Иван Купала – обливай кого попало
7 июля в России традиционно отмечают день Ивана Купала. История этого праздника уходит в праславянские времена, когда люди ежегодно встречали момент природного пика, «макушки лета», день летнего солнцестояния. После распространения на Руси христианства этот праздник совпал с рождеством Иоанна Крестителя и получил имя Ивана Купалы, с которым и дошел до наших дней.
7 июля в России традиционно отмечают день Ивана Купала. История этого праздника уходит в праславянские времена, когда люди ежегодно встречали момент природного пика, «макушки лета», день летнего солнцестояния. После распространения на Руси христианства этот праздник совпал с рождеством Иоанна Крестителя и получил имя Ивана Купалы, с которым и дошел до наших дней.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников в году, поэтому он подразумевал активное включение каждого члена общества во все обряды и действа. Народная традиция требовала от участников особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев, о которых мы сейчас и расскажем. Проводником ТАЙГИ.info в мир народных преданий стала доктор исторических наук, профессор института археологии и этнографии СО РАН Елена Федоровна Фурсова.
Ворожба дождя
Непременным атрибутом праздника Ивана Купалы в Сибири являлась вода. Традиционно в этот день открывали купальный сезон. Один из довольно распространённых купальских обрядов в Сибири - обливание водой всякого встречного и поперечного.
«Праздник приурочен ко дню Иоанна Крестителя. Христианская основа здесь очевидна и понятна. Это притом, что она не противоречит целому ряду обычаев, обрядов, песен, запретов, уходящих в древнее дохристианское прошлое. Надо понимать, что в культуре все синкретично, очень органично, и никакого двоеверия здесь нет. В этот день в Сибири обязательно обливались. Причем обливать могли кого угодно, даже священников! И, главное, никто не сердился. Некоторые информанты говорят, что «Иоанн крестил Христа водой, в память об этом мы и обливаемся, - Но тут же добавляют, - чтобы дождь был». Таким образом люди ворожили дождь», - рассказывает Елена Федоровна.
Интересно, что этот веселый и немного хулиганский обычай был распространен в большей степени в Сибири. По наблюдениям Елены Федоровны, в деревнях Европейской России и Поволжья в конце XX века о нем мало кто имел представление. А в Белоруссии и на Украине к этому дню приурочены больше обычаи, связанные с солярным культом: разжигание и прыжки через костер, катание горящих колес с гор.
В ожидании восхода солнца
Солярный культ в Сибири проявлялся в запрете на купание до Ивана Купалы. Вероятно, табу на купание в открытых водоемах связано с поверьем о том, что до этого дня вода считается нечистой. И только на Ивана Купалу, когда солнце находится в зените, когда его лучи пронизывают водное пространство, вода становится ритуально чистой. Купальный сезон продолжался до Ильи Пророка 2 августа.
«В эту ночь шла борьба света и тьмы, поэтому люди не спали, боялись пропустить восход солнца. Юноши, девушки, даже пожилые люди сидели на берегу реки и караулили солнце. Причем, по воспоминаниям информантов, когда солнце всходило, оно обязательно «играло», выписывало круги, хороводы, дышало, переливалось всеми цветами радуги», - рассказывает моя собеседница.
Расташиха, или Ночь Творила
В купальскую ночь ожидали разгула нечистой силы: ведьм, колдунов, русалок. Что интересно, молодые парни нередко брали на себя функцию олицетворения этих сил и устраивали ночь творения, творила. По наблюдениям Елены Федоровны, в среде левобережных сибиряков этот обычай получил название Расташиха. «Так, ночью могли поставить на дорогу козлы или растащить поленницу. И обливание, и Расташиха – чисто сибирский бренд, - уточняет Елена Федоровна, - поэтому более поздние сибирские переселенцы с Украины и Белоруссии бывают этим недовольны и даже обращаются за помощью в милицию».
Сбор трав, или Когда косить волшебную траву?
В ночь на Ивана начинался массовый сбор трав и цветов, заготовка первых веников. Считалось, что все травы, собранные в эту ночь, открывают людям свои тайны, становятся целебными. Из чудесных трав можно назвать плакун-траву, чернобыльник, пастушью сумку, крапиву, мать-мачеху, душицу, багульник, полынь. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, употребляли для разжигания любви или для ее "отсушки". Особой популярностью пользовался папоротник. Рассказы о караулении и добывании цветка известны в фольклоре большинства европейских народов. Верили, что это растение придает человеку чудесные свойства, дар предвидения или понимание языка животных, птиц и растений, делает человека ведающим.
Каждому – по Ивану
В заключение стоит сказать, что праздник Ивана Купалы был присущ не только русскому народу. Например, в Белоруссии – это Иван Травник, Иван Цветник, на Украине – Iван Цветошин, Йван Лопушник, в Болгарии – Еньо Бильобер, в Восточной Сербии – Jован Метлар. Народ издавна отмечал этот загадочный, разгульный и весёлый праздник Ивана Купала.
Алина Хабирова специально для ТАЙГИ.info
На фото: Православные военно-полевые сборы "Восточный рубеж" , сезон 2007, село Мотково Новосибирской области.Фотографии предоставлены отцом Дмитрием (Полушиным).