«Большая декларация: что такое культура и как с ней бороться»
© Кирилл Канин
03 Фев 2015, 11:09 Переход от количественных критериев оценки культуры к качественным — это хорошо, а делегирование полномочий по этой оценке профсообществам — это «дорога в никуда»; как связаны культура и госбезопасность; «финансы решают всё» — в Новосибирске обсудили «Основы государственной культурной политики». Медиа-панельная дискуссия «Основы государственной культурной политики. Что изменят и к чему приведут?» прошла в Новосибирске при участии руководителей театров и художественных союзов, общественников и министра культуры Новосибирской области Василия Кузина. Собравшимся предложили ответить на четыре вопроса:

1. Каким образом принятый указ «Основы государственной культурной политики», подписанный президентом Владимир Путин 24 декабря 2014 года, повлияет на деятельность учреждений культуры Новосибирской области?
2. Каковы возможности и условия реализации «Основ государственной культурной политики»? В чем проблемы и барьеры этого процесса?
3. Какими могут быть механизмы регулирования художественного творчества и оценка его качества профессиональным сообществом и творческими общественными объединениями? (Такое регулирование предполагается «Основами государственной культурной политики»)
4. Каковы возможные положительные и отрицательные последствия принятия документа в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Читатели Тайги.инфо, следившие за интернет-трансляцией обсуждения, назвали его «тоской зеленой», хотя и оставили больше двухсот комментариев. Действительно, в дискуссии 30 января не участвовали такие ярые поборники нравственности, как Юрий Задоя или Алексей Лобов — они высказались двумя неделями ранее на заседании совета по культуре при минкульте Новосибирской области 13 января.

Министр Василий Кузин, отвечая на заданные вопросы, остановился только на втором. «Основы», по его мнению, будут реализованы при условии выполнении принципов, заложенных в документе, а именно: территориальное и социальное равенство граждан, свобода творчества, невмешательство государства в творческую деятельность и переход на качественную систему оценки деятельности учреждений культуры. Оценка качества художественного творчества, напомнил он, в соответствии с указом должна быть делегирована творческим союзам, а органы власти не будут иметь полномочий в него вмешиваться.

«Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегией национальной безопасности Российской Федерации. Принимая настоящие „основы“, государство возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, — процитировал документ министр Кузин, назвав его „исчерпывающим“. — Основные цели государственной культурной политики: формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского государства. Это главная проблема, которая существует в социологии — согласование интересов отдельной личности и коллектива, и в сфере культуры такая задача ставится как основная».

Директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий Лада Юрченко заявила, что не готова глубоко анализировать этот «декларативный документ». «„Основы“ сами по себе на деятельность учреждений культуры Новосибирской области никак не повлияют, — уверена она. — Чтобы они повлияли, надо написать регламент, принять какие-то программы, акты и документы, по которым мы выставим критерии, что такое-то учреждение соответствует „основам“, а такое-то — нет, поэтому нужно что-то делать. Или не делать. Надо взять „основы“ за основы и начать формировать управленческую схему».

Основным барьером в реализации «основ» Юрченко видит его «обобщенность»: «В нем не четко разделено, что мы считаем за культурное наследие. „Традиционные ценности“, „традиционная семья“ — это слишком общее описание для сегодняшнего дня, чтобы взять его как очевидное направление. Слишком сложная структура общества и, соответственно, структура ценностей». Нужно формировать коммуникационные площадки, считает директор ИРМИКИ, иначе договориться носителям разных культурных ценностей будет сложно, значит и о гармонизации общественных отношений речи не пойдет. Пункт о механизмах регулирования она бы «вычеркнула, потому что единственный механизм регулирования — это зритель и время».



Глава департамента спорта, культуры и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова призналась, что «основы» — «очень важный документ и очень вовремя принят»: «В ситуации, когда мы не понимаем отношения к культуре, кто должен в ней разбираться, пропагандировать, какие люди должны за ней стоять, у нас появились эти „основы“. Я просто преклоняюсь, что они пришли сегодня. В них много недостатков, правда, но кто ничего не делает, тот не ошибается».

Терешкова поблагодарила «основы» уже за то, что их можно цитировать, и много цитировала: «Переход к качественным критериям — ну, мы сколько об этом мечтали, что хватит измерять культуру количеством посещений выставок, театральных премьер. Такого не бывает, это не о культуре, не об искусстве! — подчеркнула она. — Я себе даже записала „Культура России — это такое же достояние, как и природные богатства“. Слава богу, что мы об этом наконец-то поняли!»

