Как в Новошилово взлетают на воздух
Взрывы старых снарядов на Шиловском полигоне, отголоски которых слышны даже в удаленных районах Новосибирска, полгода сотрясают ближайшее село Новошилово. Ситуация почти катастрофическая: у сельчан выпадают окна, от вибраций падают печные трубы. Автомобилисты на трассе пугаются, будто у них лопаются шины.
Взрывы старых снарядов на Шиловском полигоне, отголоски которых слышны даже в удаленных районах Новосибирска, полгода в прямом смысле сотрясают жителей ближайшего села Новошилово. Ситуация почти катастрофическая: у сельчан выпадают окна, от вибраций падают печные трубы. Неосведомленные автомобилисты на трассе пугаются, будто у них лопаются шины.От сильной вибрации страдают не только ветхие частные хозяйства — в Новошилово есть многоквартирные дома, в которых звенит посуда и трясутся стены. В середине ноября в подъезде двухэтажного дома раскололось окно. Антон вышел в подъезд без ключей узнать, в чем дело, и вибрация от следующего взрыва захлопнула дверь в его квартиру. «Благо, что у соседки есть копия ключа», — рассказывает он. У Людмилы Доровых, работающей продавцом в магазине, трещина пошла по только что залитому фундаменту нового дома. Муж школьной учительницы, расширяя жилплощадь, сделал к дому пристройку, которая спустя время также начала разваливаться.
В Новошилово «бомбежки» в среднем начинаются с 8 утра и продолжаются сериями до 8 вечера, с интервалом между взрывами в 15 секунд
Наибольший урон могла понести сельская школа, и так находившаяся в аварийном состоянии. Ирина Бажина, директор Ново-Шиловской средней школы № 82 , человек педантичный — она уже вторую неделю после визита районного прокурора записывает в отдельный блокнот количество, время начала и конца взрывов и интервал между ними. По её подсчетам, «бомбежки» в среднем начинаются с 8 утра и продолжаются сериями до 8 вечера, с интервалом между взрывами в 15 секунд. Сама Ирина Владимировна причудливо называет уничтожение снарядов «гашением».«Взрывать в Шилово начали еще весной. Если раньше было по три-четыре взрыва три раза в день, потом летом у них случилось какое-то ЧП с солдатом на полигоне — вообще не взрывали. А в понедельник, 15 ноября, было 25 взрывов с интервалом в 15 секунд» — подробно рассказывает директор школы. «Гасить» не перестают даже в воскресенье, что также следует со слов сельчан.
Военная прокуратура, сразу же после упоминания Ново-Шиловской школы в «Комсомольской правде» летом 2010 года, установила, что школа находилась в аварийном состоянии еще до начала программы утилизации снарядов, и обратилась с жалобой на директора. «Трещины в здании 1961 года постройки были и раньше», — подтверждает Ирина Владимировна. Прошлогодняя проверка предписала установить в трещинах бетонные маячки, что бы отслеживать изменения размеров дефектов. В журнале учета маячков, который исправно ведет директор, первая запись от 28 августа 2009 года гласит, что трещина, за спортивным залом, в ширину составляет 54 мм. К маю 2010 года, когда взрывы на полигоне только начинались, трещина раскрылась на 7 мм. За последующие полгода, когда взрывы велись регулярно, она, согласно журналу, расширилась еще на 30 мм. Также со здания школы ссыпалась отделка и выпала часть кирпичной кладки.
Со здания школы ссыпалась отделка и выпала часть кирпичной кладки
Ситуации в Ново-Шиловской школе усугублялась тем, что в середине 20 века её строили без канализации, с типичным деревенским туалетом под общей крышей. После того как провели центральную канализацию, яма под постройкой осталась, и, как только началась вибрация в земле, стена учебного здания начала буквально сползать в яму. Педантичность Ирины Владимировны и огласка в СМИ дали результат: в школе в начале ноября завершили капитальный ремонт на муниципальные средства, укрепили фундамент, поставили стяжки стен. Журнал с динамикой разрушения прокуратура рассматривает как документ о вредоносном влиянии вибраций. Однако и после ремонта новые трещины продолжают появляться.В школе опасаются не столько за сохранность здания, сколько за здоровье учеников. Учителя закрывают окна в кабинетах шторами и жалюзи, чтобы если стекло осыплется, никто не пострадал.
«Сельчане не против военных. Мы долго соседствуем с полигоном, они нам часто помогают транспортом — у школы нет своего автобуса — они давали нам автобус свозить детей на соревнования. Я понимаю, что уничтожать снаряды нужно. Лучше, конечно, пусть они это делают в мирное время, чем возьмут наших мальчишек и уведут куда-нибудь на войну, — переживает Ирина Владимировна. — Понятно, что добиться прекращения взрывов не получится. Однако хотелось бы, чтобы на полигоне делали силу взрывов меньше, во-вторых, чтобы гашения были предсказуемыми, чтобы мы могли обезопасить детей, сделать им заранее перемену. Сейчас во всех классах отодвигаем парты от окон, сдвигаем ряды».
Жители сел Новошилово и Старо-Шилово в середине ноября написали коллективное рукописное письмо в администрацию президента Российской федерации. В письме они сетуют на безмолвных чиновников и спрашивают, «пригоден ли полигон к такому виду деятельности, если да, то [требуем] отселить близлежащие деревни в радиус
Некоторые сельчане опасаются, что когда наступят серьезные морозы, земля промерзнет, станет плотнее, и вибрация усилится. Другие вспоминают о «заложенном проценте потерь» (некотором запланированном уроне, который наносится территории вокруг полигона, однако считается приемлемым) и опасаются повторения судьбы иного города при полигоне — Семипалатинска.
Дмитрий Гвоздев, фото автора
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522