Через 7 километров уже Китай: чем помогли Зейская и Бурейская ГЭС природе и человеку
С запуском Богучанской ГЭС в Красноярском крае начался очередной этап истерии вокруг экологических последствий затопления «ложа» водохранилища. Съемочная группа Тайги.инфо побывала в Амурской области, где на примере Бурейской ГЭС и Зейской ГЭС выяснила, как гидроэнергетика влияет на окружающую среду
Сотрудники крупнейших заповедников области считают, что «рукотворные моря», безусловно, влияют на экосистему региона, но такое воздействие нельзя назвать негативным. Зейское водохранилище заполнялось без уборки леса, в отличие от современных, тем не менее, на его берегах были созданы большие курортные и заповедные зоны.
«Качество воды не изменилось, — утверждает директор „Межрегионального центра экологического мониторинга гидроузлов“ Сергей Сиротский. — Изменились термические условия водных объектов. Продуктивность рыбы возросла где-то в 2,5 раза после строительства Бурейской ГЭС. С рыбаками встречались, как ловили они по 30 хариусов, так меньше и не стало. И природа всё та же — как было раньше, так и осталось».
В Зейском районе рыбные запасы выросли более чем на 30% после строительства Зейской ГЭС. В реку Зею вернулся таймень, который не водится в теплой стоячей воде. Квота на вылов рыбы даже не выполняется, как бы много местные жители не ловили.
Как считает заместитель директора Хинганского заповедника Вячеслав Кастрикин, «в мире вопрос влияния ГЭС от начала и до конца не был исследован»: «Здесь мы получили, во многом, уникальную возможность, о которой настоящий научный специалист может только мечтать. Мы можем снять срез экологического мониторинга разнообразия и плотности животных до строительства ГЭС, во время наполнения водохранилища и после этого».
«Смешение гор и стихии воды для приезжего человека — самое яркое впечатление. Есть понимание на основе своих исследований, что существуют глобальные природные процессы, связанные с солнечной активностью, осадками, многолетними гидрологическими циклами. На их фоне влияния человека, в том числе, гидростроительство, — они бледно выглядят. Природа по-прежнему сильна, и она диктует динамику численности большинства животных, динамику продуктивности экосистем, а человек только что-то где-то подправляет, и, порой, зря заявляет, что он слишком много подправил», — говорит директор Зейского заповедника Сергей Игнатенко.
«Я очень часто говорю, что не люблю ГЭС, но при этом не представляю жизнь без электричества. Да, оно нужно, — признается Кастрикин. — Дальневосточный регион осваивается. Есть поговорка: свято место пусто не бывает. И такие отличные территории, с точки зрения земледелия, выпаса скота, пушнины, они не могут не быть привлекательными. И, конечно же, есть демографическое давление со стороны Китая, где идет страшное опустынивание. И китайское население формировалось в условиях значительного преобразования природной среды, в отличие от российского населения, для которого важны березки, реки, озера».
Подготовили: Кирилл Канин и Ярослав Власов