«Театр наций» в новосибирском «Глобусе»: острая реакция на политика и епископа
© Татьяна Ломакина. Игорь Гордин (слева) и Сергей Чонишвили
Новый фестиваль «Новосибирские сезоны» в театре «Глобус» стартовал со спектакля «Метод Грёнхольма» Государственного театра наций под руководством Евгения Миронова. Фестиваль проходит при поддержке премии «Золотая маска» и регионального министерства культуры и продлится до декабря гастролями ещё трёх московских театров — «Сатирикона», имени Маяковского, имени Вахтангова, — а также театра антреприз, который привезет постановки классических произведений.
Новый фестиваль «Новосибирские сезоны» в театре «Глобус» стартовал со спектакля по современной пьесе каталонского драматурга Жорди Галсерана «Метод Грёнхольма» Государственного Театра Наций под руководством Евгения Миронова. Фестиваль проходит при поддержке премии «Золотая маска» и регионального министерства культуры и продлится до декабря гастролями ещё трёх московских театров — «Сатирикона», имени Маяковского, имени Вахтангова, — а также театра антреприз, который привезет постановки классических произведений.Открытие фестиваля прошло с помпой — на первый новосибирский показ спектакля съехалось едва ли не всё областное правительство. Собственно старт фестивалю был дан после речи губернатора Василия Юрченко, в которой он заявил об уверенности в том, что «творческие коллективы московские» «будут нас радовать новыми постановками, а мы, любители искусства, будем рады всегда принимать коллективы на нашей сцене».
Через несколько минут после начала «Метода Грёнхольма» из зрительного зала раздалось требование «включить звук». Спектакль был поставлен как камерный — изначально для центра Мейерхольда на 250 мест. Большая же сцена «Глобуса» изменила восприятие сценической речи.
«По-видимому, мы не проверили всё-таки до конца звук, как из зала это воспринимается. Это наша ошибка, — признал на следующий день во время пресс-конференции актёр Игорь Гордин. — Дело в том, что декорации наши устроены таким образом, что они не всегда помещаются в коробку сцены, поэтому их приходится отодвигать. А так как мы находимся ещё дальше, то получается, например, в Саратове мы играли в 15 метрах от авансцены, то есть практически в арьерсцене. Устройство декорации таково, что эта коробка с потолком, она ещё и поглощает звук. Это нам, конечно, мешает».
«Но вот этого „Включите звук!“, такого ещё не было. Это эксклюзив», — добавил сыгравший в спектакле главную роль Сергей Чонишвили. В день следующего показа проблем со звуком уже не возникало.
Игорь Гордин, Сергей Чонишвили, Максим Линников, Дана Чернецова, Роман Должанский (слева направо)
Недовольство новосибирского зрителя также вызвала замена в актёрском составе постановки. Вместо заявленной на афишах и заболевшей незадолго до гастролей Виктории Толстогановой, одну из ролей сыграла актриса Дана Чернецова, которая исполняет эту же роль в версии Рижского русского театра. Актриса подготовилась к спектаклю буквально за одну ночь. В Новосибирске было её второе участие в постановке.
«Это, мне кажется, был дорогой спектакль с точки зрения нервов, эмоций, как для меня, так и уже опытных актёров, которые играют этот спектакль уже почти три года, — рассказала артистка. — Я желаю каждому актёру побывать в такой ситуации. Там очень много перелома произошло, перестроек и вообще понимание, что такое актёрская профессия».
Смутило публику ещё одно обстоятельство — возрастные ограничения. Видимо, в театре посчитали, что под категорию «12+» подходит и сценический мат, и курение персонажа, и вообще сюжет пьесы, в котором речь идёт помимо прочего и об адюльтере. «Метод Грёнхольма» — это история о современном обществе для тех, кто смотрит спектакль как драму, и история экстремального собеседования для тех, кто пришёл на детектив.
В офисе транснациональной корпорации проходит финальный этап конкурса на должность топ-менеджера, на которую якобы претендуют сразу 4 кандидата и все 4 приходят в одно время. При этом интервьюеры скрыты и ведут собеседование посредством записок и заданий — порой игровых, а порой жёстких психологических и довольно унизительных.
«Герой обычный и попадает он в стандартную ситуацию нынешнего времени. Интрига заключается в том, на что человек может пойти ради того, чтобы получить то или иное место, — объясняет Сергей Чонишвили. — Абсолютно, стопроцентно пьеса актуальна, она про нашу жизнь». «В таких городах, как Саратов, это всё фантастика немножко и абсурд, — считает Игорь Гордин, — просто до них ещё не дошло это всё. В Москве нормально всё, относятся к этому как к настоящему».
«Мне кажется, что восприятие [спектакля] меняется не от города к городу, а с течением времени, — высказал своё мнение заместитель художественного руководителя Театра наций Роман Должанский. — Потому что на некоторые моменты спектакля, особенно часть игры со шляпами (в „падающем самолёте“ находятся четверо — „епископ“, „политик“, „клоун“ и „тореро“, каждый из которых должен убедить своих коллег по несчастью в том, что единственный парашют должен достаться именно ему — Тайга.инфо), реакция становится всё острее и острее на политика и на епископа — в связи с теми событиями, которые у нас происходят. Чем комичнее и более похожа на клоунаду становится наша политика, и чем активнее заявляет свои права на давление на общество РПЦ, тем острее становится реакция на епископа и на сравнение политиков с клоунами».
«Вот я вчера, по-моему, слышал, что больше 60% граждан РФ считают своих начальников либо идиотами, либо недалёкими людьми, — продолжил артист Чонишвили. — Так не должно быть. Если этот процент упадёт, то, наверное, какие-то структуры будут функционировать нормальным образом». «Очень многие люди из сферы бизнеса, которых я приглашал на спектакль, они все выходили с опрокинутыми лицами», — добавил Должанский.
Следующий спектакль «Новосибирских сезонов» состоится 19 и 20 октября. Международное театральное агентство «Арт-партнёр XXI» привезёт «Пигмалиона» Бернарда Шоу в постановке Романа Самгина. На сцену «Глобуса» выйдут Александр Галибин и Лариса Голубкина.
Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522