Зрители фильма «Сибирский Вудсток» о трёх поколениях сибирского рока: «Возможно, это была иллюзия свободы»

© Татьяна Ломакина
Зрители фильма «Сибирский Вудсток» о трёх поколениях сибирского рока: «Возможно, это была иллюзия свободы»
27 Фев 2012, 16:30

Новосибирская премьера документального фильма Игоря Николаева и Константина Нарыкова о трёх поколениях местного рока «Сибирский Вудсток» состоялась в кинозале ДКЖ. Тайга.инфо попросила нескольких зрителей поделиться своими впечатлениями от увиденного.

Новосибирская премьера документального фильма «Сибирский Вудсток» состоялась на прошлой неделе в кинозале Дворца культуры Железнодорожников. Двухчасовую картину о трёх поколениях местного рока сняли соучредители продюсерского клуба Tango&Cash, журналисты Игорь Николаев и Константин Нарыков.
 
В фильме собраны уникальные архивные записи и десятки интервью: новосибирские музыканты, известные в России и за её пределами, рассказывают о своих отношениях с сибирской рок-тусовкой, наркотиками и КГБ, а также пытаются ответить на главный вопрос — почему они занимаются музыкой до сих пор? В съемках принимали участие Дмитрий Ревякин («Калинов мост»), Юрий Наумов (экс-«Проходной Двор»), Олег Судаков («Родина»), Дмитрий Кузьмин («Черный Лукич»), Алекс Кельман (Punk TV), Антон Трубица (Nuclear Losь), Александр Чиркин («Путти»), Майк Поздняков («СПиД»), Андрей Калюта («ЙОД») и другие.
 
Самый первый показ «Сибирского Вудстока» прошел 14 января в рамках международного художественного салона «Арт-Пермь-2012», и в Перми картина вызвала немало споров. Например, кинодокументалист Павел Печенкин, президент международного фестиваля «Флаэртиана», со слов Нарыкова и Николаева, назвал их работу понятной исключительно сибирскому зрителю. Тайга.инфо попросила нескольких сибирских зрителей поделиться впечатлениями от увиденного в ДКЖ.
 
 
  
 
Юрий, тусовщик из 90-х: «Глубоко содержательный фильм. Сценаристы, режиссёры, кто это придумал, нормально справились. Фильм долгий, конечно, но можно смотреть и смотреть. Некоторые вещи мы и не знали. Я не у истоков стоял, попал во всё это намного позже. Интересно было посмотреть на молодых музыкантов, которых я видел уже в возрасте, как они затевали всё это. И правильно сказали, что творческие люди тех годов, которые тогда собирали группы, им было гораздо сложнее это сделать, поэтому они настоящие. А все современные что-то другое ищут, наверное, денег хотят заработать. Те работали на энтузиазме, бесплатно, они были искренние. Фильм удачным получился. Костя, Игорь, они молодцы».
 
Николай Снычков, неформал из 90-х: «Общее впечатление: проект, конечно, интересный, однозначно уникальный. Насколько мне известно, раньше такого не было. Посмотреть было крайне интересно и познавательно — со всех точек зрения. И много нового было, и много знакомого, что просто приятно посмотреть, вспомнить студенческие годы. Все эти концерты нами, естественно, посещались, за редчайшим исключением. Драйв, который был в молодости, все воспоминания просто нахлынули».
 

Какие-то протестные настроения в роке тогда выражались. Сегодня в музыке это ушло на второй план, к сожалению. Массовая культура всё это подавила

Ренат Сулейманов, руководитель депутатского объединения КПРФ в новосибирском горсовете: «Фильм, безусловно, интересный. Не лишён своих недостатков, конечно. Проследить историю рок-движения в Сибири, наверное, полезно, с точки зрения художественного исследования у нас таких попыток было не так много. Но если говорить об истории новосибирской, сибирской рок-музыки, то, с моей точки зрения, фрагментарно представлена история Новосибирского рок-клуба, хотя он сыграл достаточно большую роль в становлении всего направления в городе, и «Студии 8» (новосибирский арт-центр 80-90-х годов, открытый Сергеем Бугаевым, занимался записью, продвижением и организацией концертов местных рок-групп, — прим. Тайги.инфо). Думаю, именно благодаря тому, что сложились эти структуры, новосибирский рок из подвалов каких-то, из любительских команд вышел.
 