Принципы свободы творчества и невмешательства государства в творческую деятельность импонируют представителю мэрии так же сильно, как и министру Кузину. Терешкова напомнила, что ни мэр, ни губернатор не имеют право ни запрещать, ни разрешать какие-либо культурные события, несмотря на то, нравятся ли они им или нет: «От нас требуют решения вопроса, хороший спектакль или нет, запретить или не запретить. Это не в нашей компетенции. Ни министерство культуры, ни департамент такими вопросами заниматься не должны».
Директор Новосибирского государственного театра оперы и балета Борис Мездрич признал «основы» документом полезным, хоть и неровным, а больше всего его смутила перспектива передачи части полномочий по управлению сферы культуры общественным институтам и оценка деятельности культурных учреждений профессиональными сообществами и творческими организациями. «Должен сказать, что когда общественный совет, при ком бы он ни был, начинает оценивать качество художественного творчества — это дорога в никуда, это беда, — заявил он. — Так устроено российское общество, и раньше, и всегда, что культура обсуждения результатов художественного творчества, не важно, театрального или другого, не может быть уважительной к творцу или организации, которая в данный момент творца поддерживает».

В пример директор оперного театра привел предыдущее заседание общественного совета при новосибирском минкульте, где одна из выступающих выразительно зачитывала вслух отзыв на оперу «Тангейзер», недавно поставленную в НГАТОиБ: «Ну, так нельзя! Уважаемые люди с таким азартом обсуждают в таком широком диапазоне театральную жизнь города. Какой общественный совет, какая оценка может быть? Не может. Я категорически возражаю против движения в этом направлении. Придание этим сообществам, и профессиональным, и общественным, регулирующих функций не верно». Колебания в прочтении «основ» будут громадными, считает директор театра.

Ректор Нового сибирского университета Надежда Вавилина решила «обострить» дискуссию: «Фактически речь идет о смене мировоззрения в сфере культуры. Если до этого государство не говорило, каковы цели, то в этом документе совершенно жестко сформулированы две цели государства, которые оно будет преследовать. Первая — формирование нового качества жизни, вторая — формирование личности нравственной, ответственной, самостоятельной. Мы тысячу раз слышали эти слова, и мы с вами ответственны за достижения этих целей».

Главным барьером к выполнению президентского указа станет, по мнению Вавилиной, «отсутствие понимания, что это — новое мировоззрение». «По отношению к этим целям будут механизмы регулирования те-то и те-то. Это не означает отсутствие свободы творчества в том контексте, в котором это творчество направлено на достижение этих целей, — объяснила ректор НСУ. — Общество готово формировать общественный заказ творцу. Государство хотело бы, чтобы творцы отвечали на запрос, сформулированный в этих двух целях».

Писатель Геннадий Прашкевич и художник Вадим Иванкин констатировали, что «основы» мало говорят о литературе и изобразительном искусстве. Директор фонда «Родное слово» Людмила Монахова и директор «Новосибирского государственного областного дома народного творчества» Людмила Жиганова, кажется, остались довольны количеством упоминаний русского языка и народного творчества в документе, но уточнили, что для благополучного развития их сфер интересов необходимо преодолевать межведомственные и межрегиональные противоречия, когда ответственностью за принятие и выполнение принципиальных решений, как в пинг-понге, перебрасываются различные инстанции.
Директор театра «Красный факел» Александр Кулябин на всякий случай напомнил, что «стыдно обсуждать философские вопросы», когда у Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева до сих пор нет своего здания. «Финансы решают всё. Если есть деньги, будет культура. Не будет денег — не будет культуры. В Год культуры многие организации в среднем сократили финансирование на 10%, — эмоционально заявил Кулябин. — Но зато появилась большая декларация: что такое культура и как с ней бороться. В третьей культурной столице России так много всего не хватает, но у нас много героев, которые умеют делать из ничего — нечто. Но на этом долго не проживешь и далеко не уедешь. Один Театр кукол на 180 мест на полуторамиллионный город! Да их десять должно быть».

Состояние культуры в регионе, по мнению директора «Красного факела», зависит от воли местной власти. «Есть губернатор, который уважает культуру — и появляются объекты культуры. И дай бог, чтобы новый закон о культуре — это первый шаг к тому, что закон для всех один». Собственно, отвечать на заданные в начале вопросы участники дискуссии перестали почти сразу — каждый рассказал «о наболевшем», используя обсуждение, как повод.

Министр Василий Кузин, завершая двухчасовую дискуссию, предложил всем по 15 минут в день учить наизусть любимые прозаические или поэтические произведения, уверяя, что через 10 лет «у нас будет совершенно другая языковая культура», а денег на такую инициативу не понадобится совсем. С таким же предложением он выходил и к членам расширенной коллегии министерства культуры Новосибирской области 20 января. Поскольку механизмы регулирования культурного процесса и художественного творчества вызвали самые горячие споры среди собравшихся, руководитель общественного фонда «Академгородок» и модератор дискуссии Наталья Пинус предложила обсудить их на следующей встрече совета.

Подготовила Маргарита Логинова

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования