«Здесь здоровых людей вообще нет»: Солодкиным и Андрееву рассказали про следы обгара и розовую биту
© Кирилл Логинов. Та самая автостоянка на Советской (в данное время не используется)
Новосибирский областной суд продолжил исследование доказательств по делу бывшего вице-мэра Новосибирска Александра Солодкина, экс-советника губернатора Александра Солодкина-старшего и бывшего замглавы областного УФСКН Андрея Андреева, обвиняемых в участии в ОПГ под руководством Александра Трунова.
На первом из 13 октябрьских заседаний участники судебного процесса в отсутствие свидетеля и потерпевших по двум эпизодам обвинения заслушали ряд материалов уголовного дела в исполнении государственного обвинителя Марины Морковиной.Заседание началось с полуторачасовой задержкой, которую судья Лариса Чуб объяснила занятостью одного из адвокатов в рассмотрении кассационной жалобы по другому делу и необходимостью выяснить причину неявки в суд свидетеля Дмитрия Буоля, который в настоящее время находится в СИЗО. «Свидетель не доставлен по техническим причинам, — сказала Чуб, — его допрос приостанавливается».
Свидетеля Дмитрия Буоля не доставили в областной суд из СИЗО по техническим причинам
Прокурор Морковина предложила огласить имеющиеся в деле письменные доказательства, а также показания потерпевших Игоря Нешто, Анатолия Феоктистова и Аркадия Зайцева, данные ими на следствии. Ранее эти потерпевшие направили заявления о невозможности своего участия в процессе (Зайцев и Феоктистов — по состоянию здоровья, Нешто — из-за длительного отъезда за пределы города) и попросили рассмотреть дело без них. Подсудимые и адвокаты заявили возражения на ходатайство гособвинителя, подчеркнув, что никаких документов, которые подтверждали бы наличие у них уважительной причины не являться в суд, потерпевшие не предоставили.Адвокат Александра Солодкина-старшего Светлана Ткаченко заявила, что «по закону доказательства могут быть допустимыми, когда они могут быть проверены». Ее коллега Михаил Книжин напомнил, что потерпевшие являются очевидцами преступления, и их необходимо допросить, потому что, например, у него, Книжина, возникло сомнение, что покушение на предпринимателя Фрунзика Хачатряна «вообще совершило то лицо, которое за это привлекалось». «Сомневаетесь, что Буоль совершил?» — недоверчиво переспросила судья. «Да. Ну и что, что есть приговор суда? У меня возникло такое впечатление, это мое впечатление, я могу его высказать», — ответил адвокат, ранее обращавший внимание на то, что при вынесении приговора Буолю доказательства судом не исследовались вообще.
Потерпевшие не указывают на Солодкиных и Андреева как на лиц, совершивших преступления непосредственно в отношении них
Защитник Андрея Андреева Татьяна Титова заявила, что явка в суд на уголовный процесс — гражданская обязанность потерпевших, и они должны присутствовать. «Непонятна ситуация с Хачатряном, который опять не пришел», — добавила адвокат. «Сейчас не о Хачатряне речь», — сказала судья. На заседании Фрунзик Хачатрян, тем не менее, действительно снова отсутствовал. Адвокат Александра Солодкина-младшего Николай Украинцев сказал, что суд не располагает документально подтвержденными сведениями о наличии у Нешто, Зайцева и Феоктистова тяжелой болезни или иного гражданства, и предложил «обязать их явкой». Все подсудимые согласились с позицией защитников. «Ваша честь, здесь здоровых людей вообще нет, но тем не менее приезжаем же как-то», — отметил Солодкин-старший.Однако судья, выслушав мнения всех участников процесса, не нашла причин не доверять потерпевшим и сообщила, что «заявления от них имеются», и этого достаточно. «Кроме того, потерпевшие не указывают на подсудимых как на лиц, совершивших преступления непосредственно в отношении них», — добавила Лариса Чуб и предложила приступить к оглашению показаний потерпевших и письменных доказательств. Против ознакомления с последними ни адвокаты, ни подсудимые возражать не стали. Во время оглашения в зале раздался страдальческий зевок, но судья Чуб, внимательно посмотрев в сторону источника звука, не стала делать замечание, ограничившись улыбкой.
Из показаний сотрудника охранной фирмы «Соболь» Игоря Нешто, который находился в автомобиле Grand Cherokee Фрунзика Хачатряна утром 18 июня 1999 года, следовало, что он «не замечал явной слежки» за коммерсантом. Однако за несколько дней до покушения обратил внимание на светло-синюю «Тойоту», стоявшую вблизи ворот обкомовских дач. Когда Нешто увидел выходящего на Дачное шоссе киллера, ему бросились в глаза «жуликоватый вид» и «нездоровая худоба»: «Я бы предположил, что этот человек наркоман». Позже он вернулся на шоссе, нашел схрон, где киллер прятал автомат («Он пометил место ветками черёмухи, они были увядшими»), и объяснялся с милицией на месте происшествия. Нешто не было известно, почему они с напарником Маратом Загидуллиным (в суде он также еще не появлялся, но никаких заявлений не предоставлял, — прим. Тайги.инфо) охраняют Хачатряна: «Нам он опасений за свою жизнь не озвучивал». По словам водителя автомобиля Grand Cherokee Анатолия Феоктистова, увидев на дороге киллера, который что-то держал в руках, он сначала принял его за сотрудника ГАИ, но «потом увидел вспышку, стекло потрескалось, перестало быть прозрачным». После покушения Феоктистов решил перестать работать водителем Хачатряна, говорится в его показаниях.
