«Выборы будут происходить по-другому, но это не отменяет фактора столкновения интересов»
Фонд «Сибирская политика» 5 марта опубликовал рейтинг благополучности муниципалитетов Новосибирской области по итогам 2017 года. Руководитель фонда Игорь Украинцев рассказал в эфире радио «Вести ФМ в Новосибирске» про критерии оценки и спрогнозировал ситуацию по предстоящим выборам в районах.
Тайга.инфо публикует расшифровку интервью.
— Сегодня мы поговорим про уровень благополучности районов и городов Новосибирской области. Показатели социального и экономического развития муниципалитетов исследует фонд «Сибирская политика». Фонд опубликовал первый годовой рейтинг благополучности городов и районов Новосибирской области. Особый интерес к муниципальному звену власти обострился после недавних трагических событий в Колывани, где теперь введено ручное управление правительства после того, как главы районной и поселковой администрации скоропостижно ушли в отставку. Кроме того, предстоят выборы глав некоторых территорий, в первую очередь — главы Новосибирского района, одного из самых значимых в Новосибирской области. Руководитель фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев сегодня у нас в студии. Расскажите, по каким критериям вы оцениваете районы? Какие территории оказались в отличниках, какие в отстающих и почему?
— Мы используем целый комплекс инструментов — и классические социологические исследования, и опросы лидеров мнений в районах и городах области, а также фокус-группы. Но самое главное это анализ происходящего в отчётах надзорных органов, в публикациях СМИ. Весь этот объём информации анализирует экспертный совет, куда входят политологи, социологи, кандидаты и доктора наук, то есть, специалисты, в компетентности которых никаких сомнений быть не может. Происходит анализ социально-экономического климата, политической обстановки в городах и районах и, таким образом, формируется рейтинг — лидеры, отстающие... Для примера, в этот раз у нас тройка лидеров это Кольцово, Маслянино и Новосибирский район. Кольцово в лидерах несколько раз подряд в квартальных рейтингах. А упомянутый вами Колыванский район стабильно был на последних местах. И в этот раз он «почётное» последнее место занял. Поэтому «звонки» в отношении властей Колыванского района и того, что вообще там происходит, были достаточно продолжительный период времени.
— Судя по тому, что Колыванский район оказался последним в рейтинге, отставка руководства, похоже, была бы обоснована экспертами в любом случае. А означает ли высокая позиция в рейтинге района или города, что руководство может претендовать на автоматическое продление полномочий? К примеру, в Новосибирском районе у главы Василия Борматова полномочия истекают в марте. Как вы оцениваете его шансы?
— Безусловно, шансы эффективных управленцев, каким, по нашему мнению, является и Василий Борматов, высоки. Не только для переназначения, но и для использования опыта конкретной территории, конкретного главы для того, чтобы развивать проблемные точки нашей области. Если возвращаться к Новосибирскому району, эта территория достаточно живая всегда была, есть и будет. Потому что приближённость к городу это ресурс для агломерации. Там всегда происходят конфликты, столкновения интересов в элитах. Василию Владимировичу пять лет назад удалось с ними справиться во время конкурентной предвыборной кампании. Сейчас его полномочия заканчиваются, выборы будут происходить по другому, но это не отменяет фактора столкновений интересов.
— Выборы почти всех глав муниципалитетов в Новосибирской области с 2015 года идут через конкурсные комиссии и утверждение кандидатов местными представительными органами. Означает ли это гарантированное отсутствие предвыборных интриг?
— Абсолютно нет. Здесь появляются дополнительные подводные камни. На примере Барабинского района, который в наших рейтингах занимал не самые лучшие места, мы видим, как там столкнулись интересы разных групп влияния. Казалось бы, район очень далеко, интересов у новосибирской элиты там не много, но очень проблемные, скандальные были выборы главы. Это заметили не только местные эксперты и СМИ, но и федеральные обратили внимание. Поэтому если говорить о более богатых районах — о Новосибирском, или о том же Колыванском, где также предстоят выборы — конечно, там будет очень много событий, связанных с кампаниями.
— Есть ли риск, что борьба за власть способна расшатывать стабильность в муниципалитите?
— Так бывает, потому что это всегда не только явные действия, но и кулуарные. Может и грязь какая-то литься в самый горячий период, когда формируется комиссия, которая будет отбирать кандидатов, когда кандидаты проходят уровень экзаменов и когда проходят назначение в Совете. Депутаты в районах достаточно самостоятельные, у них есть собственное мнение, и это хорошо. Поэтому период обострения всегда есть, так диктует время.
— Какие рекомендации можете дать отстающим муниципалитетам? На какие параметры властям районов и городов нужно обратить внимание, чтобы перейти к росту в рейтинге благополучности?
— Работая над годовым рейтингом мы заметили, что водоразделом стали инфраструктурные объекты, которые где-то строятся, а где-то нет. Инвесторы куда-то заходят, а какие-то территории игнорируются. Определённый лоббистский потенциал глав это фактор, в том числе, влияющий на место в рейтинге. Потому что когда территория развивается, когда туда заходят коммерческие структуры, которые развивают бизнес, создают рабочие места, это заметный фактор роста благосостояния, социального и экономического. Что касается отстающих территорий, там эти факторы в упадке. Нужно брать пример с таких районов, как Новосибирский, Маслянинский, Сузунский, где происходит развитие.