Министр культуры Пермского края: Окружающее пространство и менталитет людей в Сибири менять всё равно придется

© saltt.ru. Николай Новичков
Министр культуры Пермского края: Окружающее пространство и менталитет людей в Сибири менять всё равно придется
22 Ноя 2011, 03:45

Министр культуры Пермского края Николай Новичков представил в Сибирском центре современного искусства федеральный проект «Культурный альянс». Тайга.инфо поговорила с Новичковым о культуре как о инструменте для стимулирования, постиндустриальных реалиях, прописке Курентзиса и децентрализации Медведева.

Новосибирская область планирует в 2012 году принять участие в фестивале «Белые ночи в Перми» — об этом написали сразу несколько пермских изданий и газета «Советская Сибирь». Инфоповодом стал приезд в Новосибирск министра культуры Пермского края Николая Новичкова, который 15 ноября лично представил в Сибирском центре современного искусства (СЦСИ) федеральный проект «Культурный альянс». Тайга.инфо поговорила с министром о культуре как о инструменте для стимулирования, постиндустриальных реалиях, прописке Курентзиса и децентрализации Медведева.

Николай Новичков возглавляет министерство культуры Пермского края с декабря 2010 года и не собирается продлевать контракт — намерен полностью сосредоточиться на работе исполнительного директора проекта «Культурный альянс». Объясняет, что, «если есть возможность заниматься не региональной политикой, а федеральной, эту возможность не надо пропускать». До того, как получить поддержку президента России Дмитрия Медведева и стать федеральным, проект считался партийным, и сегодня один из сооснователей «Родины» Николай Новичков не скрывает своего отношения к «Единой России»: «Я член партии. Это тоже инструмент — чтобы какие-то вещи делать легче».
 
Тайга.инфо: Николай Владимирович, означает ли ваш приезд в Новосибирск, что область присоединяется к «Культурному альянсу»?

— Мы приехали с предложением. Мы делаем предложение творческому коммьюнити и делаем предложение власти. Творческому коммьюнити мы делаем предложение дружить и участвовать в наших общих будущих культурных событиях, власти мы делаем предложение пользоваться плодами этого сотрудничества. Ну и понятно, что нам еще требуются инвестиции. То есть, банально, если театр едет в Пермь на гастроли, кто-то должен его туда отвезти. Мы готовы предоставить площадку, готовы поселить, накормить и развлечь, но доехать театр должен за счет ресурсов своего региона.

И это, на самом деле, нормально, потому что в этом случае результат общий. Для нас, в общем, не составляет труда проехать по стране, выбрать сто коллективов, художников или актеров, которые нам понравятся, и к себе их привезти, но только это будет не совсем правильно. Потому что когда регионы вместе что-то делают, результат становится больше и распространяется на большее число людей и территорий.

Тайга.инфо: То есть вы никаких предварительных переговоров со своими новосибирскими коллегами еще не вели?

— Еще не вели. Мы, как такой десант, сегодня первый раз приехали. Но у нас нет плана по присоединению регионов: чтобы, там, к концу года их было 83. Не стоит так задача. Так-то эта задача очень легко решается: нас поддерживает президент, и администрация президента с удовольствием снимет трубку и обзвонит всех губернаторов. И в эффективности администрации президента мы не сомневаемся. В этом случае мы сомневаемся в эффективности межрегионального взаимодействия. Под модный тренд регионы выстроятся, но нам этого мало. Нам нужно, чтобы регион осознанно в этом участвовал, вкладывал, изменял отношение к культуре и так далее.

Администрация президента с удовольствием снимет трубку и обзвонит всех губернаторов. И в эффективности администрации президента мы не сомневаемся

Сегодня в проекте «Культурный альянс» принимают участие уже шесть субъектов Федерации и три центра субъекта Федерации. Мы не всегда взаимодействуем со всем регионом, иногда берем какой-то крупный город. У вас здесь у нас будут переговоры с областными властями, с городскими властями они не запланированы. С их стороны не было никаких движений. Например, сейчас мы более тесно сейчас общаемся с Самарской областью, и там есть сигналы от разных субъектов. Там же, кроме Самары, есть еще и Тольятти, тоже сильный центр, и из области также поступают сигналы о сотрудничестве.

Тайга.инфо: А с кем-нибудь из представителей творческого коммьюнити уже общались?

— Ну вот, будет презентация в Сибирском центре современного искусства, там и пообщаемся. Вообще, я же с коммьюнити не общаюсь, я общаюсь с кураторами. Моя задача — обеспечить институциональное взаимодействие. О чем они там уже договорятся, меня не касается. Мы осознанно разделяем властный уровень и творческий: они не должны пересекаться. Власть не должна вмешиваться в творчество, она должна ему содействовать.

