Кузбасс семибалльный
© telegraph.co.uk
На недавнем заседании президиума Кемеровского научного центра СО РАН ученые вновь подняли вопрос о необходимости принятия мер защиты от землетрясений. Главную угрозу сегодня они видят именно в Кузбассе. Для решения проблемы предлагается перезастроить часть территории.
На недавнем заседании президиума Кемеровского научного центра СО РАН, в котором принял участие губернатор Кузбасса Аман Тулеев, сибирские ученые вновь подняли вопрос о необходимости принятия мер защиты от землетрясений и готовности к этому руководства регионов. Главную угрозу директор геофизической службы СО РАН Виктор Селезнев сегодня видит именно в Кемеровской области. Для решения сейсмического вопроса он предлагает разрушить и перезастроить часть ее территории.От Читы до Ханты-Мансийска, от границы до границы — территория «сейсмической ответственности» геофизической службы Сибирского отделения РАН. «Мы должны оперативно, в течение нескольких минут после того, как произошло сейсмособытие, определить его координаты и сообщить МЧС и властям. Что такое землетрясение? Где-то выплеснулось большое количество энергии в каком-то объеме, — пояснил Селезнев. — В Японии произошло землетрясение с магнитудой 9. Это значит, 10 в 20 степени джоулей энергии выделилось, что равносильно одному миллиону атомных бомб, сброшенных на Хиросиму».
С Новосибирском соседствуют несколько сейсмоопасных зон, в которых могут произойти землетрясения с магнитудой 7, и среди них Кемеровская область. По словам Виктора Селезнева, до 1985 года она считалась сейсмически «спокойной» территорией, в связи с чем ее застраивали с тем же расчетом, что и Новосибирск — то есть до 6 баллов. Позже выяснилось, что карта сейсмического районирования изменилась, и в Кузбассе возможна сотрясаемость до 7 баллов. «Что теперь произойдет с домами, которые построены на шесть баллов? Необходимо проводить исследования», — уверен ученый.
Выдержит ли кузбасский жилфонд дополнительный балл, Селезнев предлагает выяснить опытным путем. А именно — разрушая дома: «Для этого нужно разрушить здания из данной серии и посмотреть, что будет. Другого способа нет. Пока мы не разрушим дом, не поймем, что будет при землетрясении. Это, конечно, дорогие работы, но их нужно проводить». По его словам, если в Кузбассе произойдет землетрясение магнитудой порядка
Ученые отмечают, что за последние два года в Сибири наблюдается «затишье»: сейсмической энергии выделялось слишком мало. Поэтому, по словам академика Николая Добрецова, можно говорить о том, что в ближайший год-два энергия будет выделяться чаще и больше. Первые сигналы уже поступают: февральское землетрясение в Хакасии, в 78 км от Саяно-Шушенской ГЭС, и совсем недавнее — в Иркутской области, на востоке Байкальской рифтовой зоны. «И будут еще», — убежден Добрецов.
В Новосибирске сейсмологи допускают вероятность землетрясений, которые приведут к сотрясаемости в 6 баллов. Впрочем, городу это ничем не грозит: упасть или разрушиться при таких показателях здания не могут. «По определению, 7 баллов — это когда падают высокие трубы, такие, как на ТЭЦ. Это может случиться», — признал директор геофизической службы СО РАН Виктор Селезнев.
Самыми прочными и благонадежными зданиями ученые называют деревянные и панельные дома, а самым безопасным местом — новосибирский театр оперы и балета. Бывший директор Борис Мездрич, которого все никак не назначат заново, по образованию геолог и понимает важность сейсмоконтроля, пояснил Селезнев: «Мы установили приборы, которые постоянно фиксируют все сотрясения в здании театра».
По данным геофизиков, за последние 20 лет в России произошло более 30 крупных землетрясений с магнитудой
Кристина Фарберова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522