В показаниях не упоминается, что ворота кто-то открыл, и в принципе не объясняется, как на территории стоянки оказался человек с битой
Показания охранника автостоянки Новосибирской академии водного транспорта (НГАВТ) Аркадия Зайцева, пострадавшего в ночь на 10 ноября 2003 года от рук поджигателей, гособвинитель Морковина зачитала первыми, и уже в них обнаружились небольшие странности. По словам Зайцева, проснувшись в четыре часа утра, он предложил второму охраннику лечь спать и сменил его на посту. Пройдя по стоянке до ворот, он развернулся, пошел обратно и, «сделав два-три шага», услышал за своей спиной шорох, но оглянуться не успел, потому что получил удар по голове и упал. Ранее же сын Фрунзика Хачатряна Артур говорил в суде, что, по его сведениям, Зайцев открыл ворота «восьмёрке», водителя которой не разглядел из-за включенного дальнего света, и был избит пассажирами именно этого автомобиля. В показаниях же Зайцева не упоминается, что ворота кто-то открывал, и в принципе не объясняется, как на территории автостоянки оказался человек с битой.В свою очередь и Нешто, и Феоктистов рассказали на допросах, что последний не стал тормозить, когда по ним была открыта стрельба, увеличил скорость и не останавливался до поста ГАИ. По словам Игоря Нешто, стрелявший сразу выпустил в Grand Cherokee «две очереди». Но эти показания противоречат заявлениям Дмитрия Буоля, признанного виновным в покушении на Хачатряна и приговоренного за эти и другие преступления к 17 годам лишения свободы. Напомним, по словам Буоля, он сначала четыре раза выстрелил в лобовое стекло джипа, а потом, когда Феоктистов остановил Grand Cherokee, и охранники открыли ответный огонь, произвел еще около 10 выстрелов. Позже Буоль, с его слов, даже попенял Хачатряну на непрофессиональные действия охранников и водителя: в частности, киллер не понял, зачем для перестрелки нужно было останавливать автомобиль. На эти и другие противоречия обратили внимание не только журналисты, но и адвокаты. Николай Украинцев заявил корреспонденту Тайги.инфо, что поэтому они и настаивают на допросе потерпевших в суде. Без присутствия самих Зайцева, Нешто и Феоктистова уточнить все нестыковки и получить ответы на все дополнительные вопросы стороне защиты не у кого.
Кроме прочего, в ходе заседания прокурором Мариной Морковиной были зачитаны заявление в милицию от водителя Фрунзика Хачатряна Владимира Маркаряна о поджоге оформленного на него автомобиля и заявление от Артура Хачатряна о поджоге второго джипа, отчеты ООО «Сибвэй» по определению средней рыночной стоимости обеих машин и копии их паспортов, справка из больницы о полученных Зайцевым травмах и заключение судмедэкспертов об их же характере, а также ряд документов, связанных с решениями судов по искам Хачатрянов и Маркаряна к НГАВТ о возмещении им ущерба.
Без присутствия Зайцева, Нешто и Феоктистова получить ответы на все дополнительные вопросы и уточнить все нестыковки не у кого
Из оглашенного текста протокола осмотра места происшествия на автостоянке, в частности, стало известно, что на горевших джипах были обнаружены «следы обгара и обугливания». Из акта Госпожнадзора — что площадь пожара составляла 4 кв. метра. Из постановления о возбуждении дела по факту поджога на улице Римского-Корсакова автомобиля жены чиновника мэрии Сергея Андреева — что это случилось за пять дней до инцидента на Советской. Ранее на суде сообщалось, что следствие считает происшествие с машиной супруги Андреева мотивом для организации членами ОПГ поджога джипов Хачатрянов.Наконец, в финале заседания прокурор Марина Морковина зачитала протокол выемки и изъятия у свидетеля Павла Егорова биты, при помощи которой, по данным следствия, член ОПГ Илья Рассказов, ныне покойный, избил сторожа Зайцева. Согласно протоколу, бита была металлической и окрашенной в розовый цвет. На ней размещались стилизованное изображение пятиконечной звезды с фигурой, замахивающейся битой, и некая надпись на латыни, содержание которой государственный обвинитель разглашать не стала. Следующее заседание по делу Солодкиных и Андреева пройдет 3 октября.
Кирилл Логинов
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522