«Если мы сидим за одним столом, значит, те моменты недопонимания преодолены»: о встрече православных и либералов в Новосибирске
© Алексей Мазур
В день рождения Владимира Путина в трапезной новосибирского собора Александра Невского произошло событие, которое кажется в современной России невозможным. За одним столом собрались непримиримые вроде противники — православная молодёжь и молодёжь «оппозиционная».
В течение трёх с лишним часов они спокойно обсуждали вопросы отношения церкви, общества и государства. Со стороны «оппозиции» пришли те самые молодые люди, которые участвовали в пикетах против несправедливого, на их взгляд, приговора участницам панк-молебна в храме Христа Спасителя. Среди «принимающей стороны» были те, кто проводил пикеты в защиту нравственности и даже вырывал плакаты у оппонентов. Впрочем, отсутствовали с одной стороны Артём Лоскутов и Павел Красавин, а с другой — координатор местного отделения движения «Народный собор» Юрий Задоя.Если не учитывать предысторию, начало беседы выглядело как какой-то теоретический семинар на тему религии и государства. Руководитель Православного молодежного миссионерского центра Артемий Сильвестров начал встречу со слов приветствия тем, «с кем мы встречались не в такой тёплой аудитории, не в такой дружественной атмосфере, а имели некое противостояние, причём весьма жёсткое».
Сильвестров представил священника, отца Иоанна Реморова, сидевшего по правую от него руку во главе стола. Реморов является проректором Новосибирской православной духовной семинарии и Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института. Кроме того, он преподаёт латынь в НГУ и входит в комиссию по биоэтике при Институте цитологии и генетики СО РАН.
Судя по всему, обе стороны опасались возможного перехода дискуссии в конфронтационное русло, поэтому первые полтора часа старательно обходили острые углы. Один из участников встречи, молодой физик-ядерщик, предложил отцу Иоанну описать, как бы выглядело, на его взгляд, идеальное устройство государства при наличии в нём 10% православных, 40% православных, 90% православных и 100% православных (задача с разными граничными условиями).
Отец Иоанн взял ручку и попросил повторить значения процентов. Впрочем, задачу со 100% православных он решать отказался, как заведомо нереальную. В остальном же, как оказалось, священник вовсе не желает слияния церкви и государства. Реморов напомнил, что при царе церковь была государственным институтом, чиновники были обязаны ходить на богослужения, и «ни к чему хорошему это не привело».
Также отец Иоанн согласился с утверждением другого физика, что выяснять устройство мира — это дело науки.
В общем, чем дальше, тем больше выяснялось, что разногласий у собравшихся не так уж и много. Оппозиционеры попрекали церковь поведением отдельных ее представителей, а православные указывали, что от имени церкви может говорить только собор, и что нельзя видеть в крайних проявлениях мнения всей РПЦ. Более взвешенные суждения уважаемые священники публикуют на сайте «Православие и мир», но почему-то никто не обращает на это внимание.
Реморов напомнил, что при царе чиновники были обязаны ходить на богослужения, и «ни к чему хорошему это не привело»
Через полтора часа наконец прозвучало словосочетание «Pussy Riot». Первым участниц панк-группы упомянул православный прихожанин, юрист, который высказал удивление тем, что от церкви ждут высказываний по юридическим вопросам, которые относятся к компетенции государства.Нарушением «негласного табу» воспользовался и сразу «взял быка за рога» гражданский активист Стас Захаркин: «Мы в апреле хотели провести акцию в знак солидарности с сидевшими тогда в тюрьме Pussy Riot, — я не первый нарушил „табу“ об упоминании их имени. Юрий Задоя, который жаль, что здесь не присутствует, позвонил людям, которые имели отношение к храму Александра Невского, и они вели себя крайне агрессивно, они нападали на людей, ругались матом».
«Очень странно выглядит, когда организация, которая говорит, что она печётся за нравственность, всё так преподносит, — отметил Захаркин. — И у Юрия Задоя есть дочь, она в социальной сети „Вконтакте“ написала речь, это дочь священника, насколько я понимаю (Стас Захаркин перепутал: история была связана с дочерью настоятеля храма Александра Невского Александра Новопашина, а Задоя священником не является, — прим. Тайги.инфо), что следует разобраться с Лоскутовым, причём разобраться в крайне жёстком, насильственном варианте. Так вот, вопрос к храму Александра Невского, к его, так сказать, представителям, — как вы относитесь к такому проявлению нравственности?»
«Я не отношусь к храму Александра Невского, но я скажу так: никто не застрахован от ошибок, — ответил отец Иоанн. — Но это не значит, что мы теперь должны сразу говорить, что „эти“ — совсем плохие люди и так далее. В церкви принято считать, что осуждение человека является грехом, но мы осуждаем те или иные поступки. И если ход взаимодействия сначала шёл в неверной форме, а сейчас мы, слава Богу, сидим за одним столом и общаемся в форме диалога, то это значит, что те моменты недопонимания — преодолены. И давайте мы к ним не будем возвращаться».
«Вы для меня были теми, кто поддерживает сексуальные меньшинства, я думал — ну всё, они все „голубцы“ до одного»
Но наиболее колоритным оказался ответ на вопрос Захаркина пономаря храма Александра Невского Бориса Левитана: «Кому-то не понравится, но я попытаюсь всё максимально упростить, и Стасу в том числе, ответить на вопрос, потому что я — непосредственный участник всех этих событий, которые происходили. Дело в том, что говорится про этот митинг, но почему-то умалчивается о том, что вам его запретили...»«Второе. Я вот заметил, что православного человека всё время пытаются как-то однолико нарисовать. Некий такой робот, который не имеет права ни на эмоции, ни на свои чувства, и он чётко должен быть в рамках, — продолжил Левитан. — Вот я — православный. И вот какая-нибудь девушка православная, в платочке. Она по-своему отреагирует, я — по-своему. Я потом, быть может, буду жалеть об этом, сомневаться, правильно или неправильно я поступил. Но когда я вижу плакат, это в тот же день было, на котором написано „Бога нет!“, нарисованы какие-то корявые церкви, ну я посчитал в тот момент, что это неправильно, и отреагировал своим способом».