Рок, конечно, тогда был определённой контркультурой. Но рок-музыка — это не совсем политическое действо. Какие-то действительно протестные настроения выражались, но в настоящее время несогласие с какими-то социальными вещами, политическими — ну, это нормально. Сегодня в музыке это ушло на второй план, к сожалению. Хотя движение имеет своих последователей, и будут появляться новые интересные команды. Но сегодня массовая культура всё это подавила, что не совсем правильно».
 
  

 
Юрий Знаменский, группа V.I.P.S.: «Девчонки и мальчишки, а также их родители! То, что сделали пацаны, это просто чума! Мне понравились две трети фильма, пока не началась ди-джейская телега. А в Вудстоке ди-джеев не было. Я пришёл на рок-н-ролл, и две трети рок-н-ролла я послушал».
 
Виктор Дмитриев, независимый фотограф, президент новосибирского рок-клуба в конце 80-х: «Вспомнил, как меня "выбирали". Приходит ко мне в общагу, "копейку" на Маркса, Франц, клавишник «СПиДа». Говорит: «Ты чего сегодня на клубе не был? У нас переворот. Мы тебя в президенты выбрали, большинством голосов». Черти, даже самоотвода не спросили... Так и закрутилось. Это к тому, что в рок-клубе всегда были мощные споры: куда идти, кому организовывать концерты, как комплектовать сборные концерты. Каждый очередной выбранный президент кем-то лоббировался, кого-то замечал, кого-то — не очень. Вот и бывали такие "оранжевые" революции. Я был неопытный, молодой (26 лет — фигня), лояльный ко всем, "приятельствовал" панк-группам. Вот панк-лобби меня тогда и предложило. А клуб на тот момент состоял чуть не наполовину из панк-групп, много "роковых" и "попсовых" оказались в «Студии 8».
 

«Ты чего сегодня не был? У нас переворот. Мы тебя в президенты выбрали, большинством голосов». Черти, даже самоотвода не спросили... Так и закрутилось

А фильм мне дико понравился. Я, вообще-то, боялся, что на тему старины в связи с тем, что всё это вызывает мощную ностальгию у участников, могло быть сделано не на уровне, скажем так. Потому что я сам что-то понимаю в монтаже, в подготовке материалов. Очень здорово. У меня сейчас только эмоции. Я, может быть, потом смогу как-то осмыслить и охарактеризовать иначе. Я знаю, что к создателям фильма всегда будут претензии: не показали этого, об этих группах ни слова и так далее. Но это всё глупости, я считаю. Оценивать надо то, что есть, и то, что сделано, а не то, чего нет. Вот по тому, что они сделали, — это великолепный фильм, очень достойный и для тех, кто помнит эти времена, я надеюсь, и для нового поколения. Я очень удивился, увидев, что сюда пришло огромное количество людей, которые по возрасту никакого отношения к старым рокерам не имеют. В какой-то момент в фильме говорилось о преемственности поколений, и, по-моему, она всё-таки есть. В Новосибирске она, слава богу, не прерывалась».
 
Юлия Исакова, студентка: «Сам факт того, что люди взялись за это дело, подняли архивные материалы и сняли кино — это уже событие. И если, по просьбе авторов, не рассматривать его как энциклопедию, — кино неплохое. Мне показалось очень живым начало, а дальше, как исторически пропала мотивация к борьбе у русского рока, так угасла и динамика фильма. Была пара моментов во второй половине, на которых можно было его удачно закончить, — но он продолжался. А переход к годам совсем недавним, ко всем ориентированным на запад мальчикам-девочкам у меня внутри вызвал какую-то неизбывную тоску. Это разные миры, разные картинки. Не надо было их скрещивать. Слова Летова о празднике, на который он был приглашён и который никогда не повторится, — это, пожалуй, главное, что должно было остаться внутри после «Сибирского Вудстока», после чего должна была стоять логическая точка».
 
