Режиссер Резия Калныня: «Нигде, кроме Сибири, „Месса“ не могла бы состояться»
© Виктор Дмитриев. Резия Калныня (на переднем плане)
29 января в Новосибирском театре оперы и балета состоится национальная премьера «Мессы» Леонарда Бернстайна. Режиссер Резия Калныня рассказала Тайге.инфо о центральном персонаже пьесы, почему люди считают Бога Дедом Морозом, чего она ждет от зрителей и зачем «Мессу» нужно было ставить в Сибири.
Произведение написано Бернстайном в 1971 году, задумывалось в память о Джоне Кеннеди и приурочено к открытию Центра искусств в Вашингтоне. Театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра объединяет текст католической мессы и музыку Бродвея с зажигательными джазовыми ритмами и фрагментами речи «от автора» — о потере духовности, о положении культуры во времена 60-70-ых, об антивоенном движении, захватившем тогда США.Постановщик пьесы Резия Калныня, выпускница актерского факультета Латвийской консерватории, актриса рижского театра «Дайлес», считает, что только в Сибири, где «много верующих и святых», люди способны услышать друг друга.
Тайга.инфо: Кто из героев является центральным в «Мессе», на ваш взгляд?
— [Священник] Селебрант. Все, что происходит, идет через него. Мы все едины, и в Селебранте как бы сосредоточен весь мир. Я не могу выделить одного главного героя, они все главные. Он представляет церковь, а то, что происходит между людьми в церкви, — это их соединяет. Нет разъединения на «я» и другие, все находятся в одном процессе.
Тайга.инфо: В чем заключается внутренний конфликт Селебранта?
— Это моя интерпретация, конечно, — то, что я услышала, увидела, прослушивая музыку. У него поначалу нет душевного слома, он знает, что написано в Библии, что Бог говорит про грехи, но он эмоционально еще находится в состоянии, которое называется «ночь веры», когда тебе кажется, что Бог тебя оставил. Но оказывается, что тогда, когда ты думаешь, что Бог тебя оставил, он тебя несет на руках. Я думаю, что Селебрант ломается тогда, когда ему кажется, что он не может помочь людям, что все они страдают, и Бог тоже не помогает. Это связано с известной притчей о следах на песке, когда человек, попав к Богу, спрашивает, почему в лучшей части его жизни он видит на песке две пары следов — свои и Бога, а в трудные моменты — только одну, свою. Бог отвечает ему, что в трудные моменты он нес человека на руках.
Люди думают, будто Бог — это какой-то Дед Мороз или Uncle Sam, что он должен им что-то. А Бог тебя создал, и ты божье создание, в этом большой конфликт, что нет благодарности
Тайга.инфо: А конфликт человека с Богом?— Мы живем, все время осуждая. Люди все время сравнивают свое понимание Бога с другими. У кого-то такой, а у меня другой. И, по-моему, здесь главная тема в том, что люди думают, будто Бог — это какой-то Дед Мороз или Uncle Sam, что он должен им что-то. А Бог тебя создал, и ты божье создание, не ты создал Бога, а он тебя, и, по-моему, в этом большой конфликт, что нет благодарности, есть только требования, потому что мы как социум пользуемся Богом, и если он не такой, как нам надо, значит, он плохой. И в «Мессе» мы это показываем, как люди все время винят и просят, все время осуждают Бога.
Тайга.инфо: Расскажите о символике декораций.
— Декорации очень соответствуют оригиналу «Мессы» Бернстайна. Есть ступени, которые кончаются в небесах, и это означает, что ты в жизни тоже поднимаешься по ним, ты можешь подняться на один уровень, и у тебя все время есть возможность подняться выше, и выше, и выше, это духовная лестница. И есть здесь аналогии с Вавилонской башней, и средневековый момент там есть, и суд... Но это моя интерпретация, что я услышала: я считаю, что мы ответственны за все грехи, за все эти преступления, которые совершались веками. Так что в этой символике есть всё.
Тайга.инфо: В чем, на ваш взгляд, глубинный смысл пьесы, и как вы проецируете его на сегодняшний день?