«Третий пикет за нравственность, на котором мы наконец-то познакомились. Вы для меня были теми, кто поддерживает сексуальные меньшинства, я думал — ну всё, они все „голубцы“ до одного. А оказалось, что это совсем не так. Вы про меня что [думали]? Быдло, три класса образования... Потом узнали, что у человека два высших образования, откуда ни возьмись, — сказал пономарь. — Поэтому я очень рад, что мы сели [за один стол], наконец. Думаю, мы все для себя выводы сделаем. Когда вот мы сидели в кафе последний раз, разговаривали, и внезапно у нас возникла ситуация с очередным там митингом. И вот если бы мы не сидели за столом переговоров, была бы жёсткая опять конфронтация. А мы спокойно договорились, там маленько что-то перенесли, углы сгладили, вы своих каких-то целей добились, мы — своих».
Впрочем, оказалось, не ко всем оппозиционерам служитель храма Александра Невского питает теплые чувства: «Что касается опять же Лоскутова. Вот хоть я и православный, не побоюсь, если меня кто-то осудит, вот для меня он — поганец. Он поганец, он предатель, который, собственно, начинал свой путь в храме, причём в нашем, потом он переобулся, стал другим человеком. И теперь надевает майку, или даже тиражирует эти майки (майки со стилизованными под икону Pussy Riot с изображениями, — прим. Тайги.инфо), вставляет эти плакаты [в лайт-боксы] в центре города».
«Лоскутов поганец, предатель, который начинал свой путь в храме, потом он переобулся, стал другим человеком»
«Для меня, понимаете, как для каждого православного человека, церковь для меня — мать. Это то же самое, что над моей матерью кто-то стал бы издеваться, — убеждал Левитан. — Ну я думаю, что любой из вас выступит, независимо от своих физических возможностей, если над его матерью кто-то начнёт издеваться или хулить. Реакция была бы совершенно нормальной и соответствующей. Точно такая же реакция и с этими „рок-звёздами“, которые в храме Христа Спасителя выступали».Через какое-то время возник вопрос о том, в какой ситуации православные считают допустимым применение насилия, и не должны ли они всегда «подставлять другую щёку».
И опять самым небанальным был ответ Бориса Левитана: «Приведу конкретный пример — идёт по городу Иерусалиму православный священник с православным крестом, и встречают его такие (ортодоксальные) иудеи, с пейсами километра по два. Понятно, что у них сразу ненависть, негатив. И вот один из них приметился и плюнул (у ортодоксальных раввинов в некоторых районах Иерусалима есть „традиция“ плевать в сторону священников других конфессий, — прим. Тайги.инфо). И вопрос дальнейших действий священника зависит от чего? Он зависит от меткости источника плевка».
«Если слюна попала в лицо священнику — священник сказал: ну извините, отёрся и пошёл дальше. Но слюна, к сожалению, попала не в лицо священника, она попала ему на крест. И тут совсем другая реакция, — продолжил пономарь. — Священник снял крест, снял рясу, ну и... доказал правильность своей веры. Точно так же и здесь. У нас всё время противоречие, „если ударили по левой щеке, подставь правую“, но если, например, ситуация даже не с крестом, а достаться могло девочке, которая шла с крестом, оплевали бы и побили камнями? Что сказать? „Бейте, бейте, вы молодцы“?»
Отец Иоанн Реморов подтвердил, что церковь не проповедует «непротивление злу насилием». Православный Александр дополнил его комментарий: «Ребята, дерзну сказать, что за веру [люди], к всеобщей радости или к сожалению, — будут биты. За всё остальное...» Стас Захаркин возразил: «Фашисты, они за свою веру били». Кто-то из православных ответил: «Так потому и битва была. И кто победил?»
«Если слюна попала в лицо священнику — он отёрся и пошёл дальше. Но слюна попала не в лицо, она попала ему на крест»
После завершения встречи я спросил аспиранта Института ядерной физики СО РАН Леонида Кардопольцева, который участвовал в переговорах с «либеральной» стороны, как появилась идея подобной встречи. Он рассказал, что после пикета «За нравственность», на котором оппозиционеры пародировали «православных», лузгая семечки вокруг бутылки с пивом на фоне написанных с ошибками плакатов, состоялся разговор с несколькими православными, включая Юрия Задою и Бориса Левитана. Потом общение продолжилось, Левитан начал обмениваться с физиками-теоретиками книгами по богословию, и возникла идея провести общую встречу. Сначала думали сделать это в виде дискуссии, но не могли договориться о формате и спикерах, и решили собраться просто так.Хочу добавить несколько слов от себя, как от человека, видевшего политические баталии конца 80-х-начала
Возможность подобной встречи казалась невероятной. Это не в русле нашей порочной политической традиции. В русле нашей традиции — навесить на противоположную сторону жупелы, нарисовать отталкивающий и отвратительный портрет своего оппонента, и с этим портретом усиленно бороться, не замечая стоящего за ним живого человека.
Молодые люди разных мировоззрений, можно сказать — разных цивилизаций, увидели друг друга, начали разговаривать и были крайне удивлены. С одной стороны — не извращенцы и не исчадия ада, а с другой — не дикари в рясах и с крестами. И с той, и с другой стороны — хорошие люди, в чём-то друг друга не понимавшие. В
Будем надеяться, что это получится в
Текст и фото Алексея Мазура
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522