Rosenberg Trio на Sib Jazz Fest-2012: «Джаз-мануш никогда не был так популярен, как сегодня»
© Фотография Виктора Дмитриева предоставлена пресс-службой новосибирской филармонии. Rosenberg Trio
Rosenberg Trio выступили на закрытии фестиваля Sib Jazz Fest-2012 и рассказали Тайге.инфо, когда цыгане покорили сердца европейцев, как отцы относятся к тому, что их дети слушают американскую попсу, и принуждают ли их заниматься музыкой.
Rosenberg Trio, последователи легендарного Джанго Рейнхарда и самые известные исполнители джаза-мануш (или цыганского джаза), выступили на закрытии фестиваля Sib Jazz Fest-2012. Англоговорящие представители семейства Розенбергов — Нонни и Сточело — рассказали Тайге.инфо, когда цыгане покорили сердца европейцев, как отцы относятся к тому, что их дети слушают американскую попсу, и принуждают ли их заниматься музыкой.Тайга.инфо: Джаз-мануш — сколько в нем от джаза и сколько от мануш?
Сточело: Несмотря на то, что джаз-мануш произошел от традиционного джаза, его уже нельзя определять как музыкальный микс. Джанго Рейнхард, который создал это направление, задал ему совершенно иной вектор. Это отдельное направление музыки, основанное, прежде всего, на цыганских музыкальных традициях и джазе — в том числе.
Тайга.инфо: Джаз в последнее время стал общим местом, куда каждая этническая группа привносит свой культурный багаж. Иногда получается грубо и пошло, а у цыган — органично. Почему?
Сточело: И снова я должен вернуться к истории нашего джаза — то есть к личности Джанго Рейнхарда. Он, по сути, создал европейский джаз. Он был главным джазменом нашего континента в начале
Родители пересказывают детям его жизнь, потому что она ярче любого блокбастера или приключенческого романа
Тайга.инфо: Судьба Джанго Рейнхарда весьма драматична: война, оккупация, пожар, из-за которого он потерял три пальца. Как к нему относятся в цыганской среде? Он и сейчас легенда?Сточело: Безусловно. Он личность невероятного масштаба. Поколения сменяются, а мы так и не нашли ему замену. Он лучший гитарист за всю историю цыганского народа. Родители пересказывают детям его жизнь, потому что она ярче любого блокбастера или приключенческого романа. Эпизоды из его жизни можно рассказывать детям перед сном, пока они не вырастут, — настолько насыщенным был его жизненный путь.
Тайга.инфо: В мирное, спокойное время звездам такого масштаба появиться сложнее? Для этого всегда нужна драма?
Сточело: Если судить по таким именам, как Чарли Паркер, то рождение легенды без драмы и трагедии не обходится. Но Джанго Рейнхард и Стефан Грапелли завоевали сердца французских слушателей еще до начала войны. Значит, музыка все-таки на первом месте.
Тайга.инфо: Как вообще начинается знакомство с музыкой в цыганской семье?
Нонни: Никто никого не заставляет заниматься музыкой. Дети сами выбирают, на чем играть — в очень юном возрасте. Когда вся семья играет, у них просто нет выбора.
Сточело: Разумеется, мы не отдаем их ни в какие музыкальные школы, и они не знают нотную грамоту. Нам даже учить их особо не надо. Они сами в
Тайга.инфо: В
Сточело: Наше поколение может обогащать народную музыку любыми веяниями извне. Мы привносим в нее латинские и бразильские мотивы. Есть музыканты, которые играют джаз-мануш на электрогитарах. А вот с детьми есть проблема. Конечно, они слушают Lady Gaga — никуда от этого не деться.
Мой дед играл румынскую и балканскую музыку. Для него увлечение отца музыкой Джанго тоже было подростковой блажью
Нонни: Если честно, это неприятно, когда цыгане слушают американскую попсу вместо того, чтобы слушать свой цыганский джаз. И с каждым годом их все больше и больше. Мой внук сначала взялся осваивать гитару, потом увидел мой контрабас и решил играть музыку Джанго. Проходит несколько лет, и он приносит мне диск Майкла Джексона — он стал фанатом Майкла, даже танцевать научился так же. Ну что мне с ним делать? Не могу же я ему запретить слушать Майкла. Так, собственно, и растут дети.Да, сейчас они слушают Lady Gaga — время изменилось, и они выросли в другом мире. Мой дед играл румынскую и балканскую музыку. Для него увлечение моего отца музыкой Джанго тоже было подростковой блажью. Когда мой отец и его братья создали группу и смешали джаз-мануш с балканскими мотивами, старики были в ужасе от их наглости. Но они создали что-то новое, и мое поколение выросло на их наследии.
Тайга.инфо: Значит, история цыганского джаза может легко закончиться на вашем поколении?
Сточело: У меня точно нет уверенности в том, что мои дети продлят этому направлению жизнь. Мой сын играет хип-хоп с цыганскими мотивами и увлекается фри-джазом.
Тайга.инфо: И как вы к этому относитесь?
Сточело: Конечно, это не мое. Но я уважаю его выбор. Кроме того, все еще есть молодежь, которая не изменяет традициям — на нее вся надежда.
Тайга.инфо: Сегодня вы для мира — лицо цыганского джаза. Это большая ответственность.
Сточело: И еще большая гордость — быть посланцем своего народа. Джаз-мануш никогда не был так популярен, как сегодня. Десять лет назад он вышел за пределы маленьких баров и семейных вечеров и отправился в путешествие по всему миру. Мы рады, что наши гастрольные туры открыли миру это направление, мы рады, что наши записи попадают в нужные руки, и музыканты со всего мира начинают играть джаз-мануш.
Текст: Татьяна Савкова
Фото: Виктор Дмитриев
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522