Кевин Махогани: «Джаз — это наш универсальный язык»
© Михаил Чернов
Фестиваль Sib Jazz Fest 21-23 октября собрал в Новосибирске джазменов из США, Франции, Канады, Финляндии. Среди них — один из самых востребованных джазовых вокалистов Америки Кевин Махогани, ставший хэдлайнером форума. Накануне выступления он провел творческий вечер с молодыми музыкантами города.
«Когда я был очень молодым, я родился», — начал беседу Кевин Махогани, известный американский джазмен, приехавший в Новосибирск в качестве участника Sib Jazz Fest. 22 октября творческая встреча с вокалистом прошла в музыкальном колледже, а 23 октября возглавляемый им квартет завершил фестиваль на сцене Дворца культуры железнодорожников.Один из самых востребованных джазовых вокалистов в мире в Россию приехал в восьмой раз, а в Новосибирск — второй. Он выступал во многих странах и говорит, что легче назвать страну, в которой он не был, чем перечислять те, которые он посетил с концертами.
Выпуская примерно по альбому в год, Махогани вошел в пятерку самых выдающихся джазовых певцов нашего времени
Родился Кевин в 1958 году в Канзас Сити (штат Миссури), на родине знаменитого саксофониста Чарли Паркера. С детства учился музыке, осваивая фортепиано, а позже кларнет и баритон-саксофон. Уже в 14 лет начал преподавать музыку и выступать с джазовыми коллективами. Затем, обучаясь в университете Бейкера, он вдруг понял, что может не только играть, но и петь. Там же он организовал вокальную джазовую группу. В 1981 году получил диплом BFA по музыке и английской драме.В своем творчестве Махогани испытал влияние таких мастеров, как Джими Хендрикс, Дон Росс, Эл Жару, Эдди Джефферсон. Наряду с исполнительской деятельностью, преподавал вокал в Музыкальном колледже Беркли в Бостоне и в Университете Майами. Первый сольный альбом — «Двойная радуга» — записал в 1993 году. Выпуская примерно по альбому в год, Махогани вошел в пятерку самых выдающихся джазовых певцов нашего времени. Критики даже сравнивают его голос с вокалом Фрэнка Синатры. Сейчас у Кевина свой лейбл, он живет в Майами, а гастролирует по всему миру. Российского зрителя с творчеством Кевина познакомил Игорь Бутман. Именно на его первый фестиваль «Триумф джаза» в 2002 году и приехал Махогани.
— Кевин, с чего начался ваш музыкальный путь?
— Когда я был очень молодым, я родился (смеется). Моим первым учителем была мама — Дебора Браун (одна из лучших джазовых вокалисток мира, в репертуаре которой и классика, и народная музыка, и бродвейские мелодии, — прим. Тайги.инфо). В детстве меня повсюду окружала музыка, поэтому с восьми лет я начал целеустремленно работать над исполнительскими способностями. Тренируясь шесть лет по
В университете, где я учился, джаз еще не преподавали, поэтому первые мои познания в области вокала основывались на классических жанрах. К сожалению, мои первые шаги в стиле R&B, джаза, блюза были любительскими.
— Почему именно джаз стал вашим призванием, а не классическая музыка, которой вы обучались в вузе?
— В мировом классическом репертуаре возможности афроамериканца очень ограниченны. С точки зрения мужских вокальных партий вообще не разгонишься. А для того, чтобы играть на кларнете в каком-нибудь симфоническом оркестре, нужно выдержать очень жесткую конкуренцию. Конечно, если музыка хорошая, не важно, в каком стиле она создана. Просто я люблю джаз.
— Какие упражнения, может быть, специальные методы вы используете для совершенствования техники исполнения?
— Ничего особенного. Все зависит от произведения, над которым я работаю. Естественно, сейчас я пою не так, как пел, когда был подростком. Меняется жизнь вокруг, меняется твое тело, ты становишься старше, приходится приспосабливаться к этим изменениям. Хорошо учиться также на чужом примере, слушать, как поют другие. В конце концов, важно контролировать три вещи: что ты поешь, как поешь, и как тебя слышат зрители.
— Для джазового вокалиста каков лучший способ научиться импровизации?
