Инэсса Рябинина: «Мало сделать из омбудсмена „овчарку“, он должен функционировать так, чтобы в руках всегда было общественное мнение»
© Кирилл Канин. Инэсса Рябинина
Фракция «Справедливая Россия» в заксобрании выдвинула кандидатом в уполномоченные по правам человека Новосибирской области юриста Инэссу Рябинину. Корреспонденты Тайги.инфо провели один рабочий день в кабинете Рябининой, узнали о ее профессиональных принципах и программе работы в качестве омбудсмена
Инэсса Рябинина считает себя «абсолютным» патриотом, за всю жизнь она ни разу не выезжала из Новосибирска на работу или учебу, не любит отдыхать за границей и предпочитает «выращивать огурцы на своем огороде, нежели лежать под чужой пальмой». Даже свои нечастые отпуски юрист проводит в пределах Новосибирской области или Алтайского края.Тем не менее, выбирая свою будущую профессиональную деятельность, Рябинина остановилась на юридическом факультете Томского государственного университета и сегодня считает его «лучшим учебным заведениям с богатой историей и традициями».
До университета будущий юрист устроилась на работу в Заельцовский районный суд секретарем судебного заседания, где отработала пять лет. «После этого в стране начались всякие преобразования, реформирование, и арбитражная комиссия облисполкома была трансформирована в арбитражный суд Новосибирской области, и меня пригласили на работу туда, — рассказывает Рябинина. — Я перевелась из одного суда в другой. Мне как специалисту крайне повезло с наставниками, я считаю, что профессионал достигает своего уровня тогда, когда ему встречается хороший учитель, я крайне благодарна своим учителям».
В арбитражном суде она отработала также пять лет, и на сегодняшний день имеет 10 лет практики в судебных аппаратах. «Я знаю, что такое суд социалистического государства, что такое суд сегодняшнего времени, и какой период становления и реформирования был пройден судебной системой Российской Федерации», — говорит Рябинина.
Именно поэтому юрист и ее коллеги по фирме «Рябинина, Зиновьев и Крестьянов» считают, что Рябинина — единственный кандидат в омбудсмены, который имеет достаточно опыта и компетенции для того, чтобы адекватно выстроить работу на этом посту.
«Мы, юристы, на практике знаем, что одноразовое нарушение прав человека — это случай, два раза могут быть совпадением, ну а три раза — это уже система»
«Мы, юристы, на практике знаем, что одноразовое нарушение прав человека — это случай, два раза могут быть совпадением, ну а три раза — это уже система. Задача омбудсмена — понять эту систему, разобраться в „тонких правовых механизмах“, найти способ устранения, грамотно его оформить и передать депутатам для узаконивания. Непростая, творческая задача сделать закон легкоупотребимым, а главное — общеобязательным. И не для одного человека, а для каждого, невзирая на чин или положение в обществе. Только так можно снизить социальную напряженность и уровень коррупции в обществе, реально помочь всем гражданам», — пишет Рябинина в своем программном заявлении депутатам.К тому же, говорит юрист, она — единственная из кандидатов, кто может похвастаться активной перепиской с федеральным уполномоченным по правам человека.
«Это обычная наша работа — выстраивать отношения, и я понимаю, что наша правовая система устроена так, что интегрировать интересы наших клиентов в систему функционирования прав человека в Российской Федерации весьма легко, — говорит юрист. — Каждый кандидат достойный, все профессионалы в своей области, все достигли определенных высот, но мы считаем, что этот пост должен занимать профессионал не в области политтехнологий, журналистики, хождения по митингам, пикетам и шествиям (мы тоже умеем это делать), а именно профессионал, достигший определенных высот в области защиты прав человека, как в судебном, так и в несудебном порядке».
У Рябининой есть свое представление о том, как должен работать человек, занимающийся защитой прав граждан, и какие задачи он должен решать. То, чем она занимается сейчас, — это ее образ жизни, и сотрудников отбирает по критерию — готов или не готов он сделать свою профессию образом жизни, признается собеседник Тайги.инфо. «Когда мы принимаем на работу, я сразу говорю, что наша компания специализируется в области системной юриспруденции, поэтому тот, кто приходит к нам работать, должен знать, что его профессия — это не работа с 9 до 6 на работодателя, а образ жизни, и если принимаются такие условия, то человек остается и работает с нами годами, а если это не принимается, то это не наш специалист», — рассказывает она.
Живя своей профессией, юрист Рябинина успевает, не переключаясь специально на разные социальные роли, быть и женой, и матерью, и бабушкой, а кроме того, еще и экспертом в мире шитья. «Я возглавляю клуб вышивальщиц в Новосибирске, и я фанат вышивки, знаю про нее все, — рассказывает Рябинина. — Я швейный коллекционер, интересуюсь созданием и развитием швейного портновского дела, я все знаю о наперстках, игольницах, ножницах, тканях, переплетениях — как выпускалось это все, как трансформировалось на территории Америки, Европы, России, Китая, чем отличаются вышивки, и, естественно, я эксперт в области вышивки».
Рябинина уверена, что, если превратить свою профессию в образ жизни, то можно будет успевать справляться со многими задачами и заниматься совершенно разными делами без ущерба для какого-либо из них. Именно поэтому кандидат чувствует в себе силы проделывать сложную и объемную работу, которая ложится на плечи уполномоченного по правам человека. Имея определенную гражданскую позицию и знание закона, юрист четко видит свои задачи и понимает, чем ей первым делом нужно будет заняться в случае, если она окажется на посту омбудсмена.
«Если мы строим законное правовое демократическое государство, то нам необходимо постоянно систематизировать законодательную базу, сканировать, какие происходят процессы в социальной среде, и тут же транслировать их в законы, — говорит Рябинина. — А если мы просто препарируем законодательную базу региона, то мы увидим, что очень старательно изменяется законодательство, регулирующее и ослабляющее жесткие позиции для бизнеса, а все, что касается семьи, брака, проживания, отношений внутри социальных групп, это все находится в монолите. И, в основном, законы крайне слабо детализируют те или иные отношения».
«Никто из родителей не знает, что у нас в городе есть уполномоченный по правам ребенка, но они много говорят про ювенальную юстицию»
Кандидат от «Справедливой России» уверена, что, в первую очередь, необходимо более детально прописать законодательство по защите прав детей. «В Новосибирской области появился уполномоченный по правам ребенка, — рассказывает Рябинина. — Но, к сожалению, люди об этом не знают, это говорит о том, что данный специалист слабо работает в своей должности. Я знаю этого специалиста — в силу того, что если веду дела, то обращаюсь к нему. Никто из родителей не знает, что у нас в городе есть уполномоченный по правам ребенка, но они много говорят про ювенальную юстицию. Что бы ни говорили, а я за ювенальную юстицию».Юрист считает, что судей нужно готовить к работе с ребенком, потому что в семейном кодексе сказано, что с 10 лет уже учитывается мнение ребенка при решении конфликтных ситуаций в суде. Судья должен пройти курс детской психологии и знать, как опрашивать ребенка в суде, в противном случае он может нанести вред психике ребенка. «Я вижу, что ювенальную юстицию подают только под углом, будто она создается государством только для того, чтобы детей отнимать. На самом деле — нет. Она защищает права ребенка», — говорит Рябинина.
Кандидат в омбудсмены считает, что абсолютно все, что подвергается реформированию, тем или иным образом затрагивает права человека, и уполномоченный должен быть всегда настороже. Задача уполномоченного по правам человека — работать с населением, «собирать, обобщать и доносить», считает Рябинина.
«Я не сторонник огульных конфликтов. Естественно, крайней точкой всегда будет являться перенос конфликтов в суд, как бы ни хотели конституцию переписывать. Для того чтобы решить тот или иной конфликт, мало сделать из омбудсмена „овчарку“, на самом деле он должен функционировать так, чтобы у него в руках всегда было общественное мнение. При нем явно должен функционировать какой-то общественный совет, комиссия, некий элемент выработки общественного мнения. Если уполномоченный по правам человека будет фигурой авторитарной, то это планомерно приведет к конфликту», — говорит юрист.
«Законодательное собрание, губернатор, правительство Новосибирской области и уполномоченный по правам человека — это бусины одной цепочки»
Рябинина уверена, что профессионал всегда должен уметь находить язык с другими профессионалами, и выступает против того, чтобы «общество сталкивали лбами». «Теоретически, законодательное собрание, губернатор, правительство Новосибирской области и уполномоченный по правам человека — это бусины одной цепочки, и если какая-то бусина раскалывается, то цепочка падает. Это конфликтная должность, но драться там нельзя», — считает кандидат.«Я часто слышу, что работа омбудсмена — это «открывать нужные двери», а я считаю — нужную книгу надо открывать, я конституцию открываю, читаю и понимаю — там про двери ничего нет, единственная дверь там фигурирует — это дверь в зал судебного заседания», — призналась юрист Тайге.инфо. Инэсса Рябинина — противник «клановости», она уверена, что нужно договариваться, а если нет возможности договориться, то нужно вынести проблему «на открытое пространство» и пригласить зрителей, слушателей, соучастников и обсудить, кто прав, кто не прав. А потом «отрегулировать все», используя механизмы, изложенные в конституции и уставе Новосибирской области.
«Такая непростая работа требует сочетания совершенно уникальных человеческих качеств. Умение индивидуально выслушивать не всегда адекватных граждан; умение снимать у них чувство отчаяния или злости, внушить надежду или успокоить. Умение разбираться в способах решения проблемы, излагать их понятным и грамотным языком, а затем умение формулировать документ, давая ход реальному решению проблемы. Умение организовывать контроль за исполнением, умение добиваться реального исполнения, затем выявлять общие закономерности нарушения прав человека, постоянно изучать действующее законодательство; разрабатывать предложения депутатам об изменении конкретных статей законов, конкретных пунктов, отдельных предложений или даже отдельных слов нашего „великого и могучего русского языка“. Вплоть до запятой, цену которой вы все хорошо знаете. Например „Хранить нельзя тратить“», — продолжает излагать свою позицию Рябинина в программном заявлении кандидата.
Она утверждает, что абсолютно уверена в своих силах, в своей компетенции и готовности «работать на посту омбудсмена так, как и должно работать уполномоченному по правам человека — защищать права граждан, ориентируясь на закон».
Подготовили Юлия Катковская, Наталья Гредина и Кирилл Канин
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522