Тайга.инфо: Наверняка, когда вы летели в Новосибирск, ждали, что вас будут на презентации спрашивать, почему вы забрали нашего Теодора Курентзиса.

— Мы его не забрали. У него закончился контракт, он стал свободным агентом. Когда футболист становится свободным агентом, он может выбрать любой футбольный клуб. Соответственно, он выбрал тот театр, который предложил ему наиболее интересные условия для работы.

Тайга.инфо: Просто у нас здесь у части населения такая истерика в свое время случилась: мол, как он мог, взял и уехал из Сибири в Пермь.

— Нет, а что вы от него ожидали? Он и из Перми уедет. Это нормально. Просто иное дело, что любой творческой личностью такого масштаба нужно правильно пользоваться. Чем больше он следов своего пребывания оставит на территории, тем оно лучше. Если он просто руководит оркестром или театром, это, конечно, хорошо, на этот период театр или оркестр становятся лучшими в стране. И, кстати, «Ведомости» уже признали Пермскую оперу лидером в оперном процессе. Только всё это должно сопровождаться прорастанием творческого подлеска той территории, где творческая личность находится. И мы переход Курентзиса в пермский театр оперы и балета рассматриваем как первый шаг к открытию консерватории в Пермском крае, которой пока нет.

Тайга.инфо: После того, как в Пермь уехал еще и архитектор Александр Ложкин, не удивлюсь, если на вас сегодня многие будут смотреть как на человека, приехавшего за новыми рекрутами.

— Да, и это правда. Но не то что нам важно увезти кого-то. Просто я не считаю, что мы должны себя ограничивать в возможностях. И если мы можем предложить лучше условия, то почему нет? Двадцать первый век — может быть, первый век за многие тысячелетия человеческой жизни, который формируется из свободных людей. Постиндустриальное сознание — это сознание свободного человека. Например, я поработал три года в Перми, сейчас в Москву уеду. И это нормально, так и должно быть. Вопрос в том, что я за три года оставил там. Надеюсь, что что-то оставил.

Фактор рождения или факт прописки — убогое прошлое, к нему нужно как-то отнестись и забыть. Никого не интересует, где человек родился и где человек постоянно проживает, вопрос лишь в том, где он творит. В широком смысле «творит» — в бизнесе, в науке и так далее. И я практически уверен, что новосибирский Академгородок в период расцвета очень сильно рекрутировал таланты со всей территории Советского Союза и не только, наверное, Советского Союза.

Тайга.инфо: Вы в этом смысле себя в одном интервью пермяком назвали?

Мы так и говорим всем: ты для Перми сделай что-нибудь и тогда будешь пермяком

— Да, конечно. Как только я сделал первое событие на территории Перми, я почувствовал себя пермяком. Маленький, но вклад. Знаете, чтобы стать греком-киприотом, нужно инвестировать в экономику республики какую-то сумму денег, и тогда ты получаешь вид на жительство, и тебя формальное коммьюнити признает своим. Мы так и говорим всем: ты для Перми сделай что-нибудь и тогда будешь пермяком. На днях вот мы открыли арт-резиденцию — как раз для того, чтобы пермяков становилось больше. Художник может приехать, пожить, сотворить что-то, оставить и — вот она, прописка.

Тайга.инфо: Что вы еще планируете сделать в должности министра до окончания срока действия вашего контракта?

— Планирую до конца месяца информационно-туристический центр из министерства торговли Пермского края передать в министерство культуры Пермского края.

Тайга.инфо: Хорошо. А зачем?

— Ну вот, в Новосибирске есть информационно-туристический центр? Очень плохо. Должно быть место, где человек, попавший в город, может получить всю информацию о его туристических возможностях. И здесь есть вопрос курирования. Культурная политика более адекватна с точки зрения привлечения туристов, чем любая другая в Пермском крае, поэтому логично, что информационно-туристический центр и вообще вся сфера туризма будет курироваться министерством культуры. Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. Вот еще и «туризма» теперь будет.

Тайга.инфо: В пресс-релизе «Культурного альянса» сказано, что проект должен помочь не только продвижению современной культуры в регионах, но и децентрализации. Если «децентрализация» та, о которой сейчас говорит президент...

— А он говорит с нашей подачи.

Тайга.инфо: ...то не совсем понятно, если честно, как именно эти вещи между собой связаны.

— Напрямую связаны. Смотрите, у всех провинциальных городов и регионов страны, к коим относятся все, кроме Москвы и чуть-чуть Санкт-Петербурга, есть три основополагающие проблемы, которые никто не знает, как решать. Это миграционный отток, нежелание людей зарабатывать деньги и непонимание того, где будут работать дети. Мы пытаемся все эти проблемы решить через развитие культуры и креативной экономики. И я еще раз повторяю, эти проблемы стоят для любого региона в стране, за исключением двух столиц, да и то в Петербурге тоже стоит проблема, потому что в Москву народ сбегает или за рубеж.