 
 
 
Наталья Знаменская, жена рок-музыканта: «Столько ностальгии, все эти вещи меня очень накрыли. Я увидела в этом фильме многосерийность. Это необходимо! Потому что не раскрыто вообще ничего. Из стольких групп, которые были в Новосибирске, взяли три-четыре. Очень интересно же дальше может быть. Надо сериал снимать — 20 серий минимум по 20 минут».
 

Какие-то болезни звёздные переживают. Какие могут в Новосибирске звёздные болезни быть, я не могу понять?

Александр Чиркин, группа «Путти»: «Мне понравилось, пока молодняк не начали показывать — с их проблемами алкоголичными, блин. Ну что к чему? У кого нет этих проблем? Какие-то болезни звёздные переживают. Какие могут в Новосибирске звёздные болезни быть, я не могу понять? Если мы играем, все группы, не на стадионах, а по клубам. Ну похлопали вам, и вдруг звёздная болезнь сразу? А в принципе, в начале фильма, я прям таки расплакался. Ребята постарались, молодцы. Обхаять-то легко, а похвалить сложно. Ребята заслужили похвалу».
 
Роман Геббельс, независимый промоутер: «Не понял концепции этой ленты и не понял, для какой вообще аудитории это было снято, так как львиная доля достойных групп режиссёрами была проигнорирована. О той же Янке Дягилевой не было ничего рассказано, кроме информации о каких-то там её поминках, каких-то концертах поминальных. Новая сцена ужасно показана — всего две группы и, мягко говоря, не самые удачные, на мой взгляд. Я ожидал увидеть, как минимум, Kiss My Face, PMA, «Культуру Курения», а вместо этого — полумаразматичный трёп Чиркина едва ли не на половину фильма. Да и, если исходить из названия, как можно было всё показанное в этой ленте назвать Вудстоком?»
 
Игорь Канский, группа «Злые языки»: «Фильм отличный просто. Ребята постарались, молодцы. Он, разумеется, однобокий. Хочется продолжения — вторую, третью серию».
 
Александр Романовский, поэт, музыкант: «Фильм затянут. Тема Академгородка не раскрыта. В общем и в целом, немножко перегиб в плане того, что у всех нас были свои друзья, и многие из этих друзей воспринимаются нами субъективно как таланты и, собственно говоря, звёзды такие локальные. Я думаю, что снимай этот фильм я, или ты, или ещё кто-то, у нас были бы перегибы маленько в другие стороны, на других персонажей. Но кино, в общем, хорошее, очень ржачное. Ребята реально молодцы, что сделали такое. После «Студии 8» в Новосибирске, по-моему, не было таких попыток. За это им большое человеческое спасибо».
 

Меня привлекала, завораживала, волновала заложенная в роке сила анархии, романтика протеста. Это энергия молодости, подавленной, но вырвавшейся наружу

Константин Скотников, художник: «Как "добрый зритель в девятом ряду", я открытым сердцем воспринимал информацию об истории новосибирского рока, его звуках, текстах и людях. Музыкально-экзистенциальная контркультура абсорбирована культурой в виде прекрасного фильма Игоря и Константина, отчасти неожиданно оказавшихся интересными и бережными историками и кинодокументалистами. Хочется пожелать им новых открытий в недопроявленной истории художественной культуры нашего города. Новых фильмов о творчестве и для творчества. Несмотря на ужасающе надрывный шлейф, остающийся после трагических сюжетов, имеющихся в фильме, он оказывается оптимистичен. Люди-то в нём — все весёлые, бесшабашные, милые, творческие и крутые.

