«Летит» в «Глобусе»: ностальгия по гламуру
© Владимир Дубровский
Режиссер Алексей Крикливый поставил на малой сцене новосибирского Глобуса» пьесу Оли Мухиной «Летит», составленную из реплик реальных людей о поколении молодых и красивых, живущих алкогольно-кокаиновой успешностью и мечтающих о свободе. Несмотря на остроту и яркость текста, написанного семь лет назад, этот спектакль кажется припоздавшим и выглядит почти как ретро-сюжет.
Режиссер Алексей Крикливый поставил на малой сцене новосибирского Глобуса» пьесу Оли Мухиной «Летит», составленную из реплик реальных людей о поколении молодых и красивых, живущих алкогольно-кокаиновой успешностью и мечтающих о свободе. Несмотря на остроту и яркость текста, написанного в 2004 году, нынешняя постановка кажется припоздавшей и выглядит почти как ретро-сюжет.
Семь лет назад один из самых востребованных современных драматургов Оля Мухина создала пьесу на основе интервью с собственными друзьями — на тему мечты как способа прорваться на свободу. Текст «собран» с помощью технологии verbatim, предполагающей отсутствие в драматургическом тексте авторского вымысла, где допустимый максимум — поменять реплики местами и вписать их в сюжет. В результате получается художественный срез задокументированной реальности.
Сама Оля Мухина назвала свою пьесу «манифестом поколения о жизни, смерти, любви и страхе»
Пьесу несколько раз ставили в России и за рубежом — в том числе сама Мухина, назвавшая ее «манифестом поколения о жизни, смерти, любви и страхе». А в этом году фестивальным зрителям была представлена экранизация «Летит» — совместный дебют режиссеров Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова. Впрочем, в широкий прокат картина пока так и не вышла, поэтому новосибирцам, можно сказать, повезло: с 28 октября они могут увидеть «Летит» в постановке главного режиссёра театра «Глобус» Алексея Крикливого.Перед нами — бесшабашный с налётом элитарности мирок, в котором сосуществуют молодые, красивые и успешные люди «слегка за 25» — продюсер Маньякин, дизайнер Апельсина, виджеи Метель и Вьюга, теледива Снежана, редактор Леночка, а также с аппетитом посматривающие на них милиционер (в варианте 2011 года — полицейский) Володя и насквозь провинциальная официантка Белочка.
Рассуждения о любви («"Любовь — это проверка". — "Нет, любовь — это сбой в судьбе"»), об отношениях, о самоидентичности протекают под текилу, смех, слёзы и танцы на припорошенных кокаином шпильках. Профессиональный сленг, жеманные манеры столичных модников и бесконечный цинизм, сквозь который герои пробуют мечтать, — это узнаваемый язык нулевых.
«Энергия молодости проходит в какой-то момент, а что остается дальше — вопрос следующий»
«В период, когда была написана пьеса, в нашей стране у многих была тяга к красивой, сладкой жизни, — рассуждает об актуальности материала Крикливый. — Мне кажется, что время очень сильно изменилось. Это не гламурная история, а история о нормальных ребятах, которые, в принципе, уже сами успели сделать жизнь, добиться определенных успехов в карьере, в материальном мире. А в личном плане они начинают буксовать. Людям ближе к 30, они начинают задумываться: а что мы успели, в чем смысл нашей жизни, что будет происходить дальше? Энергия молодости проходит в какой-то момент, а что остается дальше — вопрос следующий. Вот на этом переломе пьеса и строится».Энергия в спектакле действительно бьёт ключом — созвучно своим персонажам, актёры молоды, красивы, отлично, стоит заметить, танцуют и вообще соответствуют представлениям о том мире, в котором их герои варятся. В попытках перестать вариться и просто жить молодые люди пробуют всевозможные варианты: идут на исповедь («Забудь мечту о себе», — говорит батюшка), начинают поститься и думают о бегстве на Бали.
В финале укуренный Вьюга, опрометчиво решивший сбежать от полицейского Володи, во время полёта из окна многоэтажки представляет, как всё может сложиться у его друзей — материнство, карьерный рост, гибель друга, свадьба, монастырь: «Я же когда родился, был хороший. Это потом голова забилась грязью». «Почему пьеса называется «Летит»? Это сильное желание вырваться, вылететь из заданной ситуации, чтобы стать свободным человеком. Пьеса — об обретении, свободе и мечте», — уверен режиссер.
Ни сочувствия, ни узнавания герои этого спектакля не вызывают
Всё было бы так, если бы желанный катарсис всё-таки произошел. Спектакль получился вдумчивым, динамичным и смешным, но ощущение, что время всех этих переживаний ушло, не покидает все 2,5 часа просмотра и даже после. Сходные ощущения оставила после себя экранизация «Generation "П"» — всё бы ничего, но поздно.Хотя бы потому, что многие страдальцы, схожие с типажами пьесы, просто лишились своих рабочих мест, а значит — и удушливой среды как повода для нытья. Ни сочувствия, ни узнавания герои этого спектакля не вызывают: им сопереживаешь ровно настолько, насколько это возможно, когда видишь душевные метания участников «Дома-2».
Текст: Татьяна Ломакина
Фото: Владимир Дубровский
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522