Николай Новичков на презентации «Культурного альянса» в Новосибирске. Фото Майи Шелковниковой.


Чем культура может здесь помогать? Во-первых, это качественный досуг, насыщенная культурная программа, сюда же мы ставим развитие общественных пространств, паблик-арт и всё остальное. И дальше уже идет следом гордость за город, отождествление себя с местным коммьюнити, осознание себя пермяком или новосибирцем и так далее. И это всё снижает миграционные настроения.

Дальше. Те же события современной культуры, те же арт-объекты уличные расширяют мировоззрение людей, снимают шоры, снимают стереотипы, говорят о том, что жизнь не так линейна и понятна, как была вчера, и мир полон возможностей. А это в том числе и стимулирование людей к самореализации, а самореализация — что в бизнесе, что в науке, что в художественном творчестве, — это энергетически один и тот же процесс. Просто у кого-то есть способность деньги зарабатывать, а у кого-то есть способность руководить оркестром. Понятно, что культура в таком стимулировании — не единственный способ, но один из инструментов.

Просто у кого-то есть способность деньги зарабатывать, а у кого-то — руководить оркестром

И третья проблема — несырьевой, неиндустриальной экономике не нужно столько людей, сколько живет в наших городах. А развитие культуры ведь еще и стимулирует креативный бизнес. Фестиваль «Белые ночи» в Перми делают несколько тысяч человек, это новые места работы, это квалифицированный, креативный и высокооплачиваемый труд. Я думаю, что на фестиваль «Белые ночи» работает народу столько же, сколько на любом крупном заводе в Перми.

На самом деле, решение этих вопросов в регионе — это и есть децентрализация. Мы формируем новые центры. Не надо «отрезать» ничего от Москвы, нужно создавать свои точки притяжения. Мы не говорим ведь, что Пермь или Пермский край — это культура и всё. Ничего подобного, это просто инструмент для стимулирования. Если Новосибирск или Томск хотят видеть свое будущее в качестве инновационных постиндустриальных центров мира — это замечательно, но окружающее-то пространство и менталитет людей всё равно менять придётся, и культура вам здесь первый помощник.

Тайга.инфо: То есть вы себя, получается, считаете себя министром культуры в широком смысле слова «культура».

— Ну конечно. Смотрите, вот была аграрная экономика, когда вся экономика — сельское хозяйство, а потом пришла промышленная революция. А аграрная экономика — она же не исчезла, она просто стала инструментом для развития индустриальной экономики. Ну, то есть людям, которые ходят на заводы, есть надо — банально, да? То же самое сегодня, и этого понимания нет у наших промышленных генералов и многих руководителей, — что индустриальная экономика не является самоценностью, что она, как и сельское хозяйство, является инструментом реализации постиндустриальных решений. Существующие музеи, театры, дома культуры — это инструменты реализации творческого процесса. Всё очень понятно.

Иное дело, что сделать этот шаг — сказать, что театр самоценностью не является, — не все готовы. Я не проводил такое исследование, но когда-нибудь проведу: вот, ответьте на вопрос, что такое театр — это дом или артисты, в нём работающие? Ну конечно, артисты работающие, да? Но часто в психологии людей театр — это дом, здание, сооружение. Нет, это такой же инструмент для самореализации. Во-первых, тех людей, которые там работают. Во-вторых, тех творческих сил, с которыми они взаимодействуют, потому что театр не может ограничиваться одним помещением и не может только на гастроли ездить, он должен делать совместные продукты. И, в-третьих, это инструмент для самореализации самой публики, которая ходит и смотрит. Нужно просто понять, что постиндустриальный мир чуть-чуть другой, это мир людей. В ваш театр или музей не ходит никто? Ну так надо сначала, наверное, жизнь посмотреть, жизнь-то ушла дальше, и думать надо не о зданиях-сооружениях, а о людях.

Тайга.инфо: Быстро ваши коллеги в других регионах понимают это, когда вы им рассказываете?

— Нет, не быстро, всё надо объяснять. Традиционно же министерство или департамент культуры — это управление учреждениями культуры. А у нас это на законодательном уровне разделено. Я не руковожу ни одним театром или музеем, для этого есть агентство по управлению государственными учреждениями, а моя задача — дать им госзадание на реализацию творческого процесса. Да, они не могут без моего согласия уволить директора музея или главного режиссера, но всё равно контракт-то у него с ними. И за материально-техническое состояние здания тоже не я отвечаю. Моя задача — обеспечить им софт: хард — это как раз инструмент, а задача культурной политики — это софт.