Я никогда никоим образом не касался рок-движения, не был знаком с музыкантами, поэтами и людьми этого круга. Но я с юности настраивал внутреннюю антенну на эту рок-волну, рок-поэзию, всегда при случае пытался внимательно слушать и вникать в услышанное. Меня привлекала, завораживала, волновала, да и сейчас волнует, заложенная в роке сила анархии и протестная энергия, или точнее, романтика протеста. Это — энергия молодости, подавленной, но вырвавшейся изнутри наружу, что так понятно нашему поколению. Возможно, это была иллюзия свободы, но в художественном пространстве неразличимо — истинная ли это свобода или это иллюзия свободы».
 
 
 
 
 
Александр L, рок-музыкант: «То, что я увидел, очень сильно изменило моё отношение к олдовым музыкантам. Раньше я думал: ну чего они уже варятся в этом говне уже не первый десяток лет и дальше никуда не идут? А после фильма я понял, что им больше ничего и не надо. Зачем им куда-то расти? Это их жизнь. Вот также я с Калютой разговаривал: он пытается возродить это, но понимает, что не может сделать этого по ряду причин — изменилось и время, и люди. Когда они начинали, это же была борьба! Я прям прочувствовал это из фильма. Это сейчас каждый второй может взять гитару, на форум написать, типа, ищу музыкантов, хочу играть, блин, хеви-метал — всё, люди созвонились собрались, проблем никаких. Даже когда я начинал музыкой заниматься в начале 2000-х, всё равно была какая-то сложность, но не такая, как в их время. Они горели! Но не было места. У них мировоззрение другое, не то, что у нас. Они же с нуля практически начали, толком-то ничего и слышали — как понимали, так и играли. И это, я считаю, самая настоящая музыка.
 

После этого фильма мне вообще не хочется музыкой заниматься: я понял, что в этом смысла нет — просто занятие для себя. Музыка теперь — это только музыка

Сейчас мне даже как-то грустно. По сути, ну что мы делаем? Мы просто переигрываем чужие вещи, мы не делаем своей музыки. Нам просто нравится чья-то музыка, мы хотели бы что-то такое играть, и получается в результате нечто ориентированное. Новые музыканты не играют свою музыку — им нравится какое-то направление, стиль, и они свои мысли пытаются подложить под это. А своя музыка уже не получается. Грустно сейчас, потому что время, когда не было возможностей, уже не вернуть. Музыка как олицетворение протеста, какой-то новой культуры закончилась. Сейчас она встала в свою ячейку, она не во имя чего бы то ни было. Политики иногда устраивают что-то, но это такие отголоски прошлого, нет сейчас в этом смысла — люди не изменят своих, например, политических взглядов, услышав на каком-нибудь митинге любимую группу. Музыка теперь — это просто музыка. Раньше люди приходили не просто послушать кого-то, а влиться в одну волну. И после этого фильма мне вообще не хочется музыкой заниматься, потому что я понял, что в этом смысла нет — это просто занятие для себя. Кто сейчас своей музыкой может что-то дать такое, что ещё никто не чувствовал? Нет таких. Тогда в музыке искали что-то, а сейчас не ищут ничего, кроме самой музыки».

Сергей, тусовщик из 90-х: 

«Давным-давно слушал эту музыку, хотел узнать именно об её истоках. Для меня лично в фильме все точки над «и» расставлены».

 
Беседовала Татьяна Ломакина

Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.


Новости из рубрики:

Мнения
Одним махом семь отраслей убивахом
Андрей Кузнецов
Никогда еще автор не слышал из уст бизнесменов таких просительных, униженных интонаций. Дяденьки, дайте, пожалуйста, заработать на зарплату! Мы будем хорошо себя вести! Всем наденем маски и омоем санитайзерами! Приходите с проверками хоть каждый час!
На эту же тему
© Тайга.инфо, 2004-2020
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика