Фестиваль кино Германии в Новосибирске: «Не такое уж удовольствие — по всему миру смотреть американские фильмы»

© Татьяна Ломакина. Мириам Штайн (слева) и Себастиан Гроблер
Фестиваль кино Германии в Новосибирске: «Не такое уж удовольствие — по всему миру смотреть американские фильмы»
24 Ноя 2011, 11:51

Фильм о том, как поэт «номер один» в Германии стал тем, кем он стал, открыл фестиваль немецкого кино в Новосибирске — «Гёте!» представила исполнительница роли возлюбленной «солнца немецкой поэзии» Мириам Штайн. На старте фестиваля принимающая сторона и их гости рассуждали о роли Гитлера в историческом кино и о судьбе отечественного кинопроката, а также поспорили, чей зритель бесчувственнее.

Фильм о том, как поэт «номер один» в Германии стал тем, кем он стал, открыл фестиваль немецкого кино в Новосибирске — «Гёте!» представила исполнительница роли возлюбленной «солнца немецкой поэзии» Мириам Штайн. А картину о становлении футбола в Германии «Моя заветная мечта» 26 ноября представит лично режиссёр Себастиан Гроблер. На старте фестиваля принимающая сторона и их гости рассуждали о роли Гитлера в историческом кино и о судьбе отечественного кинопроката, а также поспорили, чей зритель бесчувственнее.

IV Фестиваль немецкого кино — это 15 короткометражек и 10 самых актуальных фильмов Германии, вышедших в 2009-2011 годах. Традиционно фестиваль проходит в трёх городах — Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. В этом году первым городом, принимающим фестивальную программу, стал Новосибирск. Организаторы недели немецкого кино — Немецкий культурный центр им. Гёте в Новосибирске, компания German Films и кинотеатр «Победа», при поддержке Генерального консульства Федеративной республики Германия в Новосибирске.

Открыл фестиваль «Гёте!» — фильм-фантазия о романтической привязанности великого писателя к юной фройляйн Лотте Буфф, положившей начало, по версии авторов картины, литературной славе Гёте.

«Биографично то, что они действительно знали друг друга, и что от неразделённой любви он написал „Страдания юного Вертера“. Но взаимоотношения Альберта Кестнера (супруг Лотты — прим. Тайга.инфо), Гёте и Лотты были совсем другие — в фильме градус драматизма повышен. Шарлота на самом деле не настолько разрывалась между двумя [мужчинами], она однозначно была на стороне Альберта, — подтвердила Тайге.инфо сомнения зрителей актриса Мириам Штайн. — В Германии были отзывы, что фильм слишком вольно обошёлся с фактами. Гёте своего рода „святой“ в Германии, и некоторым не понравилось, что он [судя по фильму] был этакой поп-звездой. А мне как раз понравилось в фильме то, что смотришь и забываешь о том, что это тот самый Гёте, — это просто молодой человек».

Ещё одна киноинтерпретация на историческую тему — дебютный фильм Себастиана Гроблера «Моя заветная мечта» о том, как учитель английского языка пристрастил немцев к футболу. «В первую очередь, когда я узнал, что поеду в Новосибирск, я быстренько провёл исследование и увидел, что здесь есть большой интерес к немецкой культуре и вообще к культуре — всю эту информацию можно найти в интернете, — рассказал режиссёр на открытии фестиваля. — Мой фильм — это универсальная история о восстании детей, их протесте против авторитетных личностей. А универсальные истории понимают здесь».


Гроблер утверждает, что причина нынешнего интереса к экранизации событий давно минувших дней — в самой истории Германии. Историческое кино живёт в основном на телевидении — «очень много про национал-социалистическое время», которым режиссёр объясняет многое, например, жанровую зажатость кинопродукции и стремление к «чистым» жанрам.

«Это традиция не так хороша для нашей страны. Такая ситуация в нашем кино — это всё ещё отклик национал-социализма, потому что ещё в 20-е годы одно кино могло выполнять обе функции — и развлекательную, и образовательную, — считает гость фестиваля. — „Гёте!“ и мой фильм — это та самая попытка рассказать интересно, но при этом они имеют и художественную ценность. Таким фильмам в Германии нелегко приходится».

По мнению режиссёра, немецкая скупость на эмоции — тоже вина национал-социалистов. «Так сложилось: интеллигенция скептически относится к эмоциям. Исторический контекст говорит о том, что немецкий народ слишком эмоционально последовал в своё время за Гитлером, поэтому сейчас должен быть разумнее, сдержаннее. Мне кажется, что тот путь, на который сейчас встаёт немецкое кино, — это открытые эмоции».

Директор немецкого культурного центра им. Гёте в Новосибирске Юлия Ханске склонна видеть причину немецкой «холодности» не в политических ошибках, а в театральной традиции: «Ваш Станиславский совсем по-другому учил, чем наши. Поэтому русский зритель более эмоциональный, чем немецкий».

Юлия Ханске

«Два года назад я побывал на берлинском кинофестивале и мог воочию сравнить: наш кинозритель по сравнению с немецким — это просто сборище мизантропов — этаких „кинокритиков“, мол, „ну, что они нам там покажут“, — возражает своей коллеге по фестивалю директор кинотеатра „Победа“ Олег Тофанюк. — Меня поразило, насколько в Германии открытая публика, все отдаются эмоциям. Нам до этого ещё расти и расти! Мы очень критичны к авторам кинофильмов, выискиваем какие-то ошибки. У них там отношение лучше». «Зато наши критики очень рациональны — „вот это соответствует фактам, а вот это нет“. Это вместо того, чтобы рассказать о том, что они почувствовали!» — ответила Мириам Штайн.

Другой темой для разногласий стал вопрос о доле отечественного кино на родине-производителе. Себастиан Гроблер оценил наполненность кинопроката Германии немецкими фильмами на 20-30 % — «это 4-5 фильмов в год, которые собирают примерно половину всей публики». Но в Европе существует и другая практика — государственная квота на прокат отечественного кино, которая действует во Франции и Италии. «Германии есть куда двигаться. Впрочем, России тоже. Не такое уж это большое удовольствие — по всему миру смотреть американское кино», — констатировал режиссёр.

«Нужно видеть сюжет как международный, — не согласна с соотечественником Юлия Ханске. — Уже не играет роли, где снят фильм. Я считаю, это станет тенденцией в следующие годы. Те фильмы, которые будут говорить об общих вопросах, и будут всё более популярны на международном рынке».

Как бы там ни было, по мнению гостей, фестиваль во всей полноте показывает немецкую киноиндустрию — от комедии до драмы, от фильмов для всей семьи до артхауса. Не обошли вниманием и ценителей короткого метра: на вечер 25 ноября намечена программа из лучших короткометражек страны «Next Generation SHORT TIGER».

Завершится фестиваль 27 ноября фильмом, взорвавшим кинотеатры Германии, за который режиссёр турецкого происхождения Ясмин Самдерели получила премию Немецкой киноакадемии. «Так кто же я: немец или турок?», — задаёт ключевой вопрос герой фильма «Almanya — Добро пожаловать в Германию» — шестилетний потомок эмигрантов, когда одноклассники не хотят принимать его ни в турецкую, ни в немецкую футбольную команду. Утешая мальчика, сестра рассказывает ему историю их дедушки Хусейна, который приехал в Германию в 1964 году и стал трудовым мигрантом № 1 000 001.

На этом финальном аккорде фестиваля, как обещают организаторы, самые активные зрители будут вознаграждены — за участие в конкурсах недели немецкого кино обещаны книги, сумки и бесплатный курс немецкого языка.

Татьяна Ломакина




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года