Фестиваль шведского кино в Новосибирске: «Страну уважают потому, что мы не боимся рассказывать о наших проблемах»

© Татьяна Ломакина. Ларс Хеденстедт
Фестиваль шведского кино в Новосибирске: «Страну уважают потому, что мы не боимся рассказывать о наших проблемах»
25 Апр 2012, 16:59

На открытие фестиваля шведского кино в Новосибирск приехал директор департамента кино Шведского института в Стокгольме Ларс Хеденстедт.

Он рассказал Тайге.инфо о господдержке киноиндустрии, о том, как культура маленьких стран способна выжить под натиском глобализации, и готовы ли шведы говорить на темы, табуированные в России.

Первый фестиваль шведского кино в новосибирском кинотеатре «Победа» открылся 25 апреля фильмом «Симон и дубы». На открытие фестиваля в Новосибирск приехал директор департамента кино Шведского института в Стокгольме (организация занимается распространением информации о Швеции в мире и организацией международных культурных обменов) Ларс Хеденстедт. Он рассказал Тайге.инфо о господдержке киноиндустрии, как культура маленьких стран способна выжить под натиском глобализации, и готовы ли шведы говорить на темы, табуированные в России.

Тайга.инфо: Есть ли в Швеции такая установка на правительственном уровне, чтобы снималось и показывалось патриотичное кино?

— Нет такой тенденции. Но на протяжении многих лет в Швеции существует государственная поддержка кинопроизводства, направленная на поддержку культуры нашей страны. Это касается как кинематографа, так и других культурных сфер. Это то, что произведено в Швеции и доступно самим шведам. Искусство заключается в том, чтобы представить на суд публики то, что она, может быть, не очень ожидала увидеть или услышать. И для этого очень важно наблюдать за тем, что происходит в обществе, заранее и быстро улавливать тенденции. Благодаря этому есть возможность постоянного развития традиций.

Когда поддержка выделяется на кино, проводится оценка качества производства данного фильма. Можно добавить, что ещё у нас есть такое свойство — если мы решаемся рассказать о какой-то проблеме, сложных моментах, которые у нас есть, то это в свою очередь открывает возможности для дискуссий, обсуждения этих проблем. И, может быть, некое уважение к нашей стране появляется оттого, что мы не боимся рассказывать о наших проблемах.

Тайга.инфо: Швеция — страна древней культуры, со своими мифами и мировыми памятниками литературы. Как сегодня на фоне глобализации эта культура выживает в кино и других видах искусства скандинавских стран?

В небольших странах собственная культура смывается потоком американской культуры — фильмами, прежде всего

— Как раз государственная шведская политика и поддержка направлены на то, чтобы по-прежнему жила эта культура и была видна в своих самых разнообразных проявлениях — и в книгах, и в кино, и в интернете. Без этой поддержки Швеции и другим скандинавским странам довольно трудно выживать в том, что касается своей собственной культуры. Мы видим примеры других небольших стран, как мы, в которых, может быть, не так сильно развита вот эта культурная политика и государственная поддержка. В них собственная культура смывается потоком американской культуры — фильмами, прежде всего. То есть их самих там уже фактически не видно.

Есть такое интересное явление, как, например, трилогия детективных романов Стига Ларссона «Миллениум», по которой были сняты фильмы (ремейк первой части трилогии — «Девушка с татуировкой дракона» — вышел в 2011 году, — прим. Тайги.инфо). Когда писатель создавал эти книги, он осознанно писал их в жанре криминального романа, но основанного на шведских событиях и реалиях, очень противоречивых моментах, дебатах, которые происходят в нашем обществе на разные темы. Если бы не было государственной поддержки, то очень трудно было бы так успешно продать эти книги и сделать по ним удачные фильмы.

Тайга.инфо: Какие темы вызывают в шведском обществе дебаты?

— Эти вопросы затрагиваются в фильмах, которые мы покажем здесь на нашем фестивале. Самые острые дебаты вызвала тема, что затрагивается фильме «Play» Рубена Остлунда, который в Новосибирске уже показывали. Очень сильные обсуждения были, и был целый ряд негативных откликов.

Ещё одна современная тенденция, совсем новая, это вопрос, который затрагивается в сегодняшнем фильме открытия [фестиваля] «Симон и дубы». Это Швеция во время Второй мировой войны. Сейчас люди решаются критически отзываться о том, что происходило в Швеции тогда. Они решаются признаться в том, что до войны и в её начале Швеция очень положительно относилась к Германии, поддерживала прогерманскую политику и испытывала очень сильное культурное, ментальное влияние со стороны Германии. И только в ходе войны произошёл переворот, и отношение это изменилось. То, что мы сейчас об этом говорим, это, конечно, большой прорыв, и это действительно что-то новое, раз мы решились об этом рассказать.

Сейчас люди решаются критически отзываться о том,
что Швеция положительно относилась к Германии и испытывала очень сильное ментальное влияние

Ещё одна тема затрагивается в фильме фестиваля «Космос без чувств» — это дети-аутисты. Сейчас мы начинаем это обсуждать, что, мне кажется, немаловажно. И потом есть такой феномен, как интернет, который рассматривается в фильме «Мисс Кикки». Он о том, что есть возможность общаться по всему миру безгранично, и никаких преград для этого нет. Но в то же время оказывается, что в общаться лично всё равно очень сложно, и по-прежнему остаётся вопрос о человеческих взаимоотношениях.

Фильм «До Антиба в один конец» кажется лёгкой комедией, но там очень важные вопросы. Это наше отношение к пожилым людям, старикам, как мы видим их и взаимодействуем с ними в нашем обществе. В фильме «В тысячу раз сильней» тоже, казалось бы, простой вопрос — это отношение к женщинам, молодым девушкам, взаимоотношения в молодёжной среде. Но оказывается, что здесь также есть вещи, на которые пора взглянуть по-новому, это отношения, которые нужно менять.

Тайга.инфо: А табуирована ли в шведском кино тема секса?

— Конечно, вопросы сексуальных взаимоотношений тоже поднимаются, в том числе и нетрадиционная интимная близость. Но я бы не сказал, что это то, на чём сейчас люди фокусируются. Открытость, безусловно, есть. В последнее время появилась тенденция обсуждения гомосексуальности и других форм сексуальных взаимоотношений, о которых снимается и документальное кино, и игровые фильмы.

Тайга.инфо: Вот эта тема, скорее всего, ещё долго не появится в российском кинематографе в связи с некоторыми законодательными инициативами и неспокойным отношением в нашем обществе к вопросам гомосексуальности. А как реагируют на них шведы, получается ли конструктивный диалог?

Молодые люди скрывают свою гомосексуальность, не решаются себя реализовать, и это доводит их порой до самоубийства

— Протестов у нас нет, но дебаты возникают. Люди проявляют к этой теме интерес. Есть случаи, когда документальное кино, например, основано на каких-то реальных событиях — молодые люди скрывают свою гомосексуальность, зажимаются, не решаются себя реализовать, и это доводит порой их до крайности — самоубийства. Когда это показывают в документальных фильмах, это вызывает у людей очень сильную, даже бурную реакцию, потому что это наша действительность. Говорить об этом не всегда легко и приятно, но нужно.

Тайга.инфо: Если иностранцы снимают фильм о русских, то в нём будут, грубо говоря, и КГБ, и водка, и гармонь, и мужик с бородой. А что в этом отношении говорят о шведах? В прошлом году, например, вышел американский фильм «Тор» по комиксам компании Marvel с героями скандинавской мифологии, которые, как и подобает богам и викингам, сильные, красивые, но грубые и немного тугодумы.

— Я лучше расскажу о стереотипах в шведском кино. Больше всего они характерны для шведских комедий, но это обычно очень сильное упрощение повседневной шведской жизни, довёдённой до абсурда. Мы стараемся вообще от стереотипов уходить и в документальном, и в игровом кино, и в артхаусе. Хороший пример, может быть, полного отсутствия стереотипов — это опять-таки фильм «Play». Кстати, известный шведский актёр Микаэль Нюквест, который играет главную роль в трилогии «Миллениум», получил одну из главных ролей в фильме «Миссия невыполнима-4». Там он играет самого ужасного российского злодея со всеми стереотипами о русских, и для нас это, конечно, жутко смешно.

Беседовала Татьяна Ломакина




Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года