Заключенной в новосибирском СИЗО вернули сына

© Наталья Гредина
Заключенной в новосибирском СИЗО вернули сына
25 Авг 2016, 08:50

Ребенка, рожденного три недели назад, вернули матери, заключенной в новосибирском СИЗО № 1. Мальчика забрали на медобследование сразу после родов, а девушку отправили обратно в тюремную камеру, не позволив находиться рядом с сыном в роддоме и больнице.

Рожденного почти три недели назад ребенка вернули Надежде И. (имя изменено), ожидающей суда в СИЗО №1 Новосибирска. Сына забрали у девушки в роддоме, оставили его там и потом, якобы по медицинским показаниям, перевели в инфекционную больницу, а мать выписали обратно в тюрьму. Родственники заключенной обратились с жалобой в прокуратуру, а также к уполномоченным по правам человека и ребенка в Новосибирской области, опасаясь, что руководство следственного изолятора будет препятствовать воссоединению матери и ребенка и настаивать на его переводе из больницы в Дом малютки.


Представители регионального ГУФСИН в свою очередь заявили, что не собирались разлучать заключенную и новорожденного и создадут, как и положено по закону, все условия для их совместного пребывания в тюрьме, если мать будет на этом настаивать. Тем не менее, по словам семьи молодой матери, на нее продолжали оказывать давление все время, пока она ждала сына из больницы, предлагая передать ребенка родственникам или в сиротское учреждение и убеждая, что в СИЗО проблематично создать необходимые для младенца условия.


«Честно говоря, я не понимаю, как у нас получилось. Под „у нас“ я подразумеваю совместную работу, практически круглосуточную, большого количества людей. Постоянно мы были на связи с родными, с Тайгой.инфо, юристами, врачами, омбудсменом по правам человека, минсоцразвития, некоторыми руководителями во ФСИН РФ, — рассказала правозащитник и координатор проекта „Тюремные дети“ Мария Ноэль. — На самом деле был момент, когда нам казалось, что нас победили невежество и косность мышления. Когда почти опускались руки, когда заключенную запугивали и давили на нее. Но, конечно, Надя молодец, что не сдалась. Это, в первую очередь, ее победа».


Ситуация с отъемом новорожденных в новосибирских тюрьмах произрастает не от недостатка сердечности, а от незнания важных вещей о первом годе жизни младенца и матери, необходимости телесного контакта и грудного вскармливания, считает Ноэль. Ее слова подтверждает кандидат медицинских наук и педиатр Анна Богатырева. «Надо понимать, что связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и активно продолжается в период сразу после рождения. Разлучение новорожденного и матери (не по медицинским показаниям, когда, например, требуется реанимация ребенка или мать находится в тяжелом состоянии) вредна для обоих, — объяснила педиатр Тайге.инфо. — Разлука не позволяет нормально сформировать привязанность как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Мама и ребенок постепенно привыкают друг к другу, мама учится понимать потребности ребенка, ребенок получает необходимую заботу, которая позволит ему в дальнейшем нормально развиваться».


Если мать находится в исправительном учреждении, расставание с новорожденным может привести к тому, что у нее не сформируется привязанность к ребенку, и он впоследствии может пополнить ряды воспитанников сиротских учреждений, предостерегла педиатр. «У ребенка это также приведет к нарушению привязанности — комплексу симптомов и проявлений, возникающих у детей, росших в условиях депривации или детских домах, и подрыву общего доверия к миру», — добавила Богатырева.


Чем позже матери отдают ребенка, тем сложнее проходит их взаимная адаптация, заявила врач: «Даже если до суда ребенок будет находиться вместе с матерью, а потом его заберет ее семья, то время, проведенное с любящей мамой, будет критично значимым для его дальнейшего развития».


Напомним, начальник медико-санитарной части №54 Федеральной службы исполнения наказаний Максим Дубин говорил, что «чисто по-человечески» не считает, что маленькому ребенку следует находиться в тюрьме, если у заключенной есть родственники или возможность отдать его до момента вынесения приговора в Дом малютки. А желание матери быть в СИЗО с ребенком можно расценивать как манипуляцию с ее стороны, предположил Дубин.


«Повторюсь еще раз, администрация СИЗО и медслужба не должны задумываться о своей человечности и полагаться на свои „человеческие чувства“, а, в первую очередь должны исполнять закон, который предусмотрел связь со всеми существующими документами — и российскими, и международными — и находится в полном согласии и с международной конвенцией о правах ребенка, и с рекомендациями ВОЗ, с семейным кодексом и с Конституцией РФ, — уверена Ноэль. — Человеческие чувства в местах лишения свободы — это приятный бонус к выполнению закона. Я много знаю людей во ФСИН, которые это успешно совмещают».


По словам Ноэль, в какой-то момент, чтобы прояснить дальнейшую судьбу ребенка, приходилось принимать экстренные меры и «ручной режим», созваниваясь с аппаратом обмудсмена и министерством социального развития Новосибирской области, «но это не может и не должно быть нормой».





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года