Потомственный шаман: «Я езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки»
© tyurgankam.ru
«Шаманизмом на жизнь не заработаешь»: 34-летний председатель общества шаманов «Медвежья тропа» и лидер музыкальной этно-группы Тюрген Кам рассказал Тайге.инфо о своем учителе из Улан-Удэ, об избавлении от болезней с помощью камлания и о том, почему он не любит ходить мимо кладбища.
Потомственного шамана Тюргэна Кама корреспондент Тайги.инфо встретил вечером 20 августа в лагере близ Аркаима — древнего поселения эпохи средней бронзы рубежаТайга.инфо: Шаманизм — это наследственность или навык, который все же можно как-то обрести?
— Шаманизм передается через колено: от деда к внуку, например. В нашем роду было семь поколений шаманов. Я родился в пионерские времена, сами понимаете, как это было. Стремился стать летчиком и долгое время вообще не хотел быть шаманом, сопротивлялся даже этому. Хотя сейчас это модно. Куда ни глянь — все потомственные маги и чародеи. Каждый может купить себе бубен и начать стучать. Кто такой шаман? В монгольском языке есть слово «бутур» — кокон. Каждый человек по части своей уже шаман, но он — как гусеница в этом коконе — спит.
Тайга.инфо: Как шаманы могут помочь людям?
Человек оскорбил каких-то духов, и те начинают его зажимать
— Они посредники между людьми и духами. Человек оскорбил каких-то духов, и те начинают его зажимать. Человек болеет, шаман камлает, и духи ему говорят, чем их обидели и как это исправить. Проводится обряд, духи успокаиваются. Например, существуют лусы — духи воды. Их обидеть очень просто: зайти в воду в критические дни, плюнуть в нее или испражниться. Духи обижаются и зажимают вас, вы начинаете болеть и страдать. Шаман камлает, задабривает духов печеньем, костром, сладостями, водкой или молоком. Это называется сырчим.Слово «камлать» (призывать духов) вообще было взято у тюркских народностей. Слов «шаманить» или «шаман», как таковых, не существует. Буряты называют шаманов бо, алтайцы — кам, тувинцы — хам, оттуда уже и пошло. Тойбур, колотушку для бубна, некоторые называют «камла», а шаманское одеяние — камлат.
Тайга.инфо: Настоящих потомственных шаманов, которые действительно могут исцелять, говорить с духами, видеть и чувствовать какие-то иные силы — их много?
— Хороший вопрос. Большинство ныне живущих шаманов — деградирующие, как я. Отходят от традиций, поскольку уже не могут жить без современности.
Тайга.инфо: Деградация в силу прогресса?
— Да. Мой учитель, который живет в Улан-Удэ, знает наизусть все призывы духов. А я купил себе электронную книгу, загрузил тексты и иногда с нее читаю. Потому что любой атрибут нужно сперва оживить, пробудить. У каждого есть свой хозяин — у бубна, у тойбура. И каждого нужно позвать со своей стороны, на каждого свой текст, свое угощение. Кто-то любит молоко, кто-то водку, а кто-то — когда его топленым маслом, жирчиком мажут.
Я не все могу запомнить, призывов очень много. Вот мой учитель уже в возрасте, но только-только сел за руль автомобиля. А я уже десять лет катаюсь на машине. Поэтому и называю себя деградирующим. По поверьям шаман должен быть старым, грязным, облезлым, обязательно узкоглазым, ходить в лохмотьях и жить в отшельничестве, в лесу.
Тайга.инфо: Это сказочный архетип, в него приятно верить.
— Шаманы, что, рождаются старыми, грязными и облезлыми? Отчасти я действительно ушел от корней. А отчасти — нет. Вместо того чтобы использовать шерсть оленя, я беру красные нитки, вместо стеклянного бисера — обычный, пластмассовый. Часто говорят, что шаман должен камлать один. Но и это не так, сейчас мы объединяемся, камлаем вместе. У нас есть организация шаманов «Медвежья тропа», в этом году ей исполняется 16 лет. Нас мало — всего восемь человек, все из разных уголков. Кто-то с Татарии, кто-то с Башкирии, кто-то из Бурятии.
Я могу лизать раскаленные камни и брать в рот красные угли и металл
Шаманизм не делится на черную или белую магию. Есть понятия Хара Тенгри и Саха Тенгри. Хара — черный шаман, который камлает выше, чем наше небо — в космос. Он камлает с бубном. Саха — белый шаман, камлает с посохом, в наш мир. Такой шаман может брызгать молоком, водкой, уговаривать духов, угощать. Но он не может ни вверх подняться, ни вниз спуститься. Есть Дархан Тенгри — шаман-кузнец. Например, у меня предки были кузнецами. Я могу лизать раскаленные камни, брать в рот красные угли и металл, не причиняя себе никакого вреда.Тайга.инфо: Хорошо. А зачем лизать раскаленные камни и класть в рот уголь?
