажиров вытаскивали из кипятка гастрабайтеры с ближайшей промбазы, некоторые получили серьезные ожоги. Толоконский в это время вел какое-то важное совещание с членами краевого правительства. Как только стало известно об аварии, совещание было свернуто, министр ЖКХ отправлен на место событий, а министр здравоохранения – в больницу. Туда же подтянулась и пресса в надежде узнать хоть что-нибудь.

К журналистам вышел губернатор. Лично. «Ребятки, вас туда не пустят, все-таки ожоговое отделение, стерильность, надо понимать, молвил он человеческим голосом, но я вам сейчас все расскажу». И рассказал.

Постепенно красноярские журналисты привыкли, что губернатор находится на расстоянии вытянутой руки, доступен для комментариев, сам охотно ходит по редакциям. Привыкли, что можно заранее не согласовывать вопросы.

Причем доступность Толоконского по нынешним временам можно считать уникальным явлением. Однажды на Питерском экономическом форуме: Толоконскому надо было на подписание какого-то соглашения, а трем красноярским журналистам задать ему несколько вопросов. «Несколько вопросов» вылились в 30-минутную пресс-конференцию для СМИ из разных регионов Сибири: Алтая, Кузбасса, Хакасии Получив отлуп от высших кемеровских («Никаких комментариев!») и барнаульских («А вы присылали вопросы?») чиновников, коллеги «оторвались» на главе Красноярского края.


Партия красноярцев

Толоконского ждали «с командой», ну или хотя бы с пресс-секретарем. «Конечно, сейчас каааааак понапривезет с собой кучу народу, кааааак всех поувольняет чтобы своим прихвостням и подлипалам теплые места раздать!»И действительно, новый губернатор начал с увольнений. Вернее, с сокращения штатов. А из «своих», как выяснилось, он взял в Красноярск только жену и старшего внука. «Ааааа, так значит, у него нет команды! И что же это за губернатор, у которого команды нет? Тьфу это, а не губернатор!»

Красноярцам вообще непросто угодить.

Красноярская публичная политика всегда строилась на конфликте и противостоянии. Горсовет должен конфликтовать с мэром, мэр с губернатором, губернатор с заксобранием конфигурация конфликта может быть иной, но само его наличие (и участие депутатов) обязательно. Иначе народный избранник как бы и не работал вообще. Испорченные многолетней традицией публичных конфликтов, красноярцы не замечают тонкой настройки управленческих процессов, им подавай танцы с фейерверком.

Но трудно публично конфликтовать с человеком, который задцать лет в политике виртуозно научился уходить от таких ситуаций. Ты ему нна! А он и не заметил. А то и вовсе пришел и спрашивает: а ты чего хотел-то, мил человек? И как-то неловко хамить ему в лицо.

Собственно, с конфликта пришествие Толоконского в край и началось. «Второе лицо» региона, бессменный спикер краевого парламента Александр Усс быстро реанимировал неформальную «партию красноярцев» с соответствующими тезисами, но уже буквально через две недели между главами двух ветвей власти воцарились публичный мир и взаимопонимание, и на выборы губернатора они пошли рука об руку.

«Как вам это удалось?» неоднократно спрашивали у Толоконского. «Я просто разговариваю с людьми, объясняю свою позицию, выслушиваю их, и мы находим взаимное решение», отвечал он.

Хотя очевидно, что от претензий на губернаторское кресло Александр Викторович не отказался (пережить четырех губернаторов, двух и.о., дождаться пятого и все еще быть вторым тут у кого угодно нервы не выдержат), и все время, что Толоконский находился у власти, стремился, скажем так, держать его в тонусе. Вплоть до нынешней весны, когда тщательно культивируемая председателем заксобрания экологическая повестка перешла в острую фазу. Надежды на будущее похоронило совещание по подготовке к Универсиаде, которое проводил САМ ВВП (и вот черт! опять никого не отправил в отставку) и на котором второго человека в крае не оказалось. Злые языки поговаривают, что это была инициатива САМОГО, но кто же может знать доподлинно, как там складывались обстоятельства?

«Черное небо»

С экологией, кстати, вышло довольно изящно.

Отрицать экологические проблемы в городе, где до сих пор не умерла крупная промышленность, конечно, глупо. Но и паразитировать на них больше не получится. Многолетняя «гражданская активность», начавшаяся с организованной кампании против строительства ферросплавного завода, будет вынуждена либо окончательно маргинализоваться, либо встроиться в систему. И за это спасибо мастеру тонких разводок Толоконскому.

