Первый новосибирский фестиваль «Синих носов»: «Современное искусство — это не чёрт-те что там, а живые люди»
© Татьяна Ломакина
«Актуальное искусство сделает Новосибирск культурной столицей и перевоспитает людей» — основной посыл фестиваля современного искусства «„Синие носы“ представляют». Тайга.инфо выясняла, как фестиваль поможет новосибирцам переосмыслить классику и увидеть в Олеге Кулике не только «человека-собаку», а также причём здесь петрушка и Шварценеггер.
«Актуальное искусство сделает Новосибирск культурной столицей и перевоспитает людей» — так звучит основной посыл первого фестиваля современного искусства «„Синие носы“ представляют». Тайга.инфо побывала на его открытии, чтобы выяснить, как фестиваль поможет новосибирцам переосмыслить классику, увидеть в Олеге Кулике не только «человека-собаку» и при чём здесь петрушка.Фестиваль «„Синие носы“ представляют» проходил с 6 по 8 сентября на трёх площадках Новосибирска — в кинотеатре «Победа», городском драмтеатре под руковосдством Сергея Афанасьева и Сибирском центре современного искусства (СЦСИ). Последний взял на себя централизующие функции, в том числе благодаря гранту областного правительства.
«Мы будем поддерживать такие проекты специально выделенными средствами во благо просвещения людей!»
«Суть СЦСИ с точки зрения правительства области и министерства культуры — это просветительская работа, — объяснила министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева. — Очень часто, увидев Кулика или ещё кого-то из художников, люди говорят: „Ах, вот ты какой цветочек аленькай!“ Так пусть они приходят на фестивали искусства не просто потому, что слышали о какой-то эпатажной работе художника, а потому, что есть такое место, где специалисты подробно объяснят человеку, каков он, этот „цветочек аленькай“, и даже дадут возможность пообщаться с автором».По словам Натальи Ярославцевой, Новосибирск поставил перед собой задачу действительно быть культурной столицей. «Поэтому мы будем поддерживать такие проекты специально выделенными средствами во благо просвещения людей!» — заявила министр.
С этой точкой зрения солидарен и координатор СЦСИ Сергей Самойленко: «Мессидж актуального искусства растолковывать людям нужно, коли они сами его не понимают. Не так часто ведь человек умеет трактовать художественный язык, этому широкого зрителя нигде не учат. У нас принято приучать к классике, но и её наши люди уже не конца воспринимают. Говорят: „Пушкин — великий, „Джоконда“ — великая“. Но чем именно великие? Этого современный человек уже не чувствует».
«Говорят: „Джоконда" — великая. Но чем именно великая?»
По словам директора Сибирского центра современного искусства Анны Терешковой, публике должны помочь разобраться в своих непростых отношениях и с классикой, и с современным искусством «самые интересные художники в России», которых СЦСИ в дальнейшем намерен привозить в Новосибирск регулярно.«Мы хотим показать, что современное искусство — это не чёрт-те что там, а живые люди», — наиболее лаконично выразил общую мысль участник арт-группы «Синие носы» Александр Шабуров. На вопрос, насколько всё это нужно далёкому от художественных кругов обывателю после оскорбляющих, по его мнению, провокаций тех же «Синих носов», второй участник арт-группы Вячеслав Мизин ответил не менее лаконично: «Если ты любишь, например, девушку, ты её так или иначе провоцируешь».
«Люди у нас чаще всего действуют по принципу — один раз увидел и сразу либо „фи!“, либо „здорово!“, — продолжила Наталья Ярославцева. — И так с этим по жизни и идут. В актуальном искусстве такой подход не работает. Очень хотелось бы, чтобы всё то, что за 20 лет наваял тот же Олег Кулик, люди увидели в развитии, и тогда поняли для себя — он действительно гений или только то, что осталось у кого-то как один эпизод? Но очень интересный, надо сказать, эпизод». (Речь о самом известном перформансе Олега Кулика, где художник предстал в образе «человека-собаки», — прим. Тайга.инфо).
«Мы приехали в вашу далёкую холодную страну, думая, что здесь одни мхи»
«Мы, москвичи, приехали в вашу далёкую холодную страну, думая, что здесь одни мхи, — первым делом заявил собравшимся сам Кулик, имея в виду себя и режиссера Евгения Митту. — Но увидели, что здесь тёплые люди, заботливые министры. В общем, мы потрясены и растроганы. Но то искусство, которое мы представляем, как совершенно верно сказал человек в сером костюме (Наталья Ярославцева, — прим. Тайга.инфо), это не всё искусство и, более того, возможно, скоро от нас вообще ничего не останется. Мне одна девушка сказала: „Вам осталось ровно три года“. Может, так и случится, и мне будет больно от этого. Но счастье возможно лишь здесь и сейчас. Сейчас и вы, и я здесь. Так что давайте соединимся в экстазе общения!».Особое внимание на открытии фестиваля Олег Кулик уделил акции «Пативэн» арт-группы «Бабушка после похорон». Участники перформанса подкатили к крыльцу СЦСИ на УАЗике с лозунгом «Sex, petrushka, rock’n’roll» по борту и портретом молодого Арнольда Шварценеггера, забивающего косячок из петрушки. Стикеры, дублирующие посыл в поддержку петрушки, разошлись на ура среди гостей фестиваля. «Петрушка — это тот язык, который нам подарило государство, — объяснил суть происходящего художник Артём Лоскутов. — Мы не можем говорить прямо о многих вещах, потому что государство общается с нами на языке запретов. На абсурдный запрет петрушки (Роспотребнадзор внёс плоды петрушки в список наркотических веществ, — прим. Тайга.инфо) мы отвечаем абсурдной кампанией».
«Петрушка — это тот язык, который нам подарило государство»
По словам Артема Лоскутова, сам автомобиль «Бабушки после похорон» — это отсылка к Кену Кизи,Вечером первого фестивального дня Евгений Митта представил в «Победе» свой фильм «Олег Кулик. Вызов и провокация» — историю всех перформансов и выставок художника за последние 20 лет. Ещё один рассказ «о том, как Кулик стал Куликом» — спектакль проекта ЧЕЛОВЕК.DOC «Олег Кулик. Игра на барабанах», основанный на многочасовых интервью с художником, — прошел 7 сентября на сцене театра Сергея Афанасьева. Герой фильма, спектакля и, по сути, всего фестиваля увидеть себя со стороны не смог: Кулик покинул Новосибирск 7 сентября сразу после своего мастер-класса, на котором показал архивные записи старых перформансов и много рассуждал о том, что такое искусство.
«Сейчас я очень много понял об искусстве и переосмыслил значение выставки как его части. Современное искусство гораздо сложнее и многограннее привычной галерейной экспозиции, оно уже не существует в отрыве от личности художника», — говорил Олег Кулик. Сегодня мастер эпатажа, прославившийся как «человек-собака», старается меньше шокировать, больше познавать. Он месяцами медитирует в тибетских пещерах, а на профессиональном поприще чаще проявляет себя как куратор и театральный режиссер. 8 сентября в «Победе» показали поставленную Олегом Куликом фильм-оперу «Вечерня Богородице».
«Актуальное искусство для художника — уже давно не храм, а мастерская»
Программа первого новосибирского фестиваля «Синих носов» также включала еще один фильм Евгения Митты «Виноградов и Дубосарский. Картина на заказ» и совместную выставку Вячеслава Мизина, Александра Шабурова иТатьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522