— Все так изменилось и со средних веков, и даже со времен Бернстайна, мы уже в другом веке живем, и надо говорить про другие ценности. То, что есть сейчас, а не то, что было тогда, когда он писал. Мы уже не можем говорить про войну снаружи, мы должны говорить про войну внутри, потому что каждый несет ответственность за то, о чем думает и как поступает. Мы сами ответственны за этот мир. Я против войны внешней, но надо усмирять войну и в себе. Нужно перестать воевать с другими и с самим собой.
Тайга.инфо: Какие сложности у вас возникали в процессе подготовки?
— Нет сложностей, по сравнению с Латвией, потому что я просто влюблена в наших актеров. Они начали с нуля, у них не было актерского опыта, они умеют петь, балет умеет танцевать, но мои, стрит-хор, они просто выросли из «первоклашек» в «студентов». Уровень очень хороший. Были, конечно, сложности, некоторые люди были заменены. Но это неважно, важно то, что ты видишь на сцене, и что ты им веришь. Я очень критично смотрю, если плохо играют, но я верю им. Они, конечно, устали, но я надеюсь, что нам откроется свет сверху, что оттуда им придут силы. Конечно, стресс у артистов есть, и это нормально. Но ощущение у всех, как перед Рождеством, когда ты идешь на елочку и знаешь, что там есть подарок.
Фото Виктора Дмитриева предоставлено пресс-службой НГАТОиБ
Тайга.инфо: Какой отклик хотите получить от зрителей?
— Чтобы они пошли домой другими, чтобы им захотелось пойти в храм. И, дай Бог, они захотят.
Тайга.инфо: Зритель увидит то, что он захочет и сможет увидеть. А что вы хотите ему сказать?
— Что у человека есть выбор — любить или не любить, сердиться или не сердиться, тебе дана свободная воля, и ответственность за мою эмоцию, если мне что-то не нравится, не на другом человеке, а на мне. Что начало — в человеке самом, когда он меняет свое отношение к тому, что ему нравится или не нравится, к тому, что он видит или не видит. Нужно работать над собой, чтобы не было непонимания, необязательно любить, но надо принять других. И если я принимаю себя и понимаю, что пусть я не идеален, но Бог все равно любит меня, значит, я могу понять и других людей, которые меня раздражают.
Тайга.инфо: Не страшно было браться за такой серьезный материал?
— Очень страшно, и до сих пор страшно. Я хочу, чтобы это не выражало мои амбиции, чтобы я себя отодвинула на второй план, чтобы я просто выполнила то, что я вижу, чтобы я не испортила ничего.
Мы уже дружим быстро, разводимся быстро. Потому что нет времени, нет тишины. А как ты можешь сказать, что в Сибири нет тишины?
Тайга.инфо: Над каким материалом хотелось бы поработать после «Мессы»?— «Травиата». Я ее вижу по-другому, я сама играла в драматическом театре героиню в «Даме с камелиями», и, по-моему, фабула такова: любовь сильнее смерти, а не смерть сильнее любви. И я хочу сделать это здесь, в Сибири, мне здесь нравится.
Тайга.инфо: На пресс-конференции, посвященной премьере, вы сказали, что «мы на грани больших перемен в мире», и возрождение придет именно из Сибири. Что вы имели в виду?
— Я читала, что вообще Россия будет единственной страной, которая выведет мир из духовного кризиса. И мы, конечно, все знаем, что в Сибири живут самые духовные люди, и очень много верующих и святых. Поэтому не зря «Мессу» мы ставим тут, по-моему, нигде в другом месте она не могла бы состояться, потому что люди... не знаю, не хотят или просто у них нет времени слушать других, увидеть других, мы идем мимо друг друга, потому что есть интернет, и технологии, и самолеты, и все так быстро происходит, что мы уже дружим быстро, разводимся быстро. Потому что нет времени, нет той тишины. А как ты можешь сказать, что в Сибири нет тишины? Вот попал в Алтай, а там — тишина...
Беседовала Юлия Катковская
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522