— Не знаю, какой лучший, могу сказать, какой помогает мне — это обучение на примере инструменталистов. Если вы сможете повторить голосом инструментальные сочинения, музыканты будут уважать вас. Голос — это тоже инструмент, и надо пытаться издавать естественные звуки, соответствующие нотам, их продолжительности.
— Вы придерживаетесь каких-то правил в еде, чтобы не навредить голосу?
— Нет, никаких. Все зависит от человека и его физиологии. Я знаю певцов, которые не пьют воду с газом, а также тех, кто пьет только газировку. Я, например, могу позволить себе пить воду со льдом. Есть хорошие вокалисты, которые курят, но я никогда не курю.
— Интересуетесь ли вы другими стилями кроме джаза и свинга?
— Я всегда открыт для новых направлений, замечаю новые тенденции — все это подпитывает мое вдохновение, помогает понять, что именно я хочу сделать. Да, я стараюсь создать что-то новое, что-то необычное, основываясь на своем опыте и на услышанном недавно. Например, во время первого визита в Россию я купил диск группы «Тетрис» (московская электронная группа, созданная в 1994 году, — прим. Тайги.инфо). Тогда мне понравилась их музыка.
— Знакомо ли вам чувство волнения на сцене?
— Да, конечно. Это звучит странно, но волнение возникает тогда, когда ты знаешь, что в зале сидят зрители, пришедшие послушать именно тебя. Я также очень бы волновался, если бы вышел на сцену, но никого в зале не увидел. Пением я зарабатываю себе на хлеб около 40 лет, все же, как и любой музыкант, никогда полностью не доволен своим выступлением. Всегда находятся нюансы, которые хотелось бы сделать лучше. Главное — не то, что понравилось мне или нет, а то, чтобы понравилось зрителям. Я всегда стараюсь равняться на зрительскую реакцию и работать над собой.
— Вы часто гастролируете, вам удается выпускать почти каждый год по альбому. Вы работаете с продюсером или настоящих высот достигли самостоятельно?
Российская публика образованна, поэтому хорошую музыку воспринимает очень хорошо
— Один в поле не воин, невозможно все делать самостоятельно. У меня, безусловно, есть продюсер, но и самому мне приходится решать много задач. Когда вы держите в руках диск, на его обложке упомянут продюсер, но это не значит, что он создал этот продукт в одиночку. Просто иногда продюсеры получают больше, чем делают (смеется).Как и все в жизни, джаз развивается циклично. Меняются тенденции, за взлетами наступают падения, поэтому достичь высот в джазе непросто, однако это реально. Главное — постоянно трудиться в этом направлении.
— Вы снялись в фильме «Канзас Сити». Как вы попали в проект, был ли кастинг?
— Нет, меня никто не отсматривал. Я сам захотел быть в этом фильме, так как он рассказывал о моем родном городе. Я сам нашел, с кем встретиться и поговорить об участии в съемках.
— Как вам работалось с российскими музыкантами? Как принимала российская публика?
— Работать с российскими музыкантами легко, так как мы ориентируемся на одно и то же — джаз. Это наш универсальный язык. Впервые я приехал в Россию в 2002 году на фестиваль Игоря Бутмана «Триумф джаза». С тех пор мы с Игорем очень дружны. Вообще, за всем восемь моих выступлений в России никогда проблем с музыкантами не возникало. С некоторыми я выступал в Америке.
Если говорить о российской публике, то она очень образованна, поэтому хорошую музыку воспринимает очень хорошо.
— Успеваете заниматься чем-то кроме музыки? Как отдыхаете?
— А что такое отдых (смеется)? Музыка нас окружает повсюду, надо только прислушаться. Все же помимо пения я увлекаюсь разными видами спорта и компьютерными технологиями. Очень нравятся социальные сети. Через Facebook я отправляю информацию о ближайших выступлениях. Кстати, сейчас в разработке новый сайт, где будут выложены в свободном доступе мои сэмплы.
— Ваша семья поддерживает вас в музыкальном плане? Чем она занимается?
— Моя жена и три собаки делают все, что хотят...когда меня нет дома (смеется). А вообще, моя жена не музыкант. Зато собаки любят меня слушать и иногда подпевают. Жаль, что они не говорят (смеется).
— Назовите лучший момент в вашей жизни.
— Он еще не наступил!
На встрече побывала Алина Хабирова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522