Уездный город Г.: Политическая сатира по-краснофакельски

© Яна Колесинская
Уездный город Г.: Политическая сатира по-краснофакельски
26 Дек 2011, 05:26

Правнук последнего главы Новониколаевска Дмитрий Егоров поставил в новосибирском театре «Красный факел» «бессловесную сатирическую комедь в двух действиях и шести градоначальниках» по повести «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина.

Правнук последнего главы Новониколаевска Дмитрий Егоров поставил в новосибирском театре «Красный факел» «бессловесную сатирическую комедь в двух действиях и шести градоначальниках» по повести «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина. Премьеру подгадали к парламентским выборам, но внятных параллелей с ними корреспондент Тайги.инфо в спектакле не обнаружил.

Вечером 17 декабря в редакцию пришло письмо от читательницы, которая тоже побывала в «Красном факеле» на премьере «Истории города Глупова», по ее словам, «пережила немало» и просила нас написать о спектакле, «чтобы не канул он безмолвно, будто его не было в истории города». Кроме шуток. «Сатира, пародия, гротеск — редкий, чтобы не сказать наиредчайший, жанр в Новосибирске, тем более он попадает в современную ситуацию, которая значительно обострилась после „обманутых выборов“, хотя режиссер задумал его, конечно, раньше», — писала читательница и даже встревоженно предполагала, что спектакль вскоре «снимут с показа „под благовидным предлогом“».

Мы готовим острый политический спектакль, актуальный и злободневный, обязательно нужно идти и смотреть

Не скажу, что сотрудники театра приглашали меня на свою премьеру теми же словами, но тон был схож: мы готовим острый политический спектакль, актуальный и злободневный, обязательно нужно идти и смотреть. Вспомнилось, что предыдущая вылазка «Красного факела» на «политическую» территорию случилась зимой 2005 года, когда руководству пришла в голову счастливая мысль позвать для постановки шекспировского «Ричарда III» худрука флорентийского театра «Оккупациони Фарсеске» Риккардо Соттили. Было очень круто, если коротко. Заслуженный артист России Владимир Лемешонок в обличии графа Глостера напоминал всех тиранов сразу, в антракте публику пугали экстренным выпуском новостей НТН-4 с настоящей Марией Лондон, сообщавшей о смерти короля Эдуарда, и во всем спектакле было тревожное ощущение, будто вот-вот должно случиться что-то важное и страшное. Ничего настолько же «острого» «Красный факел» с тех пор не выдавал — на моей памяти, по крайней мере.

«История города Глупова» питерского режиссера Дмитрия Егорова (не менее известного в качестве драматурга, правда, под псевдонимом «Данила Привалов») действительно может представляться политической сатирой. Про политиков всё-таки. Шесть градоначальников сменяют друг друга на сцене на протяжении трех с лишним часов. Городские чиновники и простые глуповцы всякий раз вынуждены подстраиваться под новые порядки и убиваться горем, когда их очередного «батюшку» увозят «на свалку истории». Следующий всегда оказывается в той или иной степени дурнее прежнего.

У номинанта «Золотой маски» Егорова хватило вкуса не делать градоначальников откровенными пародиями на президентов России, генсеков КПСС или, не дай бог, мэров Новосибирска. Да, князь Микаладзе (Павел Поляков) от страха жует собственный галстук, а бригадир Фердыщенко (Сергей Новиков) целует подростка в живот, но они — не «Саакашвили» и «Путин», эти шутки — мелкие намёки на реальных личностей, чтобы обыватель узнавал мемы и радовался. Самодур Брудастый (Александр и Юрий Дроздовы) и вояка Бородавкин (Олег Майборода) в то же время — просто распространенные типажи, и на их месте можно вообразить любого подходящего политика.

Разодетые в лосины и боа глуповцы играют в бадминтон под Стаса Михайлова и упиваются своими «сытыми нулевыми»

Однако под конец спектакля, когда разодетые в лосины и боа глуповцы играют в бадминтон под Надежду Кадышеву и Стаса Михайлова (обе песни, увы, звучат целиком) и упиваются своими «сытыми нулевыми», намёки становятся до неприличия прозрачными, а узнавание — невыносимым. Финал, кажется, нарочно выстроен так, чтобы каждому стало понятно, что вот Грустилов (Валерий Чумичев) — это такой условный Медведев, а приходящий ему на смену Угрюм-Бурчеев (Константин Телегин) — условный Путин, и вот он — безусловное зло, причём неизбежное. Так это или нет по авторской задумке, даже не важно. Зрители увидят «намёк в лоб», будут говорить друзьям, как «Путин» у них на глазах избавлялся от «Медведева», и удивляться смелости «Красного факела». Не уверен, впрочем, что авторская задумка была другой.

Признаться, не нашел в «Истории города Глупова» актуального и злободневного. Сам по себе спектакль очень «краснофакельский» — сделанный на основе классического произведения, но для массовой аудитории, и больше актёрский, чем режиссерский, что не всегда, кстати, на руку постановке. В нём есть несколько неплохих сцен (да, не так много для трех с лишним часов, но его еще, говорят, будут сокращать) и замечательных сольных партий (особенно хорош Новиков). Есть запоминающаяся работа сценографа Фемистокла Атмадзаса, главного художника Молодежного театра Алтая. Есть подбиравшийся лично Дмитрием Егоровым саундтрек: к месту звучат мелодия гимна России, переходящая во «Владимирский централ», и летовский «Дурачок», лейтмотивом проходят «Совы нежные» французов Les Pires. В спектакле, короче, есть то, за что его можно любить — особенно, если ты в принципе любишь театр «Красный факел» и не думаешь, переживает ли 72-летний заслуженный артист России Михаил Стрелков из-за того, что ему опять нужно надевать лосины и боа.

Но «История города Глупова», при всем уважении, совсем не спектакль о том, какие плохие у нас сегодня политики. И даже не о том, что все политики плохие или становятся таковыми спустя некоторое время. Не знаю уж, кого благодарить, санкт-петербургского режиссера или новосибирских артистов, но на выходе получился спектакль о глуповцах, а не о градоначальниках. Это история людей, которые сами, мягко говоря, не очень хороши для того, чтобы у них не были плохими начальники. Считать мысль «народ имеет ту власть, которую он заслужил» остроактуальной можно на безрыбье. Стоит ли развивать ее в трехчасовом спектакле — другой вопрос. Принимать ли это за злободневную политическую сатиру — третий.

Интересно, за кого же зрители, выбравшие градоначальника, которого глуповцы залюбили до смерти, проголосуют 4 марта

И вот еще, любопытный штрих. После трех из пяти прошедших уже показов спектакля, включая его сдачу, зрителям в фойе выдавали бюллетени для голосования и предлагали выбрать лучшего из шести градоначальников. И все три раза на выборах мэра побеждал Микаладзе. С одной стороны, понятно почему: «мачизм» Полякова здесь на грани фола, но явно все рассчитывали, что пикантным сценам с его участием будут хлопать охотнее всего. Но с другой — примечательно, что зрители «Красного факела» поставили именно на того представителя власти, кого глуповцы, вообще-то, в буквальном смысле залюбили до смерти. Интересно, за кого же эти зрители проголосуют 4 марта.

Кирилл Логинов




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года