Тайга.инфо: После Новосибирской области планируете посетить с теми же целями еще какие-нибудь регионы Сибири?

Очень важна роль творческого коммьюнити, которое должно, как раскаленные газы, стучать в этот сосуд под названием «Власть»

— В ближайшее время — нет. Если только будут предложения. У нас же, еще раз говорю, нет задачи окучить регионы, чтобы все у нас были. Мы в большей степени должны просто воспринимать и не отталкивать, а осознание того, что это нужно, должно в регионе само родиться. И очень важна здесь роль творческого коммьюнити, которое должно, как раскаленные газы, стучать в этот сосуд под названием «Власть», должно быть разогрето и должно начать долбить. Взять тот же Ижевск, например — очень провинциальный город, значительно более провинциальный, чем Пермь или Новосибирск. Но вот там творческое коммьюнити заставило власть пойти на сотрудничество, и власть счастлива.

Тайга.инфо: До того, как стать министром культуры, вы занимали должность заместителя главы администрации губернатора Пермского края. Не знаю, говорил ли уже кто-нибудь, что это как если бы Суркова назначили на место Авдеева...

— Было бы лучше, да.

Тайга.инфо: Просто люди культуры обычно нервно реагируют, если на такой пост назначают человека «со стороны». Вам в работе отсутствие некоего специального образования не мешает?

— Нет, не мешает. Опять же, если мы ставим задачу управлять учреждениями культуры, то ведь тут любой «красный директор» подойдет, никаких проблем. А если мы ставим задачу реализации постиндустриальной культурной политики, то этим должны заниматься люди, которые разбираются в постиндустриальных реалиях. Таких специалистов нигде не готовят, поэтому нужно смотреть на бэкграунд, и маркетологи здесь, наверное, подойдут больше, чем руководители театров или музеев.

Я профессиональный маркетолог, например, и мне всё понятно. Надо развивать бренды. Не может, скажем, аэропорт в Перми называться «Большое Савино». Если их там пять, то один из них, да, может называться «Большим Савино». А если аэропорт один, и это лицо города, то он всяко должен называться «Пермь» или «Сергей Дягилев» и никак по-другому.

Тайга.инфо: В другом интервью вы говорили, что сами не считаете себя чиновником.

— Конечно, я им и не являюсь. Я считаю себя политиком — человеком, который работает с сознанием людей. Понимаете, политик, ученый, предприниматель и художник это суть разные грани одного стереотипа поведения. А чиновник и служащий банка — это грани другого стереотипа. Есть люди, которые делают, и люди, которые служат.

Тайга.инфо: Когда читаешь ваш блог или колонки в интернет-газете «Соль», кажется, что вы еще и ведёте себя не как чиновник, сознательно и специально. Чтобы другие о вас так не подумали?

— Чтобы я сам им не стал. Лечь в комфортное прокрустово ложе чиновничества очень легко, это правда. Людей, которых служба портит, очень много. И поэтому я здесь в каком-то смысле отвечал не только на псевдозапрос окружающего мира, но и на проблемы, которые могут возникнуть у меня.

Тайга.инфо: Не могу не спросить вас про газету «Соль», которая воспринималась многими заодно с деятелями пермской культурной революции, а месяц назад закрылась. Как вы ее не уберегли, Николай Владимирович?

Есть подряды, которые мы даем на освещение, а что они там потом пишут, мы не проверяем. Должно быть написано, а содержание —это их творческий процесс

— Дело в том, что министерство культуры Пермского края к проекту «Соль» не имеет никакого отношения, потому и не уберегли. Это частный бизнес-проект, он не вышел на проектные мощности. Наверное, на то есть объективные причины, как то закрытость рынка федеральной рекламы. Что касается революции, то просто такой была позиция авторов, которые туда писали. Я не помню, и такого случая никогда не было, когда бы я говорил «Соли» о чем-то писать или не писать. Для меня такая ситуация просто внутренне недопустимая, и это касается любого издания на территории Российской Федерации, за исключением, наверное, случаев откровенного вранья и хамства. И то, я просто могу сказать главному редактору, что он написал неправду, а как дальше поступать, это его дело. У меня есть определенные убеждения, что в работу СМИ власти не надо вмешиваться.

Тайга.инфо: При этом вы возглавляете министерство не только культуры, но еще и массовых коммуникаций.

— Да, и это тоже политика. Есть подряды, которые мы даем, газета «Соль» их тоже получала, безусловно. Но это договоренность на освещение, а что они там потом пишут, мы не проверяем. Должно быть написано, а содержание — это их творческий журналистский процесс. Но любая газета не может существовать только на заказы от государства. Рынок рекламы — вот основной источник. Тем, кто считает иначе, надо закрываться.

Беседовал Кирилл Логинов




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года