— Сколько болезней у человека — столько углей шаман должен положить себе в рот. На лопате шаману подают уголь, он читает призыв, разговаривает с углем, кидает его в рот, грызет, тем самым убивая болезнь, а потом сплевывает. Несколько дней назад я лечил женщину — у нее было пять болезней. Соответственно, это пять горящих углей.
Для нас огонь священен. Он лечит все, исполняет все желания. Пока горит огонь, а мы камлаем, человек может просить у духов все, что он хочет. Шаман нагревает камень докрасна, а затем облизывает его и выдувает пар на человека. Аура последнего становится очень крепкой. Это называется тумер сунте — железная душа.
Тайга.инфо: Как шаман узнает, сколько болезней у человека?
— Сонм духов приходит, они начинают шептать, говорить, пока шаман камлает. Я не могу посещать кладбища — много говорят в уши. Тяжело, голова разрывается. Если мимо кладбища буду идти, они будут цепляться за меня и много-много говорить. Только непонятно. У меня начинаются галлюцинации.
Тайга.инфо: В церковь не ходите?
— Я не верю в Христа.
Тайга.инфо: А во что-нибудь верите?
— Да, в Тенгри. Я верю в то, что у всего вокруг есть дух, хозяин местности. Знаю, что у этой горы есть хозяин, у этого костровища.
Тайга.инфо: В 2005 году вы создали этно-группу «Тюргэн Кам», стали писать песни, снимать видео, активно гастролировать. Как ваша шаманская деятельность стала еще и в некотором роде публичной деятельностью?
Музыкой я занимаюсь, чтобы не съехала крыша
— Я скажу такую вещь: музыкой я занимаюсь, чтобы не съехала крыша. И, на самом деле, музыка и шаманизм не разделяются. Я, конечно, не пою песни в шаманском костюме, и я не пою шаманские песни. Мы с Темиром (второй участник группы, — прим. Тайга.инфо) играем клубную музыку с использованием народных музыкальных инструментов, таких как хомус и морин хуур. Его еще называют лошадиной скрипкой: морин — лошадь, хуур — скрипка. Это душа кочевника, живое существо. Если у тебя нет лошади, дома на стене должен быть хотя бы морин хуур. Он дает людям силу и благословение. Тот, кто слушает его или играет на нем, получает силу духа. Это очень древний инструмент, говорят, что его создали еще до Чингис-Хана. Раньше шаманы с его помощью обращались к духам. Я вообще считаю, что вся музыкальная деятельность тюркских и азиатских народов начиналась с шаманизма.Тайга.инфо: Музыкальная группа «Тюргэн Кам» существует уже шесть лет. Что за это время удалось сделать?
— Я бы сказал, что мы далеко ушли: много где выступали, играли во многих больших городах — в Казани, Санкт-Петербурге, объехали весь Урал. Выпустили один альбом. Мы не пытаемся их «нашлепать», «наляпать», выбираем только самое лучшее. По большому счету, у нас всего два инструмента — морин хуур и морин хуур. Добавьте горловое пение, вокал и электронную подложку — дабхаус, дабстеп, электрохаус. Молодежь уже не приучить к старинной музыке, поэтому мы пытаемся через современное звучание открыть им путь к традиционному. Вот, кстати, как раз это и есть мой хлеб. Шаманизмом на жизнь не заработаешь.
Тайга.инфо: Кстати, говорят, что настоящий мастер никогда не возьмет плату за свои дела. А вам платят за обряды?
— Обелить руку — это так называется. Шаману обязательно нужно что-то дать, но это может быть что угодно, нет цены или каких-то условий. Запрещено брать определенную сумму денег. Способность камлать — это дар, брать за него плату грех. Когда я помогаю, дарят большие подарки или приносят деньги.
Тайга.инфо: С какими проблемами к вам обычно приходят?
— Много было, всего не упомнить. Я за неделю вылечил язву желудка, которая была в пять дырок. Духовная сила человека упала, люди перестали верить, стали много болеть. Кто-то по-женски, кто-то родить детей не может, у кого-то не стоит. Болезни — это порождение злого духа. Человек много плохого думает, мыслями болезни к себе притягивает и потом страдает.
Тайга.инфо: Для вас, как для шамана, существуют какие-то табу или правила?
Самое главное правило — не причини другим вреда
— Утром мы встаем, призываем предков, брызгаем им молоком. Предков нужно вспоминать, знать. Самое главное правило — не причини другим вреда. Нельзя пугать людей, вредить им, плохо говорить о них. Нельзя есть лук — многие духи не любят этого. Нельзя много пить. Нельзя брать установочную плату. Много чего нельзя. Нельзя прикасаться к женщине в критические дни. А так — живем обычной жизнью. Езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки. Шаман живет как все люди. Так же общается, ругается, матерится.Тайга.инфо: На ваш взгляд, как современное общество относится к шаманам?
— По-разному. Кто-то говорит, например, что я цирк устраиваю, кто-то говорит, что это все секта. Когда человек смеется над этим, наговаривает, он защищается. Однажды на обряде знакомая женщина-психиатр сказала мне, что это шизофрения. Но я спокойно отношусь к любым точкам зрения.
Текст и видео: Кристина Фарберова
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522