Александр Галибин снова в «Глобусе»: «Можно провести параллель любых перестановок в правительстве с перестановками в театре»
© Татьяна Ломакина. Александр Галибин
Александр Галибин рассказал о переворотах в театрах как о волнениях в государстве, о жизни в «Глобусе» и о своём несостоявшемся ректорстве в Новосибирском театральном институте.
Театральный режиссёр, артист театра и кино, одна из самых ярких ролей которого — Мастер в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко, Александр Галибин после долгого перерыва вновь вышел на сцену. Причём в театре, где некогда три сезона был главным режиссёром и где его постановка «Игроков» Гоголя уже 11 лет входит в репертуар. В новосибирском «Глобусе» в рамках фестиваля «Новосибирские сезоны» международное театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» представило комедию Романа Самгина «Пигмалион» Бернарда Шоу, в которой актер исполняет роль профессора Хиггинса. О переворотах в театрах как о волнениях в государстве, о жизни в «Глобусе» и о своём несостоявшемся ректорстве в Новосибирском театральном институте Александр Галибин рассказал Тайге.инфо.Тайга.инфо: Вы как-то говорили, что действующий режиссёр обязательно должен пройти провинциальный театр. Сейчас вы взяли паузу в режиссуре, снова играете на сцене. Но приняли бы вы теперь предложение нестоличного театра, чтобы вновь быть главным?
— Если судьба повернётся таким образом, что в этом будет моя необходимость личная... Потому что, думаю, я всегда поступал так, как мне бы хотелось поступать в силу такого своего свободолюбия. Мой приезд в «Глобус» [в 2000 году] не был назначением, он был абсолютно добровольным приходом, как и во все театры, в которых я был. И уходил я добровольно. Или со мной не продляли контракт. Поэтому, если возникнет такая [потребность] в моей биографии — сколько мне осталось, я ж не знаю — наверное, да. Наверное, да.
Тайга.инфо: В любую глушь?
— Ну, в любую глушь, наверное, нет уже. Я всё-таки уже дядька-то такой... взрослый, скажем так. Хотя никто не знает. От тюрьмы и от сумы не зарекайся. И от театра.
Тайга.инфо: С одной стороны, актёр — существо подневольное, всегда должен подчиняться решению худрука, режиссёра. С другой — режиссёры нередко становятся объектами коллективных бунтов и конфликтов, как это произошло с вами в театре Станиславского два года назад (в
— Это такая сложная тема на самом деле. Профессия — это же твоя жизнь, ты этим живёшь. Это и способ деньги заработать, способ как-то реализоваться. Поэтому слово «хуже», наверное, неправильное. Это две абсолютно разные профессии — актёрская и режиссёрская. Когда ты работаешь как режиссёр, в тебе, так или иначе, сидит актёр, потому что ты выходишь к актёрам, показываешь им. Другое дело, что ты показываешь блиц и иногда не делаешь такой длинный шаг, как это нужно в роли.
Почему я захотел играть в «Пигмалионе», так потому что эта пьеса такая особая для меня. Я хотел её делать в «Глобусе» и никогда не мог предположить, что так судьба сведёт, и я на этой сцене буду её играть. Тогда просто не было актрисы, которая могла бы сыграть Элизу Дулиттл (в постановке Самгина её играет Олеся Железняк — Тайга.инфо).
Фото Татьяны Ломакиной
И я сам хотел играть Хиггинса, мне кажется, это один из выдающихся персонажей, в котором собрано такое количество классики — и Островского, и Гоголя. Другой вопрос, что Рома [Самгин] пошёл по пути такому более человеческому, может быть, — через иронию, через юмор — и попытался дать человеческие характеры [персонажам]. Но я с удовольствием огромным выхожу на сцену и играю. Если мне хотелось уйти в профессию на длинный шаг, как я сказал, то в какой-то такой роли.
Тайга.инфо: Ещё одна ваша, скажем так, аксиома, что театр — это модель государства. Как, по-вашему, события в нашей стране, которые произошли за этот выборный год, отразились в театре?
— Даже сейчас можно провести параллель любых перестановок в правительстве с перестановками в театре однозначно. Мне не хочется опять делать конкретные какие-то точки, но, понимаете, театр — это же люди, и в какой-то степени это тоже государство — со своими проблемами, чаяниями и отчаяниями. Когда происходят какие-то внутренние перевороты в театре, это довольно болезненно сказывается на людях и самом театре. То же самое происходит и в стране. Я считаю, что если хорошо в театре, хорошо и в городе.
А Новосибирск для меня особый город. Наверное, я бы мог сказать, что это мой родной город. Ему очень много отдано в таком хорошем объёме, много сделано. Я, знаете, иногда смотрю вот то, что я сделал в Новосибирске, мне уже не хочется повторять нигде. Когда выходят спектакли, я думаю: «А вот это я уже сделал». У меня была возможность, и себя реализовал в этом. Этот город так и останется в моей судьбе. Это моя биография. Мои и Иры — моей жены (актриса Ирина Савицкова в годы работы Галибина в Новосибирске играла на сцене «Глобуса» — Тайга.инфо). Я рад, что это было.
Фото Татьяны Ломакиной
Тайга.инфо: А это правда, что вам предлагали ректорство в Новосибирском театральном институте?
— Такой разговор был, да. Вы знаете, это ведь практически значит поменять судьбу. Это вовсе не просто — взять и приехать: «Давайте я буду ректором». Или: «Давайте я буду худруком, ну, или ещё кем-то». Для меня это серьёзный шаг, ответственный. Если бы это произошло, то тогда надо бы менять просто свою жизнь и заниматься только этим. А у меня всё-таки есть Петербург. Там родители, там моя старшая дочь, там уже внучки. Я всё равно вернусь в Петербург, несмотря на то, что сейчас работаю в Москве. Это моя работа, и я там, где я нужен, где я интересен.
Тайга.инфо: О какой российской проблеме вы бы поставили спектакль?
— Я никогда не подстраиваюсь под проблему и не иду вслед за проблемой. Ты откликаешься на то, что происходит в мире сердцем, и сердце тебе подсказывает соответственную драматургию. Мне вот кажется, что «Пигмалион» как раз то, что приносит людям радость даже при всей той иронии, в том числе и злой. Это важно — приносить людям радость. И чтобы спектакль заканчивался любовью, чтобы он был позитивен.
Тайга.инфо: После шумихи вокруг скандала в театре Станиславского и вашего ухода из него (в 2011 году у Галибина закончился контракт с театром, и его не продлили — Тайга.инфо), прошёл слух, что вы, подобно многим вашим коллегам, вступили в «Единую Россию».
— Нет, я не вступал. Я вам больше скажу. Я очень далёк от политики именно потому, что считаю, что театр вне политики, он существует сам как явление. То, что он отражает, это не потому, что он идёт на поводу у государства или каких-то руководящих партий, или партий, которые находятся в загоне. А потому что театр отражает время. Он должен отражать. Он не должен быть поводом и не должен быть на поводке у кого-то. Он должен быть абсолютно свободен. Именно поэтому он и раздражал, начиная от скоморохов и заканчивая великими театрами.
Беседовала Татьяна Ломакина
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522