Сначала он отдал экологам всех мастей полтора (из трех) дня Красноярского экономического форума, сумев вежливо, но решительно отказаться от любезного предложения Хлопонина провести отдельный Экологический форум. Затем создал отдельное министерство экологии, назначив его главой бывшего прокурора, а в основу «дорожной карты» для нового ведомства легла резолюция митинга «За чистое небо!».

136607

Дорогие экологи, хотели получите. Вот вам орган, вот вам суровый законник во главе, а вот список ваших предложений. Теперь мяч на вашей половине поля, предлагали помогайте. (Особенно пикантно это смотрится на фоне практически умершего краевого экоштаба под руководством Усса.)

Разношерстное, не консолидированное экологическое движение такого поворота событий не ожидало. Игнор со стороны властей, публичный конфликт, митинги, шествия, пикеты все, что угодно, но только не политика открытых дверей! Экоактивистов беспрепятственно пускают и на ТЭЦ, и на КРАЗ, у них просят совета, берут в рабочие группы и комиссии, их приглашают на чай-кофе, с ними раз-го-ва-ри-ва-ют, в конце концов!

Не всякий красноярский эколог способен вынести такое издевательство над идеалами, поэтому экодвижение уже очевидно раскалывается на тех, кто готов сотрудничать, и тех, у кого еще в кладовке остались неиспользованные лозунги и белые пальто. Забавнее всего, конечно, взаимные обвинения сторон в проплаченности.

На том и разойдемся.

Инициативное бюджетирование

Думаю, красноярцы еще теплым словом вспомнят экономические решения Толоконского если, конечно, дадут себе труд в них хоть немножечко вникнуть.

Став избранным губернатором края, Толоконский завел практику в первый рабочий день года созывать расширенное совещание и рассказывать о своем видении планов развития. Впервые он удивил депутатов заксобрания, внезапно оттяпав полтора часа от скучной постпраздничной повестки в январе 2015-го. Губернатор терпеливо объяснял народным избранникам природу денег, что такое баланс, чем бюджетные кредиты лучше банковских и почему резко выросший доллар при сырьевой экспортной экономике это на две недели хорошо, а на целый год плохо. Многие депутаты даже поняли.

Но когда губернатор заявил, что надо за шесть лет (два финансовых цикла) увеличить собственные доходы бюджета на 100 млрд (в бюджете 2014 года доходная часть составляла чуть больше 148 млрд), многие сочли его блаженным. Прошло меньше трех лет и в бюджете 2017 года почти 192 млрд доходов.

Еще будучи мэром Новосибирска, Толоконский научился виртуозно выжимать из федерации деньги. Программы софинансирования, целевые программы, ссуды, кредиты, трансферты всё, что только можно было вынуть из вышестоящей казны и пустить в дело, облегчив задачи казны региональной. Кстати, именно поэтому в Новосибирске почти нет металлургии, зато есть метро, а в Красноярске, со всей его промышленной мощью, этот вид транспорта оказалось проще закопать.

133526

Свои умения Толоконский применил и на новом месте работы, достав денег на разные неотложные нужды большого края: дороги и другая инфраструктура, село и аграрный сектор, культура, Универсиада федерация исправно перечисляет необходимые суммы. Уж точно незлым тихим словом еще вспомнят Толоконского районы, где при нем начались решаться многие проблемы с социалкой и муниципальными учреждениями, пошли целевые деньги на решение конкретных проблем. Правда, губернатор требовал не сидеть на попе ровно, проявлять инициативу, разрабатывать инвестиционные паспорта, учиться проектному управления и даже заниматься, прости господи, инициативным бюджетированием! И ведь немолодой уже человек, где таких слов-то понабрался?

Не знаю, кто так обидел красноярцев, что они всю жизнь стоят в оборонительной позиции, принимая хамство за силу, а интеллигентность за слабость. Но когда вы будете говорить, мол, ВАТ он и есть ВАТный, несамостоятельный, ведомый, квелый, блеклый, вспомните о том, что, даже уходя, Толоконский всех переиграл. Не стал дожидаться указа и объявления из Кремля, а первым вышел к своим коллегам, к депутатам, извинился перед теми, кого, возможно, обидел, поблагодарил всех за работу и попрощался. У этого человека есть яйца. И да, уход с поста губернатора еще не означает уход из публичной политики.

Поверьте, он еще на наших похоронах простудится.

Наталья Кобец, специально для Тайги.инфо





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года