Заключенный новосибирского СИЗО заявил о пытках и угрозе изнасилования
Заключенный новосибирского СИЗО №1 Алексей Елистратов заявил об издевательствах и пытках со стороны сотрудников изолятора. За жалобы на условия содержания они якобы попытались изнасиловать его. Репрессивные меры применялись и к другим подследственным. Внутренняя проверка ГУФСИН нарушений не нашла.
Сестра
В знак протеста Елистратов воткнул себе в грудь швейную иглу, которую медработник вытащить не смог. Когда начальник СИЗО Вадим Ступин обходил камеры, молодой человек пожаловался ему на безосновательное, по его мнению, помещение в карцер и заявил о намерении обратиться в контролирующие органы. Вечером того же дня в камеру ШИЗО пришли сотрудники изолятора. Они попросили его раздеться до трусов под предлогом личного осмотра, затем вывели из камеры, заломили руки и бросили в другую камеру, говорится в жалобе Елистратова в Следственный комитет (копия имеется у Тайги.инфо).
«От резкого толчка в спину я упал на пол и ударился левой стороной лица, от чего у меня сразу образовалась опухоль под левым глазом. Следом в камеру зашли трое сотрудников ФКУ
Сотрудники ФСИН намекали, что издевательства можно остановить, заплатив деньги, утверждает Елистратов: «Говорили „Заплати налоги и живи спокойно“». Он отказался снимать трусы, после чего два человека заломили ему руки, а третий разорвал белье.
«Тогда я начал кричать и звать на помощь. Осужденные, содержавшиеся в других камерах карцерного отделения, услышали, что я кричу и зову на помощь и стали стучать, и пинать в двери и кричали, что происходит, — вспоминает Елистратов. — Сотрудники, пытавшиеся меня изнасиловать, услышали это и отпустили меня, а затем ушли, а меня совершенно без одежды оставили в камере №3109, в которой нет ни туалета, ни умывальника, ни спального места, вообще ничего кроме стен и пола. При этом сотрудники сказали мне, чтоб я посидел и подумал о том, стоит ли мне еще писать
Елистратов провел еще пять суток в карцере, из которого его выводили раз в день в туалет. «Там [в камере] нет воды, чтобы вымыть руки, нет освещения, нет отопления. Эта комната не проветривается. Там постоянно стоит запах фекалий и мочи», — рассказала его сестра в письме Тайге.инфо.
Затем молодого человека этапировали в ЛИУ №10, где можно было провести операцию и
В июне родственники Елистратова написали жалобу на имя президента РФ. Ответ на обращение готовил первый замначальника ГУФСИН по Новосибирской области Виталий Щерба (копия есть у Тайги.инфо).
«По результатам проведенной проверки нарушений законодательства в действиях сотрудников СИЗО №1 не выявлено, — говорится в документе. — <…> Установлено, что 5 февраля в 14:30 Елистратов обратился к врачу с жалобой на боль в правой половине грудной клетки. <…> Был выставлен диагноз: инородное тело мягких тканей грудной клетки на уровне девятого ребра справа. 5 февраля в 14:45 во проведения полного обыска осуждены сел на корточки и специально ударился об бетонный пол лицом».
Замначальника ГУФСИН сообщает, что в журнале СИЗО сделали пометку о «фактах членовредительства» и подали материалы в полицию. Дзержинский отдел УМВД по Новосибирску вынес постановление об отказе в возбуждении дела.
Заявление мужчины о вечернем инциденте с угрозами и попыткой изнасилования комментируется не столь подробно. «Установлено, что 5 февраля в 21:50 осужденный был осмотрен врачом, и выставлен диагноз: нервный срыв», — сказано в ответе ФСИН.
В августе СИЗО посетила уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Нина Шалабаева. Она «осмотрела камеру для временной изоляции подозреваемых, обвиняемых или осужденных, у которых произошел нервный срыв» и сделала «некоторые замечания», говорится на сайте омбудсмена.
По словам сестры Елистратова, брат также сообщил ей, что «неугодных администрации СИЗО» продолжают помещать в штрафной изолятор для «выбивания признательных показаний».
Случай Елистратова — не первый. Ранее о пытках и случаях избиения в СИЗО №1, в том числе со стороны сотрудников правоохранительных органов, заявляли родственники арестованного
В СИЗО №1 на время следствия и суда помещают фигурантов наиболее резонансных уголовных дел в регионе. Например, почти год в учреждении провел замдиректора крупнейшей в России нефтебазы «Красный Яр» Алексей Петровичев, обвиняемый в хищении 500 млн рублей через создание фиктивной задолженности. Он не признал вину, а его мать сообщила журналистам о пытках. В августе мужчину отпустили под домашний арест.
«Почти три месяца он находился в карцере, — рассказывала женщина программе „Прецедент“. — Это метод воздействия, чтобы его сломать, чтобы он дал показания против себя».
Кроме того, Тайга.инфо писала, что у одной из заключенных СИЗО №1 забрали сына в роддоме и, ссылаясь на медицинские показания, перевели в инфекционную больницу, а мать поместили в камеру. Ребенка вернули матери после вмешательства омбудсмена, СМИ и правозащитников.
Ярослав Власов