Сергей «Борода» Писаревский: «Если сейчас появится рок-герой, то станет великим человеком»

© фото из личного архива. Сергей Писаревский
Сергей «Борода» Писаревский: «Если сейчас появится рок-герой, то станет великим человеком»
11 Ноя 2011, 04:32

В Новосибирске проходит конкурс молодых рок-групп Rock On. Главный критерий оценки музыкантов — перспективность группы. О том, почему Новосибирск — сибирская Москва, а Омск — Питер, почему молодых музыкантов уже не нужно поддерживать, Тайге.инфо рассказал автор идеи и организатор конкурса, музыкант группы «Женщина с Бородой» Сергей «Борода» Писаревский.

В Новосибирске проходит конкурс молодых рок-групп Rock On. Главный критерий оценки музыкантов — перспективность группы. О том, почему Новосибирск — сибирская Москва, а Омск — Питер, почему молодых музыкантов уже не нужно поддерживать, как бунтарей сменили мажорные мальчики, и к каким молодым группам стоит присмотреться ценителю сибирского рока, Тайге.инфо рассказал автор идеи и организатор конкурса, музыкант группы «Женщина с Бородой» Сергей «Борода» Писаревский.

Тайга.инфо: В чём смысл Rock On?

— Конкурс Rock On, я считаю, лучший городской конкурс молодых рок-групп, потому что он традиционный, некоммерческий. Задуман он мной, мной и осуществлён. Проходит он уже пятый год. Были и другие конкурсы — многие копировали с нас, но они сдулись после одного-двух раз. Изначально у нас была идея поддержать молодые группы, потому что пять лет назад была ситуация, что им было негде выступать, студии стоили дорого, и ребята, в общем, были брошены на произвол судьбы. В этой ситуации рок стал клубным жанром, причём вялотекущим, и всё это грозило тем, что он превратится в этакие междусобойчики типа клуба авторской песни.

Мы договорились со студиями на бесплатные записи, с клубами и репетиционными точками на бесплатные репетиции, и начался «движняк». А потом цели конкурса изменились — вслед за ситуацией. Например, появился Underground Bar — отличная стартовая площадка для молодых команд, его раньше очень не хватало. Ни одна начинающая группа не давала концертов, потому что ни один клуб не подписывался под это. Underground Bar — пожалуйста.

Далее, появилось больше студий, и они стали доступнее по ценам. Точек для репитиций тоже больше стало. Но, тем не менее, мы проводим конкурс. Сейчас нам интересно посмотреть на тенденции. Как говорили критики Rock On, и они, кстати, правы, конкурс оценивает не сегодняшнее состояние группы, а её перспективы.

Тайга.инфо: С чем связаны все эти перемены в музыкальной инфраструктуре? Спрос рождает предложение или наоборот?

— А этот маятник вразнобой качается. Потому что сначала нет инфраструктуры, но есть много групп и много голодной публики. Потом становится меньше групп и голодной публики, но инфраструктура-то остаётся всегда. Сейчас наш конкурс менее актуален, чем пять лет назад, потому что молодые группы в поддержке почти не нуждаются, они прекрасно себя чувствуют. Есть «Бродячая собака», есть «Агарта» и другие, кто приглашает их с удовольствием. Кто может, делает сольную программу и выступает там. Я считаю, это и наша заслуга.

Тайга.инфо: И какие тенденции вы видите? Можете сказать, чего эти музыканты хотят?

— Сейчас очень изменился состав групп. Сначала было засилье панков — по Ницше это такая дионисийская культура, народная — искусство карнавала и прочее. Теперь всё пошло в сторону апполонической культуры, более высокой — ребята занимаются с преподавателями, учатся по видео-школам, слушают много разной музыки. Ребята приходят классные, почти профессиональные команды.

Как представитель старого рока скажу, что никакого протеста сейчас нет. В роке сейчас мажоры — иногда с богатыми родителями, с хорошими инструментами. Я не говорю, что это плохо. Уровень, качество музыки повысились. Например, в этом году в Rock On участвуют две инструментальные группы, которые вообще не поют, но играют профессионально качественную музыку.

Откуда эти ребята взялись, я не знаю. Перед конкурсом специально не изучаю истории групп. Я даже не хочу вдаваться глубоко в их творчество, я хочу их послушать здесь и сейчас, получить непосредственное впечатление. У нас на конкурсе стили от панка до экспериментальной инструментальной музыки. Но мы оцениваем не стили, а то, что люди несут собой, их потенциал, то, куда они движутся. Кто-то играет, чтобы девочек снять: «мы вышли с гитарами — все девчонки наши». Кто-то хочет серьёзно заниматься музыкой.

Тайга.инфо: Нет ли у вас ощущения, что, несмотря на эти успехи, новосибирский рок остаётся очень местечковым, и большой цели у музыкантов нет? И актуальны ли эти проблемы только для сибирской сцены или они глобальны?

Все те побудительные мотивы —
секс, самореализация,
они никуда не делись

— Мировой шоу-бизнес сейчас в лежачем положении, он почти умер. Говорят, что через 3 года CD перестанут выпускать совсем, а как продавать музыку через сеть, никто толком ещё не знает. Поэтому больших целей нет. Но, может, это и к лучшему? Как говорил Егор Летов, если запретить играть рок, расстреливать каждого, кто играет рок, но при этом кто-то всё же будет его играть, то он и настоящий. Так что ради бога, пусть играют.

Все те побудительные мотивы, которые были — секс, самореализация, они никуда не делись. Сейчас меньше играют протестный рок, корневую музыку, блюзы. Больше какую-то рафинированную музыку, но качественную. Жанрам свойственны взлёты и падения. Есть интересные отличия по городам, мы это на гастролях наблюдаем. Новосибирск — это некая сибирская Москва, а Омск — это такой Питер, там больше ориентируются на тексты. У нас город авторитетов не признаёт, народ избалованный, завлечь его чем-то очень трудно.

Тайга.инфо: Актуальна ли сейчас тема рок-героя?

— Она всегда актуальна. К большому сожалению, у нас такое время, что героев нет. Я считаю, что если появится таковой, то он станет на ближайшее десятилетие великим человеком.

Тайга.инфо: Я часто наблюдаю ситуацию, когда вроде бы хорошая команда останавливается на полпути и разваливается. Что это — лень?

Сейчас такой переломный момент, и играют те, кто не может не играть

— С точки зрения коммерции и большого шоу-бизнеса, я понимаю, почему они ленивые, — время такое. Старая система сломалась, дистрибуция дисков и прочее. Всё перетекло в сеть. А система ещё не успела стать отлаженной, пока всё остаётся на уровне эксперимента. Глобальных планов никто не может строить. Сейчас такой переломный момент, и играют те, кто не может не играть. На ютубе выстреливают какие-то совершенно случайные группы. Чем они берут? Реакция народа непредсказуема. В музыкальном мире сейчас винегрет. Революция. Здорово, конечно, мне это нравится. Любая революция на пользу. Останутся те, которым на всё это вообще наплевать — на коммерцию и прочее.

Тайга.инфо: По результатам прошлых конкурсов, кто из финалистов или победителей действительно оправдал ваши ожидания?

— Я считаю, что все. На первом Rock On победителем была группа «Мэри Грей» — замечательная стоунер-команда. К сожалению, их идейный музыкальный лидер, гитарист, уехал из Новосибирска, и группа прекратила своё существование. Но, я считаю, что альбом, который они записали, это лучший альбом в Новосибирске за последние 10 лет.

Ещё была группа «Иное» — известная команда, они сейчас в Питере, за ними стал следить Вадим Самойлов из «Агаты Кристи», взял их под личный контроль. Замечательная группа, наши лауреаты No Fuzz, мне они очень нравятся. Они сейчас активно гастролируют. Ещё одни победители — The Just. Группа не потерялась, дают сольные концерты, о них отличные рецензии из Москвы. И те группы, которые даже не вошли в финал, тоже прекрасно себя чувствуют, например, «Вода».

Тайга.инфо: Какие бонусы достаются победителям?

— Бесплатные записи на студии. Группа-победитель получает два трека, на разных студиях, чтобы был выбор, с кем работать на записи альбома. Для второго места — бесплатная запись одного трека, для третьего места — 10 часов записи. Всем финалистам — бесплатные репетиционные часы на репточках. Ну и всякая мелочёвка от спонсоров — струны, шнуры, тюнеры, диски и прочее. Можно было сделать и круче, если бы спонсоры откликались активней. Я написал письма во все музыкальные магазины Новосибирска, мол, ребята, это ваша целевая аудитория, клиентура, вам сам бог велел их поддержать. Но нет, никто не откликнулся.

Хотя мы ни от кого не просили денег, они у нас в конкурсе вообще не фигурируют. Ну, есть же на складе какой-то пусть и залежавшийся товар, музыкантам всё на пользу. Не хотят. Поэтому мы обходимся своими силами и участием, желающих поддержать ребят. Конкурс — очень азартное мероприятие. Люди ставки делают, спорят, это два месяца обсуждения в интернете. А главное — музыканты получают критику. Я вот играю рок всю жизнь — 11 лет — в группе «Женщина с Бородой». Но критики со стороны не хватает даже нам, а мне было бы интересно почитать разбор полётов, а молодым группам это полезно и подавно.

Тайга.инфо: В конце августа новосибирский «Дом молодёжи» проводил музыкальный конкурс «Музыка LIFE» — с очень чёткой организацией и критериями оценки музыкантов и их творчества. Например, такими: «Песни должны быть актуальными, а не революционными». Rock On может считать себя антиподом этого конкурса?

— Может быть. Потому что «Дом молодёжи» — структура, получающая деньги из бюджета, значит, у них какие-то идеологические моменты есть. У нас можно петь о чём угодно, мы не ставим никаких рамок — делайте ребята, что хотите, сцена ваша на 15 минут, а мы потом решим, насколько это всё оправдано. Я считаю, что художник может исследовать любые области — он может петь хоть о сексе, хоть о насилии. Вопрос в том, как он это сделает. Публика может это принимать или нет, потому что у художника всегда есть некий конфликт с публикой.

Подготовила Татьяна Ломакина




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года